Глава 12: Выдели тридцать минут в день для беспокойства
После того как я написал книгу “ Монах, который продал свой феррари”, читатели буквально завалили меня письмами. В их судьбах произошли перемены благодаря тому, что они усвоили истины о том, как стать счастливее, лучше реализовать себя в жизни и обрести покой в этом безумном мире, охваченном постоянными стрессами. Многие из этих писем написали люди, чья трудовая жизнь была прежде настолько интенсивной, что даже в свободное время они не могли думать о проблемах, связанных с работой. Они разучились смеяться, любить и делить радость жизни со своими домашними, поскольку дела и заботы поглощали их целиком.
Многие люди проводят лучшие годы жизни в состоянии постоянной тревоги. Их переживания связаны с работой, оплатой счётов, окружающим миром и воспитанием собственных детей. И всё же в глубине души мы прекрасно понимаем, что в большинстве случаев наши переживания оказываются напрасными.
Всё происходит точно так, как сказал Марк Твен: ”В моей жизни было много несчастий, и некоторые из них действительно имели место”.
Мой отец — необычайно мудрый человек, оказавший большое влияние на всю мою жизнь, — однажды сказал мне, что иероглиф, означающий “погребальный костёр”, поразительно напоминает иероглиф, обозначающий “беспокойство”.
— Удивительно, ‑о тветил я.
— Здесь нет ничего удивительного, — мягко сказал отец. — Просто одних людей сжигают после их смерти, а другие сгорают ещё при жизни.
Из личного опыта мне хорошо известно, насколько сильно обедняет человеческую жизнь постоянная привычка переживать. Мне ещё не было тридцати лет, когда я вступил на так называемый путь быстрого продвижения к успеху. К тому времени я уже получил два юридических диплома, закончив одно из самых престижных высших учебных заведений в стране, работал судебным исполнителем при председателе суда и в качестве судебного адвоката занимался особо сложными делами. Мне приходилось напряжённо работать и много нервничать. В понедельник утром я просыпался, испытывая неприятное ощущение от того, что у меня сосёт под ложечкой,и прекрасно сознавая что растрачиваю свой талант на работу, которая никак не соответствует моей человеческой сути. Тогда я стал искать способ, чтобы улучшить свою жизнь, прежде всего обратившись к литературе о самосовершенствовании человека и о лидерстве в различных сферах жизни. В этих книгах я нашёл для себя полезные уроки более уравновешенного, спокойного и полноценного бытия.
Среди усвоенных мною простых методик, помогающих контролировать переживания, я бы выделил одну. Она заключается в том чтобы отводить для тревог и волнений специальное время, которое я условно назвал ” час забот”. Сталкиваясь с трудностями, мы обычно фокусируем на них своё внимание в течение всего рабочего дня. Вместо этого я предлагаю тебе запланировать определённое время для своих проблем. Скажем, уделяй своим переживаниям по тридцать минут каждый вечер. Уединившись на это время, ты можешь барахтаться в море своих проблем и терзаться думами о своих трудностях.
Но сразу по истечении назначенного времени ты должен будешь оставить свои заботы и вернуться к более полезным и созидательным видам деятельности. Например, прогуляйся по парку, чтобы ощутить связь с природой, почитай вдохновляющую тебя книгу или доверительно поговори с любимым человеком. Если же тебе захочется поволноваться в другое время дня, запиши в блокнот предмет своих переживаний, чтобы вспомнить о нём в отведённое для этого время. Благодаря этому простому, но очень действенному методу, ты сможешь постепенно сокращать период времени, необходимый для тревог, пока наконец полностью не избавишься от этой привычки.
Глава 13: Бери пример с детей
Однажды я повёл своего четырёхлетнего сына Колби на обед в итальянский ресторан. Стоял чудный осенний день, и мой сын, как всегда, был добрым и радостным. Сначала мы заказали макароны, а потом с наслаждением принялись за свежеподжаренные тосты, которые принёс официант. В тот момент я даже не догадывался, что Колби преподнёс мне, своему отцу, хороший урок.
Вместо того чтобы откусывать от целого тоста, как это делает большинство взрослых, он стал выщипывать из него тёплый мякиш, оставляя жёсткую остывшую корку нетронутой. Другими словами, он мудро решил сосредоточиться на лучшей части тоста, не обращая внимания на всё остальное.
Как‑то на одном из семинаров мне сказали: «Нередко дети лучше зрелых людей могут научить нас тому, в чём мы нуждаемся».
В тот погожий день мой мальчуган напомнил мне, что мы, так называемые взрослые, больше заботимся о «жёсткой корке» жизни, чем о том хорошем, что приходит в нашу жизнь и, незамеченное нами, уходит из неё. Мы постоянно заняты мыслями о работе, о куче неоплаченных счётов и о том, что у нас никогда не хватает времени на все наши неотложные дела. А ведь мысли человека формируют его мир, и то, о чём он думает, постепенно занимает всё большее место в его жизни. То, на чём мы сосредоточимся, определит нашу дальнейшую судьбу. Вот почему нам необходимо думать только о хорошем.
В ближайшей неделе постарайся выкроить время, чтобы вернуть себе утраченную весёлость, — открой в себе ребёнка. Посвяти время изучению лучших качеств детей и подражай их богатому воображению и умению оставаться всегда энергичными, совершенно независимо оттого, что происходит вокруг. И при этом вспоминай мудрые слова Льва Ростена, который сказал:
«Вы сможете лучше понимать и ближе сходиться с людьми, — сколь бы внушительными они вам не казались, — если посмотрите на них как на детей. Ведь большинство из нас так и не выросли, не повзрослели — мы просто становимся выше ростом. Да, конечно, мы меньше смеёмся и меньше играем, и носим неудобные маски, изображая взрослых. Но даже под этой личиной мы всё те же дети, которыми остаёмся навсегда. Дети, чьи, нужды просты и чья повседневная жизнь лучше всего описана в сказках».