Глава 13. Социальное конструирование валидности
щонстрирован при интерпретации высказываний учеников о соперничестве, разговорчивости и подхалимаже (глава 12, «Вопросы, поставленные к тексту интервью»). Разные вопросы, заданные к текстам интервью, приводят к получению разных ответов. Так, один тип вопросов вел к прочтению высказываний учеников как индикаторов их переживаний. Другой тип — к прочтению их как более или менее достоверных сведений, при котором интервьюируемые считаются свидетелями или информаторами. Постановка вопросов может предполагать также симптоматическое прочтение, сфокусированное на самих интервьюируемых и на причинах того, что они дают именно такие ответы. Для разных вопросов к тексту интервью используются разные формы валидизации. В исследовании об оценках они варьировали от критического прослеживания высказываний учеников в процессе интервью до статистического анализа, который проводился, чтобы проверить наличие связи между разговорчивостью и оценками, о которой говорили школьники, и до согласования интерпретаций о возникновении и последствиях представлений об оценках.
Л. Ричардсон (Richardson, 1994) исследовала геометрическое понятие триангуляции, которое применялось выше для валидизации прочтения высказанных учениками суждений о существовании связи между разговорчивостью и оценками (см. глава 12, «Вопросы, поставленные к тексту интервью»). Ричардсон отвергает использование жесткого, фиксированного, двумерного треугольника в качестве центрального образа валидности в постмодернистских текстах, так как он содержит представление о неподвижной точке или объекте, который может быть триангулирован. «Скорее, центральным образом служит кристалл, который соединяет в себе симметрию и материю с бесконечным разнообразием форм, субстанций, видоизменений, многомерности и точек зрения» (Richardson, 1994. Р. 522). Затем она показывает, как кристаллизация с помощью постмодернистских текстов смешанного жанра дает нам углубленное, комплексное и частичное понимание темы. Множество вопросов к высказываниям школьников об оценках и множество их прочтений могут рассматриваться как кристаллизации, раскрывающие постоянную трансформацию смысла оценки.
Валидизироватъ — значит теоретизировать. Валидность — это не только вопрос метода. Исследование методологических вопросов валидизации порождает теоретические вопросы о природе исследуемого феномена- Решение о том, исследует ли метод то, что намеревались исследовать, Редполагает наличие теоретической концепции того, что исследуется, категориях обоснования теории: верификация интерпретации является еотъемлемой частью разработки теории.
Часть III. Семь этапов исследований с помошью интервью
Глава 13. Социальное конструирование валидности
В исследовании об оценках неубедительные результаты попыток провести триангуляцию убежденности школьников в наличии связи между разговорчивостью и оценками, сравнивая разных информантов, не обязательно говорят только о проблемах метода. Они поднимают теоретический вопрос о социальном конструировании школьной реальности. Учителя и ученики могут жить в разных социальных реальностях в понимании того, какое поведение учеников ведет к получению хороших оценок. Возможно, что у учеников есть своего рода «суеверие», и они верят, что связь есть, когда ее там нет, или, может быть, учителя не замечают или отказываются признавать, что такая связь есть. Неоднозначность оснований (выдвигаемых учителем) для выставления оценок и противоречащие друг другу мнения учеников и учителей относительно того, какое поведение ведет к получению хороших оценок, представляются очень существенным аспектом социальной реальности школы. Сложность валидизации качественных исследований отнюдь не обязательно есть результат изначальной слабости качественных методов. Напротив, она может быть следствием того, что качественные методы необычайно глубоко проникают в сложную исследуемую социальную реальность и формулируют вопросы к ней.
Коммуникативной Валидность
Коммуникативная валидность предполагает проверку валидности знаний в диалоге. Валидные знания возникают, когда противоречащие друг другу утверждения обсуждаются в диалоге. Решение о том, валидно ли наблюдение, принимается, когда участники дискуссии приводят свои аргументы. В герменевтическом подходе к значимому действию как к тексту П. Рикёр (Ricoeur, 1971) отвергает мнение, что все интерпретации текста равны, — логика валидизации позволяет нам обходить ограничения как догматизма, так и скептицизма. Обращаясь к герменевтическому циклу и критериям фальсификации, он описывает валидизацию как процедуру аР" гументации, сравнимую с юридическими процедурами и юридической интерпретацией. Валидизация основана на логике неопределенности и качественной вероятности, где всегда возможно приводить аргументы «за» или «против» интерпретации, сталкивать интерпретации между собой и выбирать между ними.
Коммуникативный подход к валидности обнаруживается в нескольких подходах в общественных науках. В психоанализе валидность интерпрета ции выясняется в диалоге между пациентом и терапевтом. Диалог прим6 няется и в оценочных исследованиях социальных систем. Так, И.Р-
(House, 1980) подчеркивал, что при оценке системы исследование направлено, в основном, не на предсказание событий, а на то, сможет ли аудитория, которой предназначен отчет, увидеть новые связи и ответить на новые, но при этом адекватные вопросы. Кронбах (Cronbach, 1980) отстаивал дискурсивный подход, при котором валидность основывается на публичном обсуждении. Интерпретация теста продолжает оставаться открытой и неустоявшейся, тем более благодаря роли, которую играют ценности в действиях, основанных на тестах. Цель исследовательского отчета — продвинуть осмысленную дискуссию. «Чем больше мы узнаем, и чем более мы откровенны с самими собой и с нашей клиентурой, тем более валидным становится использование тестов» (Cronbach, 1980. Р. 107). Обсуждая нарративные исследования, И.Дж. Мишлер (Mishler, 1990) определяет валидизацию как социальное конструирование знания. Валидность знания устанавливается в дискурсе, посредством которого результаты исследования уже могут рассматриваться как надежные настолько, чтобы другие исследователи могли полагаться на них в своей работе.
Когда разговор является конечным контекстом понимания знания, как утверждает Р. Рорти (глава 2, «Интервью как единство трех аспектов беседы»), вопрос о природе дискурса становится сущностно важным. Сегодня есть опасность, что концепции истины как диалога и коммуникативной валидизации могут превратиться в пустые общие позитивные и неопределенные термины, лишенные необходимой концептуальной и теоретической дифференциации. Теперь коснемся некоторых конкретных вопросов относительно того, как, зачем и кто должен общаться.
Как. Коммуникация может включать в себя убеждение посредством рационального дискурса либо популистской демагогии. Формы убеждения в истинности знания будут различаться в жесткой логической аргументации философского диалога, в судебных процедурах и при юридической интерпретации в зале суда, в риторическом завораживании аудитории рассказчиком и в гуманистической терапии, основанной на позитивных чувствах и взаимной симпатии.
Для философских обсуждений, таких как диалоги Сократа, характерна
Рациональная аргументация. Обязанность участников — проанализировать
Ысказывание, определить его истинность или ложность на основании ар-
Ументированной точки зрения, в результате чего побеждает лучший ар-
Умент. Такая дискуссия представляет собой идеальную форму аргумен-
Чии в ней нет напряжения социальной власти, единственная форма
ласти — власть лучшего аргумента.