Тема 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Типы (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни (эмоционально-образный и логико-рассудочный) мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир-человек» и в системе «личность».
Система «мир-человек» как предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Основной вопрос философии.
Специфика философии. Традиционные проблемы и категории философии, их саморазвитие. Многообразие ответов на философские проблемы. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха. Изменение предмета философии в ходе истории.
Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль философии в культуре и в истории мысли.
Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая.
Тема 2. Философия Древнего мира
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Историко-культурные типы философии: восточная (древнеиндийская, древнекитайская, современная философия Индии и Китая), западноевропейская (античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкая классическая, современная западная) и русская философия.
Философия Древней Индии. Веды, Упанишады, «Махабхарата» - источники становления философии Древней Индии. Взаимосвязь индийской философии с религией. Ортодоксальные (базирующиеся на Ведах) школы: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед) школы: чарвака, буддизм, джайнизм. Общие черты индийской философии: нравственно-практическая философия, зло как основополагающее понятие любой системы индийской философии, нравственный миропорядок, закон кармы, этическая направленность, незнание как причина страданий, нирвана, релятивизм, безличность. Учение о бытии (абсолюте).
Философия Древнего Китая. Базисная природа китайской философии: знания – действия – нравственность. Характерные черты: «растворенность» в космосе, традиционализм, иерархичность, упорядоченность, гармоничность. Конфуций, «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Правила управления государством, ли – норма, правила, церемониал. Основные понятия этики: взаимность, золотая середина, человеколюбие, благородный муж. Лаоцзы, «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Космология и онтология даосизма. Дао – первоначало всего существующего, путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Этика даосизма: недеяние, человек совершенномудрый.
Тема 3. Античная философия
Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).
Период становления философии – натурфилософия: ионийская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит); италийская школа (пифагореизм; Парменид); Эмпедокл; атомизм; афинская философия (Анаксагор). Постановка и решение проблемы первоосновы мира.
Период античного просвещения, классический период. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.
Эллинистически-римский период античной философии: скептицизм; стоицизм; эпикуреизм; кинизм; неоплатонизм.
Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: религиозные основания философии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.