Высказывания мастеров о дервише
Сияющий луч,
обращающий в золото черное сердце –
Вот алхимия, являемая в кругу дервишей.
Хафиз
Юсуф ибн Хусейн: "Ненасытный человек – наихудший из людей, искренний дервиш – наилучший".
ТА, с. 389
Абу Абдоллах Магриби: "Дервиш, который отстраняется от мира, пусть он и не подвизается на поприще добрых дел, на гран добродетельнее, чем благочестивый богослов".
ТА, с. 56
Або'л-Хасан Харакани: "Дервиш – это тот, кто отстранен и от этого мира, и от мира иного, не испытывая любви ни к земле, ни к небесам, поскольку и то и другое презренно его сердцу".
ТА, с.695
Або'л-Хасан Харакани: Дервиш – это тот, чье сердце свободно от помышлений. Он беседует не разговаривая, он видит и слышит, не смотря и не слушая; он принимает пищу, не вкушая ее. Он не движется и не покоится, он не радостен и не печален".
ТА, с. 701
Абу Бакр Васити: "Дервишу следует развиваться посредством света сердца, современные же мистики ковыляют на костылях".
ТА, с. 701
Джафар Холди: "Когда ты находишь дервиша, который обильно питается, знай, что либо он не осознаёт мистический момент (вакт), дарованный ему, либо он скоро сойдет с пути, либо его духовное состояние стало бесплодным".
ТА, с. 753
Яхью ибн Маадха спросили: "Что это значит – быть дервишем?" Он ответил: "Иметь в миру единственное богатство – достояние Божие".
ТА, с. 372
Когда Абу Хафса Хаддада спросили, что значит быть дервишем, он ответил: "Выказывать свою приниженность (шекастеги) перед Всемогущим".
ТА, с. 398
Ансари: "Что значит быть дервишем? Внешне – без притворства, внутренне – без раздоров. Дервиш не имеет имени и репутации, не знает ни войны, ни мира".
РА
Абу Мохаммад Джорайри: "Быть дервишем — значит быть неимущим; то же, что приходит к тебе, не считай своим. В этом смысле Коран отсылает к тем, которые "любят выселившихся к ним..., дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение" (59:9); это означает, что не следует ожидать награды за терпение[29]".
ШТ, с. 280
В "Восхвалении дервишей"[30] Ансари пишет: "Существует сообщество тех, кто никогда не застревает в чащобе зависти, на чьи одеяния смирения никогда не оседает пыль нафса, и чьи глаза не ест дым эгоистического желания. Они – владыки Пути в одеянии бедности и подобны ангелам в человеческом облике, когда величественно шествуют по своему пути".
ТфА II, с. 517
Саади: "Внешние приметы дервиша – потрепанный плащ и нечесаные волосы, однако его реальность – живое сердце и умерщвленная душа".
Г, с. 231
Абу Бакр Хамадани: "Три качества делают человека дервишем: первое – он ничего не домогается; второе – не отказывается от того, что подают; третье – не откладывает полученное впрок".
ТС(А), с. 434
Абу Саид Абиль-Хайр: "Кто притязает именоваться дервишем – не дервиш; имеющие притязания – не дервиши. Именование "дервиш" подразумевает качества бытия настоящих дервишей. Ищущий Истину неизбежно встречается с дервишами на своем пути, ибо они – дорога к Реальности".
AT, с. 307
Вознося хвалу дервишам, Хадж Молла Хади Сабзавари пишет:
Вся мирская чеканка, монетный двор и печать –
Фальшивки, подделки.
Единственно подлинная монета—
Это алхимия взгляда совершенного дервиша.
Огонь не свойствен тому, что воспламенило
Неопалимую купину в Палестине.
Жар сердца дервиша –
Вот подлинный огонь.
Обязательные молитвы, рвение святош
Не приводят к успеху.
Лишь любовь действенна, лишь любовь сохраняется,
Лишь любовь – цветок дервишей.
Дивани
В Маснави Руми говорит о дервишах так:
Бог устраивает дела дервиша так, чтобы он жаждал Бога, а стремления того, кто жаждет иного, чем Бог, склоняет к мирским вещам; такой человек в неведении и отступничестве сбивается с пути. Он – дервиш лишь с виду, он не принадлежит к духовной семье. Не бросай кость нарисованной собаке! Его нуждание, скорее всего, это нужда в пище, а не в Истине. Не ставь же блюд перед этими безжизненными муляжами людей.
Дервиш, пекущийся о куске хлеба – как рыба на берегу: без моря это лишь видимость рыбы. Он подобен домашней птице, а не небожителю симургу; он занят своим желудком вместо того, чтобы заниматься Богом. Ради куска хлеба он может любить Господа, но в душе он не влюблен в Прекрасного и Возвышенного".
ММ I, стихи 2752– 2756
Руми также пишет:
Дервиш не пребывает в мире, а если пребывает, то это не дервиш.
На самом деле его сущность вечно пребывает в Божественном, а индивидуальные черты исчезли в Личности Всемогущего. Точно так же пламя свечи при солнечном свете исчезает, на самом деле присутствуя.
Оно здесь – попробуй-ка поднести хлопок! Но при ярком свете солнца его не видно. Свеча пребывает без свечения, ибо его поглотил яркий свет солнца.
ММ II 3669– 3673
"Как это так, – спросили у Абу Саида, – что Бога можно увидеть, а дервиша нет?" Он ответил: "Это оттого, что Бог – сущий, а сущее можно видеть. Дервиш – не-сущий, а не существующее не увидишь".
AT, с. 313
Абу Саиду Абиль-Хайру приписывают три следующих рубаи: