Исследование «предпосылок интеллекта»

Как указывалось в главе 3, нарушение определенных предпосылок интеллекта играет ключевую роль в психоло­гических механизмах дислексии и дисграфий. Поэтому их исследование является необходимым во всех случаях спе­цифических нарушений письма и чтения.

«Графо-моторные методики» 1. Тематический рисунок «Дом — дерево — человек».

Данное задание является адекватным для детей 5 лет и старше. Интерпретация производится как с позиции степени зрелости графического символизма в рисунке (насыщенность существенными деталями, композиционная сложность), так и в плане оценки сформированности графо-моторных навы­ков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Выраженная бедность детализации и примитивная струк­турная организация рисунка чаще свидетельствуют о не­зрелости наглядно-образного мышления и способности к символообразованию. Подобные недостатки обычно имеют весьма неблагоприятное прогностическое значение для ус­воения письменной речи, особенно если этому сопутствует неполноценность метаязыковых функций. Недостаточность графо-моторных навыков обычно серьезно затрудняет ос­воение каллиграфии.

Ниже приводятся балльные критерии оценки зрелости ри­сунка «Дом — дерево — человек». Каждый элемент предмет­ного изображения оценивается по наличию или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммиру­ются. При наличии тех или иных погрешностей определен­ное число баллов вычитается из полученной суммы.

исследование «предпосылок интеллекта» - student2.ru

а) Оценка изображения человека. Возможность узнать в изображении фигуру человека — 0,5 балла. Наличие голо вы, ног, рук, туловища, глаз, носа, рта., одежды оценива­ется по 1 баллу за каждую деталь (парный орган оценивается в 1 балл). Наличие пальцев, ушей, волос — по 2 балла.Наличие бровей, ресниц или шеи — по 3 балла. Если конеч­ности имеют толщину (изображены двумя линиями), начис­ляется 2 балла. Изображение человека в профиль оценива­ется в 2 дополнительных балла. Правильное «прикрепление» рук и ног — по 1 баллу.

б) Оценка изображения дома. Наличие хотя бы отдален­ного сходства с домом — 0,5 балла. Наличие окон, дверей и крыши — по 1 баллу. Изображение с элементами перспек­тивы — 0,5 балла (рис. 15).

в) Оценка изображения дерева. Наличие крупных магистральных ветвей — 1 балл. Наличие мелких ветвей, ли­стьев — по 2 балла. Изображение рисунка коры — 1 балл. Конусовидный ствол — 1 балл. Ствол в виде прямоугольни­ка — 0,5 балла. Разветвленный ствол — 2 балла. Схематич­ное изображение дерева («образ-клише») — 5 баллов.

При нарушении параллельности линий в каком-либо изо­бражении вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение.

Кроме содержательной характеристики в рисунках оце­нивается и техническое исполнение. И. Шванцара (1978) описывает 5 признаков «органичности» в рисунках детей: наклон фигуры более чем на 15° от вертикальной оси, нали­чие двойных линий, прерывистых линий, дрожащие («тря­сущиеся») линии, неприсоединенные линии. Наличие в ри­сунке двух и более признаков «органичности» является патогномоничным для резидуально-органических церебраль­ных поражений у детей.

По нашим наблюдениям, низкие результаты в данном задании наблюдаются не только у детей с дислексией, но и у детей с первичным недоразвитием устной речи.

2. Срисовывание фигур.Задание обладает довольно вы­сокой диагностической способностью в отношение наруше­ний пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-моторной координации. Е. Тау1ог (1959) предло­жила набор фигур для копирования, отобранный ею из су­ществующих психометрических методик, наиболее адекват­ный, по ее мнению, для решения вышеуказанных задач (рис. 16). Без грубых погрешностей большинство детей вос­производят по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фи­гуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет.

исследование «предпосылок интеллекта» - student2.ru

3.Для детей старше 8 лет целесообразно использовать набор десяти фигур из графического теста Эллис(рис. 17). Фигуры воспроизводятся ребенком по памяти. В зависимо­сти от степени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов. Затем оценки суммируются. Причинами снижения результатов в данном задании могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия. Для дифференциации расстройств зрительного гнозиса от диспраксий следует ре­зультаты выполнения данного задания сопоставить с резуль­татами, полученными в палочковом тесте Гольдштейн-Ширера, менее чувствительном к нарушениям пальцевого праксиса. Графический тест Эллис является диагностиче­ски довольно чувствительным к резидуально-органическим энцефалопатиям у детей.

исследование «предпосылок интеллекта» - student2.ru

Конструктивные методики

1. Палочковый тест Гольдштейн-Ширера, адаптирован­ный для детей.Так же как и предыдущее задание, данная методика помогает выявить нарушения конструктивного праксиса. Она менее чувствительна к расстройствам тонкой координации движений пальцев и поэтому более информа­тивна в сопоставлении с графическими тестами.

Методика состоит из двух частей: тренировочной и тес­товой. В тренировочной части ребенку предлагается по об­разцу воспроизвести из палочек разной длины три фигуры

(рис. 18). В тестовой части он из тех же элементов воспроизводит поочередно десять фигур по памяти.

исследование «предпосылок интеллекта» - student2.ru

Оцениваются фигуры №1,4, 6, 7, 10 при правильном исполнении в 2 балла, при ошибке в размерах - 1 балл при других ошибках - 0 баллов, а № 2, 3, 5, 8, 9 соответственно — 1 балл и 0 баллов.

По данным Е. Тау1ог, здоровые дети 5 лет при выполне­нии этого задания допускают незначительное количество ошибок в виде инверсий или искажений размеров. С 6-лет­него возраста ошибок обычно не допускается. Для нейропсихологической диагностики задание целесообразно исполь­зовать у детей 7 лет и старше.

3. Кубики Кооса. Это одна из широко и давно используе­мых методик оценки невербального интеллекта, входит в методику Д. Векслера WISС, применялась, в частности, для исследования обучаемости. В одинаковой мере она исполь­зуется в нейропсихологической диагностике как взрослых, так и детей [Лурия А. Р., 1969; Симерницкая Э. Г., 1985; Марковская И. Ф., 1987]. Для складывания из четырехцвет­ных кубиков предлагаются фигуры, изображенные на ри­сунке 19. Оценка производится в зависимости от времени выполнения задания по четырехбалльной системе (табл. 20).

исследование «предпосылок интеллекта» - student2.ru

Данная методика позволяет оценить сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способ­ность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности.

По данным Е. Тау1ог, фигура 1 доступна для безоши­бочного исполнения большинству детей 6 лет и старше (здесь и далее — нижние границы нормы). Фигура 2 — для детей 7 лет и старше, 3 — для детей 9 лет и старше, 4 и 5 — детям 10 лет и старше.

Таблица 20

Шкала оценки теста Кооса

№ рис
30 50 О

Время выполнения задания (сек.)

16-20 21-30 41-60 21-40 75-90 2
0-15 0-20 0-40 0-20 0-75 3
5 Баллы

21-23 31-50 61-75 41-75 90-120 1

Исследование моторики

В нашей стране и за рубежом широкое применение при определении моторной зрелости получила «шкала мотор­ной одаренности» Н. И. Озерецкого (1928) и ее модифика­ции. Она позволяет дать комплексную, хотя и не очень дифференцированную характеристику двигательного ана­лизатора в целом. Некоторые задания из этой методики нашли применение в нейропсихологической практике [Лурия А. Р., 1969].

Наши рекомендации