Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рук (1).

Ребенку предлагается (после демонстрации) одновремен­но ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжа­той в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. По данным автора, задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигатель­ных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруд­нено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Дан­ное задание, как и следующее, оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Возможна и количест­венная оценка успешности выполнения этой и других подобных проб с помощью подсчета количества правильно вы­полненных движений в серии из шести или двенадцати за­даний.

2. Тест на реципрокную координацию (2)в виде ритмичного постукивания ладонью одной руки два раза, а дру­гой — один раз. Во второй половине теста производится сме­на рук. Возрастная доступность та же, что и в предыдущей пробе.

3. Проба на динамический праксис «Кулак — ребро —ладонь»[Лурия А. Р., 1969].

В нашей версии данного задания ребенку предлагается вос­произвести по образцу серию из девяти движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трех вышеназванных дви­жений. Если ребенок не справился с заданием, образец демон­стрируется повторно до пяти раз. Оценивается правильное воспроизведение. По нашим данным, задание доступно боль­шинству здоровых детей 6 лет и старше. Данный тест чувст­вителен не только к поражению двигательных систем (пре­имущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Пер­вый и второй варианты расстройств порождают разные ви­ды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режи­ме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последователь­ность движений или пропускают некоторые из них. Предпо­ложительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

4. «Пересчет пальцев».

Ребенку предлагается поочередно коснуться каждым паль­цем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а за­тем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и спо­собность к переключению с одного движения на другое (от­сутствие застреваний). Выполнение без ошибок оценивается в 0 баллов, каждая синкинезия штрафуется 1 баллом, про­пуск пальца и нарушения порядка движений — 2 баллами, наличие множественных синкинезии — 4 баллами. По нашим наблюдениям, данные задания доступны и выполняются в основном верно детьми с 6 лет, а с 8 лет выполняются прак­тически безошибочно (см. таблицу 4), что согласуется с дан­ными Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича (1930).

Проба на пальцевой гнозис и (в меньшей степени) праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку (которую при необходимости можно экранировать), вслед за экспери­ментатором воспроизводить различные позы пальцев: а) все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; б) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;в) указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; г) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У; д) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в ку­лак; е) 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; ж) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть
(«зайчик»); з) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, осталь­ные — выпрямлены. Оценивается выполнение каждой по­зы в штрафных баллах: поза не выполнена — 1 балл, поза
воспроизведена неточно — 0,5 балла, замедленное воспро­изведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл, если поиск продолжался от 10 до 30 секунд — 2 балла, если боль­ше 30 секунд — 3 балла. Выполнение этого задания в зна­чительной степени зависит от состояния кинестетического анализатора и «схемы тела» [Лурия А. Р., 1969]. Зарубеж­ные исследователи рассматривают нарушение данных опе­раций как одно из проявлений синдрома Герстманна [Тон­коногий И. М., 1973]. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминант­ного по речи полушария.

Наши рекомендации