Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов дневного отделения
группы 220, 222, 224
лекции – 36 ч
семинары – 36 ч
контрольная работа – 1
экзамен - тестирование
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………………. …3
Рекомендованная литература ……………………………………………………5
Содержание лекционного курса …………………………………………………6
Темы семинарских занятий …………………………………………………….15
Темы контрольных работ ………………………………………………………25
Вопросы к экзамену ………….………………………………………………....27
Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».
Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):
· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
· способности следовать этическим и правовым нормам;
· толерантность;
· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.
3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.
4. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
5. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
6. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
7. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
8. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
11. http://school-collection.edu.ru/
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА:
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ |
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества. | Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой). Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории. Место и роль философии в культуре. |
Тема 2. Структура философского знания. | Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии. Функции философии: мировоззренческая и методологическая. |
Тема 3. Античная философия. | Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии. Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля. Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм. Неоплатонизм. |
Тема 4. Средневековая философия. | Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия. Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса. Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам. |
Тема 5. Философия Нового времени (XV-XVIII вв.) | Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Пантеизм. Дж. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Место человека в иерархии сущностей. Скептицизм М.Монтеня. «Опыты». Николай Кузанский. Концепция «ученого незнания». Бог как «абсолютный максимум». Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности миров. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Критика религии и схоластики. Развитие научного знания. Проблема метода познания. Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма. Его критика схоластики, догматизма и спекулятивной философии. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Р.Декарт и разработка дедуктивной методологии науки. Критика предрассудков, авторитетов, традиций. Картезианские сомнение. Бог как гарантия существования мира и истинного знания. Основные черты метафизического материализма ХУП века. Б.Спиноза. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Лейбница. Европейское Просвещение, его фундаментальные характеристики. Своеобразие национальных форм Просвещения. Французское Просвещение как наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ф.Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. |
Тема 6. Немецкая классическая философия. | Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Основные представители немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Кант о границах и возможностях теоретического разума. Характерные черты этического учения Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Предмет и задачи философии. Исходные принципы и структура философской системы. Учение о бытии, сущности, понятии. Развитие идей диалектики и историзма. Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. |
Тема 7. Западноевропейская философия в ХХ – начале ХХI веках. | Главные проблемы и тенденции философии ХХ века. Место и роль философии в культуре ХХ века. Психоаналитическая философия. З.Фрейд о философии культуры и истории. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. «Быть» или «иметь». Критика современного общества. Проблема отчуждения современного человека и пути его преодоления. Феноменология. Э.Гуссерль. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. Философская герменевтика. Историческое происхождение герменевтики и ее философское осмысление. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Аналитическая философия. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р.Карнап). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). Философская мысль в начале XXI века: основные тенденции, специфика проблематики и особенности философствования. |
Тема 8. Специфика русской философии. | Предмет истории русской философии. Периодизация, специфика и основные проблемы. Русская философия XI-XVII вв. Зарождение философии на Руси. Религиозно-философские вопросы в произведениях древнерусской литературы. Илларион. "Поучение" Владимира Мономаха. Филофей и обоснование доктрины "Москва - третий Рим". Максим Грек. Андрей Курбский. Юрий Крижанич. Секуляризация русской философии. Русская философия XVIII – начала XIX века. «Корпускулярная философия" М.В.Ломоносова, философия и естествознание. А.Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке. Русская философия второй четверти XIX – начала ХХ веков. Основные философские течения XIX в. П.Я.Чаадаев как зачинатель оригинальной русской философской мысли. Вопрос о судьбе России в произведениях Чаадаева. Западничество и славянофильство 1830-50-х гг. разработка славянофильской идеологии: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». Философия истории и моральная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Принцип человеческой свободы как творчества. «Русская идея». Философия русской радикальной демократии 1850-60-х гг. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Русский космизм: основные представители, идеи. Русская философия в ХХ - начале XXI века. Философия Русского Зарубежья. Евразийство. Советская философия. Философия в современной России: итоги, проблемы и пути дальнейшего развития. |
Тема 9.Человек как философская проблема. | Философская антропология как философское учение о человеке. Представления о человеке в истории философской мысли. Древневосточная философия о человеке. Размышления о человеке в античной философии. Человек и Бог в религиозной антропологии. Споры о свободе воли. Антропология и гуманизм Возрождения. Философия разума Нового времени. Кризис идеи «человека» в ХХ веке. Проблема человеческой «телесности» в философской мысли начала XXI в. Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Роль труда в этом процессе. Соотношение биологического и социального в человеке Индивидуальное и социальное бытие человека и многомерность человеческой жизни. Сущность и существование человека. Поиск человеческого в человеке. Общее и уникальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как противоречие между конечностью тела и бесконечностью человеческого духа. Смысл жизни человека. Различные концепции смысла человеческого существования. Уникальность человеческого «я» и проблема отчуждения современного человека. Личность и толпа. Личность человека и массовая культура. |
Тема 10. Природа и происхождение сознания | Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект». |
Тема 11. Познание как предмет философского анализа. | Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания.Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания. Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда. |
Тема 12. Специфика научного познания. | Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки. Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания. Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого. |
Тема 13. Бытие и проблемы существования в философии (онтология). | Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия. Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени. Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление. |
Тема 14. Природа как объект философского анализа | Учение о природе в истории философской мысли. Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера. Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. Природа и техника. Исторические этапы технизации природы. |
Тема 15. Общество: основы философского анализа. | Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление. Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории. |
Тема 16. Философия и образы будущего. Проблемы и перспективы современной цивилизации. | Современное постиндустриальное общество: понятие и характерные черты. Место человека в информационном обществе. Соотношение «природы человека» и современного техногенного мира. Критика «массового общества» и «массовой» культуры в современной философии. Многомерность человеческого бытия и ценности современного общества. «Экономический человек» и проблема отчуждения. Современная социокультурная ситуация, ее тенденции. Глобализация как базовая тенденция современности. Понятие глобальности. Глобальные проблемы. Единство автономизации и интеграции в человеческой деятельности. Становление нового гуманизма. Понятие взаимодействия культур и его роль в современном мире. Структура межкультурного диалога. Отказ от культуроцентризма. «Культурный горизонт». Культурные «очки». Культурный шок. "Россиянин" в России и за ее пределами. Цивилизационный синтез и культурный плюрализм. «Единая Европа» как социокультурная парадигма. Россия и мир. Человечество как единый субъект исторического развития. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Социальная экстраполяция. Проблема поиска новых ценностей и будущее философии в XXI веке. |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5. / www.desepetij.ho.ua/texts/berlin-philosophy.doc
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16./ www.guseinov.ru/publ/Utopia.html
3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. www.americapro.ru/uchebny-j-material/nikiforov-a-l-yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoj.html
4. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10. www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/5876
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002. www.lib.philosophical.ru/ilenkov/philosophyandculture.html
6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.
1. Древнеиндийские религиозно-философские системы. Веды.
2. Буддизм: проблема жизни, смерти и бессмертия.
3. Конфуций: жизнь и идеи. «Лунь юй».
4. Конфуцианство: основные идеи и принципы.
5. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.
Литература
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.
9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.
2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
4. Платон. Диалоги. СПб., 2000.
5. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
3. Левин Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М., 2005.
4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
6. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
Литература
1. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. М., 1998. Т. 3.
2. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.
3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1984.
4. Соколов В.В. Европейская философия XV –XVII вв. М., 1984.
Литература
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.
3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
4. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы философии. 2006. № 11.
5. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). М., 2008.
Литература
1. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". //Вопросы философии. 2000. №10.
2. Кантор В.К. Фрейд-Достоевский. //Вопросы философии.2000. №10.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
6. Андреев Л. Ж.-П.Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
7. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
Литература
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.
2. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии. 1994.№4.
3. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
4. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2006.
5. Чаадаев П.Я. Философские письма. // http://www.e-reading.by/bookreader.php/62937/Chaadaev_-_Filosoficheskie_pisma.html
Литература
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
2. Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. // Вопросы философии. 2009. № 3.
3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.
4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.
5. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
6. Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. // Вопросы философии. 2008. № 1.
7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
8. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
9. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.
10. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии. 2009. № 4.
11. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.
12. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М., 2011.
13. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)
14. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации. // Вопросы философии. 2014. № 9.
Литература
1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.
3. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
5. Мозг и разум. М., 1994.
6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
7. Общество и сознание. М., 1984.
8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
10. Сакс О. Случаи из практики. М., 2011.
Литература
1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
2. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. // Вопросы философии . 2001.№8.
3. Наука и культура. // Вопросы философии . 1998.№10.
4. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
5. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
7. Теория познания. М., 1991.
8. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
9. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.
10. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии . 1998.№1.
11. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. // Вопросы философии . 2001.№12.
Тема 12. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.
2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.
3. Способ и формы существования материи.
4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
Литература
1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.
2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. // Вопросы философии. 2000. №6.
3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
5. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.
6. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. № 10.
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.
5. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.
6. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //Вопросы философии. 2001.№3.
7. Рорти Р. Философия и будущее. //Вопросы философии. 1994.№6.
8. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизацонных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.
10. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.
11. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
14. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М., 2014.
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.
3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.
4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.
5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.
6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.
8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.
9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.
11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.
12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.
13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.
14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Учение Сократа - рождение философии нового типа.
2. Философия Платона: общая характеристика.
3. Аристотель: его труды и учение.
4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм).
5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного).
6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.
7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья.
8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм.
9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.
10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк).
11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.
12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.
13. Гегель: общая характеристика учения.
14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека.
15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».
16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».
17. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи.
19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.
20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.
23. Проблема бытия в истории философии.
24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания.
25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения.
28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)
29. Гипотеза общественного прогресса (за и против).
32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.
33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Экзамен проводится письменно в форме тестирования.
В экзаменационном билете будет 12 вопросов по 1 вопросу из каждой темы. К каждому вопросу - 4 варианта ответа, правильный только один.
Вам будет выдан бланк ответов, набранное количество баллов (максимум 12 баллов) переводится в оценку:
12-10 баллов отлично,
9-7 баллов хорошо,
6-4 балла удовлетворительно,
0-3 неудовлетворительно.
На тестирование отводится 1 академический час - 45 мин.
Античная философия.
- В чем заключается метод «сократической беседы» Сократа?
- В чем цель жизни согласно эпикуреизму?
- В чем смысл жизни согласно стоицизму?
- Что лежит в основе бытия по мысли Демокрита?
- Кому принадлежит афоризм «Я знаю, что ничего не знаю»?
- Кого из античных философов можно отнести к представителям стихийной диалектики?
- Кто из античных философов придерживался идеи тождества мышления и бытия?
- Что такое «апории» Зенона?
- В какой форме писал свои философские произведения Платон?
- Кто написал «Никомахова этика»?
Средневековая философия.
1. Назовите имя признанного систематизатора зрелой средневековой схоластики.
2. Кому принадлежит сочинение «О граде Божьем»?
3. Что такое «креационизм»?
4. Кому принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога?
5. Какова цель патристики?
6. Какова задача схоластики?
7. Кто разработал пять доказательств бытия Бога?
8. Что такое номинализм?
9. Какова позиция реалистов в вопросе об универсалиях?
10. В чем суть «бритвы» У.Оккама?
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов дневного отделения
группы 220, 222, 224
лекции – 36 ч
семинары – 36 ч
контрольная работа – 1
экзамен - тестирование
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2017
СОДЕРЖАНИЕ