Тема 3. Классификация конфликтов
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины (модуля)
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
является формирование компетенций, направленных на создание у студентов практических навыков разрешения конфликтных ситуаций, воспитание специалистов, обладающих культурой поведения, готовых к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих
компетенций:
ОК-5 Обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
В результате освоения дисциплины студент должен:
Шифр компетенции | Результаты обучения | Уровень | |||||
формирован | |||||||
ия | |||||||
компетенци | |||||||
и | |||||||
ОК-5 | знать | основные | правила | поведения | в | ||
коллективе, | методы | анализа | |||||
конфликтных ситуаций | |||||||
уметь | урегулировать напряжённую ситуацию в | ||||||
коллективе, | использовать | методики | |||||
бесконфликтного общения. | |||||||
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: Основные типы конфликтных взаимодействий и методы исследования спорных ситуаций. Стратегии и приёмы урегулирования конфликта.
Уметь: | Определять специфику социального контекста того или иного |
конфликтного противоречия, грамотно использовать аналитические | |
ресурсы, критически оценивать достоинства и недостатки различных | |
подходов к исследованию конфликта, находить организационно- | |
управленческие решения в нестандартных ситуациях, быть готовым | |
нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться. |
Владеть/быть | в | Понятийным | аппаратом | конфликтологии, | навыками | анализа |
состоянии | конфликтных ситуаций. | |||||
продемонстрировать: | Находить и применять в производственной деятельности базовые знания | |||||
в области разрешения противоречий | ||||||
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫУчебная дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части гуманитарного,
социального и экономического цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», все профили. Освоение дисциплины на дневном отделении происходит в третьем семестре. Освоение дисциплины на заочном отделении происходит в четвёртом семестре. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения образовательной программы среднего общего образования. Компетенции, формируемые у студентов, при изучении учебной дисциплины «Конфликтология», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как: «Семейное право», «Юридическая служба в организации», а также во время прохождения учебной практики.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Философия (дисциплина общего цикла);
История (дисциплина общего цикла)
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать:
основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;
этапы развития диалектического противоречия;
основные закономерности исторического процесса, стадии исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.
Уметь:
анализировать различные теоретические позиции по предлагаемым проблемам; применять основы гуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения; толерантно воспринимать социальные, этнические, культурные различия.
Владеть:
общенаучным категориальным аппаратом;
способностью к деловым коммуникациям для решения задач межличностного общения,
способностью работать в коллективе;
алгоритмом действия в нестандартных ситуациях.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУОбщая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:
для студентов очной формы обучения: лекции – 30 часов, практические занятия – 30 часов, самостоятельная работа 12 часов, включая подготовку к зачёту – 9 часов; для студентов заочной формы обучения: лекции –4 часа, практические занятия –6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к зачёту, – 62 часа.
.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1 Тематический план изучения дисциплины Для студентов очной формы обучения:
Наименов | ||||||||||||
Контактная работа обучающихся | ание | Самостоятельная | ||||||||||
оценочног | ||||||||||||
с преподавателем | работа | |||||||||||
о | ||||||||||||
№ | Тема, раздел | средства | ||||||||||
лекции | практическ | в | т.ч. | в | Кол-во | Наименование | ||||||
ие занятия | активной | часов | оценочного | |||||||||
форме | средства | |||||||||||
1. | Конфликтология | Таблица | таблица | по | ||||||||
как наука | по | истории | ||||||||||
истории | развития | |||||||||||
развития | отечественной | |||||||||||
отечеств | конфликтологи | |||||||||||
енной | и, контрольная | |||||||||||
конфлик | работа | |||||||||||
тологии, | ||||||||||||
контроль | ||||||||||||
ная | ||||||||||||
работа | ||||||||||||
2. | Конфликт | как | Мини- | контрольная | ||||||||
социально- | кейс | работа, | ||||||||||
психологическое | (работа | решение | ||||||||||
явление | малыми | ситуационных | ||||||||||
группам | задач | |||||||||||
и), | ||||||||||||
контроль | ||||||||||||
ная | ||||||||||||
работа | ||||||||||||
3. | Классификация | контроль | ||||||||||
конфликтов | ная | |||||||||||
работа | ||||||||||||
4. | Этапы развития | Решение | решение | ||||||
конфликта | ситуацио | ситуационных | |||||||
нных | задач, | ||||||||
задач, | составление | ||||||||
составле | карты | ||||||||
ние | конфликта | ||||||||
карты | |||||||||
конфлик | |||||||||
та | |||||||||
5. | Политические | тест | |||||||
конфликты | |||||||||
6. | Этнические | контроль | контрольная | ||||||
конфликты | ная | работа | |||||||
работа | |||||||||
7. | Конфликты | в | Устный | решение | |||||
организациях | опрос по | ситуационных | |||||||
теме, | задач | ||||||||
решение | |||||||||
ситуацио | |||||||||
нных | |||||||||
задач | |||||||||
8. | Конфликты | в | Кейс. | решение | |||||
сфере управления | Деловая | ситуационных | |||||||
игра | задач | ||||||||
«Разрабо | |||||||||
тка и | |||||||||
приняти | |||||||||
е | |||||||||
управлен | |||||||||
ческих | |||||||||
решений | |||||||||
» | |||||||||
9. | Конфликты | в | «Круглы | ||||||
семье | й стол» | ||||||||
10. | Переговоры | и | Деловая | |||||
посредничество | в | игра | ||||||
конфликте. | «Перего | |||||||
воры» | ||||||||
Подготовка | к | зачёт | ||||||
зачёту | ||||||||
ИТОГО: | ||||||||
Для студентов заочной формы обучения:
Количество часов | |||||||||
№ | Тема, раздел | Лекции | Семинары | Самостоятельн | Наименование | ||||
ая работа | оценочного средства | ||||||||
Конфликтология | Контрольная работа | ||||||||
как наука | |||||||||
Конфликт | как | Контрольная | работа, | ||||||
социально- | |||||||||
решение | |||||||||
психологическое | |||||||||
ситуационных задач | |||||||||
К | явление | ||||||||
Этапы | развития | Решение | |||||||
конфликта | ситуационных | задач, | |||||||
составление | карты | ||||||||
конфликта | |||||||||
Конфликты | в | решение | |||||||
организациях | ситуационных задач | ||||||||
Конфликты в сфере | коллоквиум | ||||||||
управления | |||||||||
Творческая | работа | Творческая работа (эссе) | |||||||
(эссе) | |||||||||
подготовка | к | ||||||||
зачёту | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
5.2 Содержание учебной дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Конфликтология как наука.
Предмет и структура дисциплины «конфликтология». Цели и задачи конфликтологии как учебной дисциплины. Соотношение конфликтологии с другими социальными и гуманитарными науками. Междисциплинарный характер конфликтологии. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии на рубеже XIX - XX в.в. Особенности социологического и психологического подходов к анализу конфликта. Методы исследования конфликтов.
Основные элементы социальной структуры общества. Социально-экономическое неравенство как основная причина общественных конфликтов. Теория классовой борьбы К.Маркса. Социальная революция - форма разрешения общественных противоречий. Понятие конфликта у Г. Зиммеля. Анализ властных отношений в социологии М. Вебера. Э. Дюркгейм о природе конфликта. Общественное разделение труда. Понятие общественной солидарности. Парадигма конфликта в американской социологии.
Теория социального конфликта Р. Дарендорфа. Сопротивление власти как сущность конфликта. Конфликт и структурные изменения в обществе. Теория конфликта Л. Козера. Конфликт как борьба за ценности. Позитивные функции конфликта. Особенности развития конфликтологии в России. Современные проблемы конфликтологической науки.
Тема 2. Конфликт как социально-психологическое явление.
Понятие «социального конфликта». Определение структурных элементов конфликта. Социальное взаимодействие. Противоречие как основа конфликта. Социальная напряженность и ее источники. Потребности и конфликт.
Социально-экономические причины появления конфликтных ситуаций. Психологические причины формирования конфликта. Субъекты конфликта на индивидуальном, групповом, институциональном уровнях. Признаки конфликтной ситуации. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Роли субъектов в конфликте и их характеристика. Предмет конфликта и образ конфликтной ситуации у противоборствующих сторон. Мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон. Факторы, осложняющие развитие конфликта (гендерные, возрастные, культурные, психологические, статусные и пр.)
Тема 9. Конфликты в семье.
Соотношение понятий «брак» и «семья». Структура семейных отношений.
Кризисные периоды в развитии семьи. Исторические формы семьи и брака.
Взаимоотношения между родственникам в различных типах семей. Социальные функции
семьи. Распределение ролей в семье. Причины конфликтов между детьми и родителями.
Формы проявления конфликтов между супругами. Психотравмирующие последствия
супружеских конфликтов. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Тактика
регулирования супружеских и межпоколенческих конфликтов.
Тема 10. Переговоры и посредничество в конфликте.
Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Характеристика
основных этапов переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном
процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технология
управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций
(эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки),
их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном
процессе и их виды. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «выигрыш-проигрыш».
Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнёра»,
«ультиматум», «уступка» пр. Правила ведения деловых переговоров. Роль третьей
стороны в урегулировании конфликта. Типы посредничества.
Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Возникновение и развитие конфликтологии.(2часа)
Занятие 1.
Форма проведения семинара – дискуссия.
Эволюция взглядов на противоречие и конфликт в истории философской мысли. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение, XIX в.)
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на следующие вопросы:
Каковы этапы эволюции взглядов на конфликт в истории философии?
Почему долгое время конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? Каким образом происходило осмысление конфликтов в Древней Греции и Древнем Риме? (на примере философских учений Гераклита, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) Ставилась ли проблема насилия и войн в религиозных теориях Августина Блаженного, Фомы Аквинского?
Кто предпринял первую попытку системного анализа социальных конфликтов в эпоху Возрождения?
Формула «Цель оправдывает средства» применима к современной политической ситуации в мире?
Объясните концепцию «войны всех против всех» Т.Гоббса.
Согласны ли вы с позитивистской трактовкой конфликта как «борьбы за существование» и выживание сильнейшего?
Внесла ли немецкая классическая философия вклад в науку о конфликте?
Сообщения
Конфликтологические идеи в философской мысли Древнего Востока.
Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.
Тема 2. Структурные элементы конфликта.(2часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».
Социальный конфликт: понятие, особенности.
Определение конфликта с позиций психологии и социологии. Макро- и микро-уровни в исследовании конфликтных ситуаций. Характеристика основных параметров конфликта (сущность, причины, структура, динамика). Позитивные и негативные функции конфликта. Необходимые и достаточные условия наступления конфликтной ситуации (наличие у субъектов противоположных мотивов и суждений, состояние противоборства и т.д.) Методики анализа конфликта - карта конфликта и матрица возможностей. Эвристические возможности использования карты конфликта. Различение позиций и потребностей конфликтующих сторон при анализе конфликта.
Сообщения
Трансактный анализ о роли параллельных и пересекающихся трансакций в формировании конфликта.
Соотношение причины и повода в конфликте.
Деловая игра
Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями из производственной сферы, выделив в них основные элементы конфликта.
Тема 3. Критерии типологизации конфликтов.(2часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара - беседа со студентами.
Вопросы для обсуждения:
Классификация конфликтов по различным основаниям: по длительности и форме протекания, напряженности, по сфере действия, по последствиям, по предмету, по субъектам. Виды конфликтов по зонам разногласия: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые, конфликты с внешней средой. Типология межличностных конфликтов по степени включенности ценностно-мотивационной сферы личности в конфликт: ситуативные конфликты и глубинные конфликты. Виды ситуативных конфликтов: информационно-когнитивные, трансактные, эмоциональные; виды глубинных
конфликтов: ролевые, ценностные, принадлежности.
Виды конфликтов по иерархии нарушенных потребностей.
Решите ситуативный конфликт, используя как можно больше приемов:
-продавщица вас обвесила;
- вы съели счастливый билет, а тут контролер;
- студенческий забыли дома, а охрана на входе вас не пускает.
Сообщения
Конфликты с социальными институтами.
Ролевой конфликт в жизни современного студента.
Занятие 1
Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».
Предконфликтная стадия и её особенности.
Наличие предмета спора. Признаки предконфликтной ситуации: саботаж, психологический дискомфорт, непонимание партнёра по взаимодействию, недоброжелательные высказывания, изменение настроения, ограничение контактов Осознание субьектами конфликтной ситуации и эмоциональное переживание этого факта. Стадия открытого конфликтного взаимодействия.
Инцидент. Переход одного из участников к активным действиям (заявление, предупреждение, нанесение ущерба «противнику» и т.д.) Ответные действия против инициатора конфликта. Открытое выдвижение требований всеми сторонами конфликта. Субьекты конфликта, зона разногласий, мотивы, действия (открытые и латентные). Эскалация конфликта и её виды («крутая», волнообразная, непрерывная, вялая). Понятие «критической точки» и «рефлексивного управления».
Сообщения
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
Технологии эффективного общения в конфликте.
Занятие 2.
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Стаия разрешения конфликта.
Признаки деэскалации конфликта. Решение проблемы, утрата ресурсов одной из сторон (власть, информация, связи), ликвидация оппонента. Основные формы завершения конфликта: насилие, разъединение, примирение.
Формулы конфликта (по В.П.Шейнову) Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Зависимость конфликта от конфликтогена (конфликт типа А)
Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (конфликт типа Б)
Зависимость конфликта от суммы конфликтных ситуаций (конфликт типа В)
Сообщения
Двухмерная модель Томаса-Киллмена о стратегиях поведения в конфликте.
Методы диагностики и анализа конфликтных ситуаций.
Тема 5.Специфика протекания конфликтов в разных политических системах(4часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – «круглый стол».
Понятия «политика», «власть», «политический конфликт», «политический консенсус».
Понимание политики в правоведении, социологии, политологии, истории.
Трактовки политической власти (власть как товар, как контроль над сознанием и поведением масс и пр.)
Специфика конфликтов в авторитарных сообществах.
Авторитарный режим и его признаки. Виды авторитарных режимов (военная диктатура, монархия, теократия, персональная тирания). Отличия авторитаризма от других политических режимов.
Просмотр документального фильма «Жан-Бедель Боккасса» (10 мин.)
Обсуждение специфики политических конфликтов в Центрально-Африканской республике (по итогам просмотра)
Сообщения ( по выбору студентов)
«Чёрные полковники»: политический конфликт в Греции 70-е г.г. XX в.
«Румыния периода правления Н.Чаушеску».
«Военная диктатура А.Пиночета в Чили»
« Аятолла Хомейни – лидер Иранской революции 1979 года»
Занятие 2
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Специфика политических конфликтов в тоталитарных обществах.
Тоталитаризм и предпосылки его формирования. Типы тоталитарных режимов.
Признаки тоталитаризма: неприятие рыночной экономики, однопартийность, идеологизация общественной жизни, цензура, система секретности, полицейский контроль, милитаризация, карнавальная культура и т.д.
Негативные последствия копирования опыта тоталитарных государств.
Просмотр документального фильма «Величайшие злодеи XX века. Пол Пот»» (20 мин.) Обсуждение политического конфликта в Камбодже периода правления Пол Пота.
Сообщения
Диссидентское движение в СССР.
Доктрина национал-социализма в гитлер