Л.И. Мечников о глобальном единстве и перспективах земной истории человечества
«Природа внушает населению одно из двух: смерть или солидарность»
(Л.И. Мечников)
Задумав социологический труд, посвященный истории всей цивилизации, Л.И. Мечниковуспел написать только его первую часть. Через год после его смерти книга была подготовлена к изданию его другом - известным французским географом Э. Реклю и вышла в свет в Париже с его предисловием. Это была основная, хотя и незавершенная, работа Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества». Первый русский перевод ее появился в 1898 году, а более полный лишь в 1924 году. Многие положения теории Л.И. Мечникова можно найти в других его работах: «Доазбучная цивилизация» (1877), «Вопросы общественности и нравственности» (1879), «Школа борьбы в социологии» (1884), «Географическая теория развития исторических народов» (1889) и других, вышедших в том числе под псевдонимами.
Одной из последних, вышедших посмертно, работ Л.И. Мечникова была «Географическая теория развития исторических народов». Примечательна оценка, данная этой книге Г.В. Плехановым: «Французская литература далеко не бедна серьезными сочинениями по истории и географии, а между тем и в ней книга нашего покойного соотечественника является важным приобретением. В русской литературе она заняла бы, разу-
135 меется, еще более выдающееся место, бесконечно превосходя по своей содержательности все произведения наших «субъективных мыслителей» [308, с. 28 ]. И далее: «Но, кажется, оно запрещено в России. Мы думаем так потому, что те экземпляры его, которые Элизе Реклю послал в редакции русских журналов, все без исключения были возвращены отправителю. Экземпляр же, посланный в Комитет цензуры иностранной литературы, возвратился, весь испещренный отметками, указывающими на вредный характер содержания книги» [ 308, с. 28 ].
Многие из свободолюбивых россиян в то время преподавали в западноевропейских университетах, учились там же, печатались, получали ученые степени. Это был исход за рубежи родины в вынужденную эмиграцию, это было своего рода бегство от царско-полицейского пресса: обвинений в сумасшествии, ссылок, тюрем, увольнений, запрещения преподавать или печататься. Таковы вехи биографий многих русских мыслителей, не был исключением в этом отношении и Л.И. Мечников. Именно по этой причине российский читатель смог ознакомиться с его посмертной книгой лишь спустя десять лет после его смерти. Глубоко был прав Л.И. Мечников, говоривший: «чтобы воспользоваться правом говорить, мне нужно было оставить родину». Недосказанное на родине приходилось договаривать, доисследовать за границей.
В основе философских взглядов Л.И. Мечникова лежит достаточно последовательное материалистическое понимание истории. Природа, по Мечникову, материальна, в ней, подчеркивал он, управляют не боги, а исключительно естественные силы, законы и существа. Он признавал существование материи вне нашего сознания и независимо от него, а также адекватное отражение внешнего мира в нашем сознании с помощью органов чувств.
Мечников выстраивает иерархическую систему объектов и явлений, выделяя в ней три области: 1) область неорганическую, исчерпываемую физическими и химическими процессами, для объяснения которых доста-
136 точно закона всемирного тяготения Ньютона; это мир геометрических,
неподвижных форм; 2) область биологическую, включающую весь мир пищевых и половых интересов, мир растительных и животных индивидуальностей, состязающихся и изменяющихся в неустанной борьбе за существование; 3) область социологическую, мир коллективностей, интересов, выходящих за пределы одиночного биологического существования; мир кооперации, т.е. сочетания не противодействующих, а содействующих достижению единой общей цели, сил [ 259, с. 251 ]. Здесь биологический эгоизм сменяется альтруизмом, отношениями взаимопомощи, дружбы, любви, товарищества, которые, несмотря на присущие человеческой истории борьбу и войны, постепенно завоевывают господствующее положение.
Общество у Мечникова модельно представлено выделенными факторами и иерархиями устройства; оно нацелено на сохранение или изменение сложившегося социального порядка и, соответственно, на определенный способ и средства его преобразования; в нем определен статус личности и всех общественных институтов. Данные имманентные характеристики общества оценивались Мечниковым в качестве набора социальных ценностей. Только общество, по Мечникову, отличается нарастающей в истории солидарностью [ 259, с. 238 ]. В этом состоит развитие общественности, в этом - его эволюционность. Исторически низшее качество социальности основано на преобладании подневольного союзничества, где господствуют принуждение и устрашение, в том числе внешняя сила; переходное качество связано с наличием подчинения союзам и группировкам; высшее качество характеризуется наличием добровольных союзов и групп [ 259, с. 258-259 ].
Соответственно, весьма своеобразны воззрения Л.И. Мечникова на социологию, которая, по его мнению, находится в состоянии «детства»; эта наука не накопила еще достаточно эмпирического материала, чтобы сформулировать важнейшие законы общественного развития. Меж тем
137 Л.И. Мечников придавал социологии большое значение, считая ее важнейшим научным знанием об обществе, роль которого будет все больше возрастать. Предметом социологии должны быть исключительно явления общественного, причем солидарного порядка.
Л.И. Мечников специально анализирует позитивистские попытки построить социальное знание подобно естественнонаучному, в частности, с использованием идей теории эволюции Дарвина и принципа борьбы за существование. Мечников критически анализирует распространившееся в XIX веке уподобление общественной жизни биологическому выживанию, он называет воинственные отношения биологическими, а товарищеские -общественными. Кроме того, Мечников не считал социологию О. Конта и Г. Спенсера последним достижением общественной науки, не признавая их создателями современной науки об обществе вследствие абстрактности их воззрений и биологизации общественной теории. Он считал, что аналогия организмов общественных с биологическими ненаучна. Широко признанное дарвиновское учение привело в те годы к появлению социал-дарвинизма, для которого характерен механический перенос открытого Дарвином закона борьбы за существование на человеческое общество. Л.И. Мечников считал, что основать социологию на дарвиновском законе борьбы за существование равносильно упразднить саму социологию.
В социальной теории конца XIX века продолжались поиски по двум направлениям: природно-стихийных сил и факторов развития собственно общества. Сторонники природных истоков исторического процесса расценивали общество как часть природы, подчиняющуюся ее всеобщим законам. Таковы социал-дарвинизм, географический детерминизм и т.п. Л.И. Мечников сделал попытку выйти за рамки этих учений на уровень осознания роли обширной комбинации факторов общественного развития. Из наиболее значимых природных процессов, влияющих на развитие человеческого общества, Л.И. Мечников выделяет астрономические («история идет вслед за Солнцем») [ 259, с. 276] ), физические (геосфера,
«mm
138 гидросфера, атмосфера) [259, с. 277], влияние флоры и фауны [259, с. 280],
и, наконец, антропологические влияния (наследственность) [259, с. 284], способность приспособить среду к своим потребностям [259, с. 282], обмен культурными достижениями и ценностями [259, с. 284]. Согласно воззрениям Л.И. Мечникова, внешняя среда играет большую роль, однако «сама раса как фактор прогресса значительно превосходит в этом отношении влияние среды» [259, с. 291]. Итак, какой же фактор весомее - географический или антропологический ? Мечников уточняет, что географический фактор выполняет в истории человеческой цивилизации стартовую, пусковую и катализирующую роль. Именно он позволяет реконструировать и прогнозировать человеческую историю [259, с. 323], вычленять в ней «великие повороты».
Л.И. Мечников разделял некоторые идеи геосоциологии. Ведущей формулой географических детерминистов является утверждение о том, что географическая среда определяет психический склад людей, который, в свою очередь, выступает в качестве двигателя истории. Но не ограничиваясь этим, Мечников пытался раскрыть механизм взаимодействия между природой и обществом в прямом и обратном направлениях, меру и глубину их взаимовлияния. Будучи сторонником эволюционной теории, Л.И. Мечников полагал, что человек не сотворен Богом и не существует как нечто «готовое, данное природой», а представляет собою «продукт трудного и исполненного драматических эпизодов процесса преемственного совершенствования» [Цит.по: 109, с. 68]. Вступая в отношения со средой на начальных стадиях человек из-за низкого уровня развития сознания, а также потому, что у него мал опыт, состоит по отношению к природе в жалком положении раба. Но отношение человека к миру изменяется тогда, когда человек понемногу научается управлять по крайней мере некоторыми из наилучше знакомых ему явлений природы.
ч
IS*
139
Социальное наследие Льва Мечникова интересно поисками глубинных факторов, обусловивших развитие общества. Так, отстаивая идеи географического детерминизма, он предупреждал об опасности его трансформации в географический фатализм, об опасности механического перенесения свойств среды на облик ее обитателей. Сам Мечников свою исследовательскую задачу формулирует методологически тонко; он говорит о своем стремлении к обобщению «культурно-исторических значений географической среды во всем их разнообразии», о желании «поработать над открытием формулы, охватывающей в общих чертах те скрытые отношения, которые сближают и, так сказать, связывают каждую фазу социальной эволюции, каждый период истории человечества с определенным состоянием географической среды» [259, с. 81]. Такую формулу Л.И. Мечников выводит из единства водного фактора в виде больших водных бассейнов (великих рек, морских и океанических акваторий), а также широтных зон и необходимости постоянного, напряженного труда как условия прогресса общества.
Избегая «географического фатализма», Мечников стремился найти действительные связи человеческого общества с природой, меру влияния физико-географической среды на развитие цивилизации, реальную связь между природной средой и социальной эволюцией, ее темпами, для этого он разделил географические условия Земли на три зоны; околополярную, умеренную и жаркую. Все три зоны имеют различную естественную ценность для трудовой деятельности и, следовательно, для возникновения и развития цивилизаций. Условия околополярной и жаркой зоны «делают невозможным развитие могущественных общественных организаций в их области», так как первая зона имеет слишком суровый климат, а жители третьей получают все необходимое от природы и по этой причине «лишены единственного стимула к труду, к изучению окружающего мира и к солидарной деятельности» [Цит. по: 109, с. 67].
140 Наиболее пригодна для развития цивилизации умеренная зона [259,
с. 274]. Основное условие для зарождения и прогресса цивилизации, по Мечникову, - необходимость в постоянном напряженном труде, которой нет в жарком климате, где природа как бы «ведет человека на помочах как ребенка» [259, с. 273]. Суровая и бедная природа околополярной зоны требовала от человека слишком больших усилий для сохранения собственной жизни и оказала отрицательное влияние на эволюцию человеческих сообществ на ранних ступенях общественного развития. Поэтому древнейшие цивилизации - Египетская, Китайская, Индийская, Вавилонская - закономерно возникли именно в умеренно-теплом поясе. Таким образом, Л.И. Мечников значительно обогатил идеи Монтескье и Бокля, выдвинув положение о том, что географическая среда не является абсолютной детерминантой развития общественной жизни [259, с. 261].
В понимании общественной жизни Мечников усматривал общую поступательность движения к свободе и равенству и решительно отвергал теории исторического круговорота, равно отвергал и линейные представления о ней. История - не хаос и не нагромождение событий и эпизодов. Все происходящее в истории подчинено законам, но законы социологии несводимы к законам природы. Мечников был против абсолютизации борьбы за существование не только в обществе, но и в природе. Он полагал, что солидарность - ведущий фактор эволюции всего органического мира и двигатель общественного прогрессивного развития. В природе возрастает действие закона сосуществования и солидарности. Его концепция солидарности базируется на признании прежде всего коллективного начала в человеке. Л.И. Мечников понимал, что способы проявления солидарности у животных и человека различны, но видел и некоторые элементы сходства [259, с. 251]. Толчком для противопоставления солидарности борьбе за существование послужил дарвинизм, но идеи Мечникова были направлены не против него, а против нелепостей социал-дарвинистов. Мечников признавал общество, как и природу, эволюцио-
141 нирующим и делал вывод: природа внушает населению одно из двух:
смерть или солидарность.
Понять историческое развитие народов оказывается настолько трудно, настолько запутаны основания или критерии, объясняющие сам прогресс человечества. Мнение, разделяющее все народы на две группы -исторических (культурных) и варварских (диких) народов, - поверхностно и неубедительно. По Мечникову, доказательства прогресса состоят в наличии технических усовершенствований и в укреплении социальной связи («более несомненное доказательство») и нарастании общечеловеческой солидарности [259, с. 235]. Выше всех законов и обобщений, которым древние и современные авторы пытались подчинить историческое движение, Л.И. Мечников ставил «великий» закон прогресса [259, с. 239].
При общем признании прогресса общества каждый мыслитель вкладывал в этот термин свое понимание существа, механизмов и результатов прогресса. Мечников, исподволь подходя к обоснованию своего главного принципа - о роли водных бассейнов, в том числе и великих рек, в истории, - включается в полемику. Для него не важно, откуда исходит и какими путями проявляется в истории прогресс. Важнее, в чем он состоит, по какому точно фиксированному признаку можно констатировать его наличие в истории, не впадая в субъективный произвол. Прогресс, по Мечникову, не просто движение вперед, а достижение общего блага [259, с. 239]. В общественном прогрессе он различает его потоки: 1) сознательные, разумные действия, осуществляемые в русле прогресса, 2) движение спонтанное, в соответствии с общими обстоятельствами и 3) столкновение противоположных интересов, страстей и поступков [259, с. 239]. Последнее возможно на основе развивающейся дифференциации - разделения и специализации труда, а также свободы и самосознания.
Итак, согласно Л.И. Мечникову, среди всех прочих географических естественных условий наибольшую роль играет водная среда, жизнь цивилизации как бы «вращается» вокруг связующих ее акваторий. Почему
142 решающее значение в появлении цивилизации Мечников придавал гидросфере ? Водные пути - реки, моря и океаны - больше, чем другие эле-менты географической среды (климат, почвы и т.п.) содействуют развитию общества и распространению цивилизации. Рекам он отвел исключительную роль по сравнению с другими географическими условиями в силу того, что «река во всякой стране как бы является выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности, и геологического строения данной области» [Цит. по: 109, с. 68].
По мнению Л.И. Мечникова, цивилизации первоначально образуются на берегах великих «исторических» рек, потом постепенно распространяются, концентрируются вокруг Средиземноморья и, наконец, захватывают океанические побережья. Четыре древнейших великих культуры развились и расцвели в великих речных странах: на берегах Хуанхэ и Янцзы зародилась и выросла китайская культура, в бассейне Инда и Ганга, - индийская культура, в междуречье Тигра и Евфрата возникла ассиро-вавилонская культура, а древний Египет, как это утверждал еще Геродот, был «даром Нила». Исторические реки сыграли в жизни цивилизации особую роль, и дело здесь не в их протяженности, не в массе приносимой ими воды [259, с. 356]. Река - коварная и грозная среда: «Все они обращают орошаемые ими страны то в плодородные житницы, питающие миллионы людей за труд нескольких дней, то в чумные болота, усыпанные трупами бесчисленных жертв» [Цит. по: 109, с. 68]. Секрет «исторических» рек в том, что их природа «принуждает» людей прибегать к солидарному труду, чтобы избежать смерти. Нужны совместные усилия прибрежного населения, обычно пестрого по расовой принадлежности, языку, обычаям. Для успешного земледелия необходимы сложные ирригационные сооружения, нужна совместная деятельность многих тысяч людей. Так возникают первые государства, наука, культура; чтобы не погибнуть, необходимо подчинить реку - научиться предвидеть ее разливы и
143 управлять ими, для чего нужны разносторонние знания и строгая организация труда, построенная на жесткой дисциплине, то есть деспотия.
Два фактора - географическая среда и «способность людей к приспособлению через организацию коллективного труда» являются основой первых цивилизаций [259, с. 262]. Мечников считал важным, что «элементы, влияющие на развитие общества», являются изменчивыми, из чего неизбежно вытекают исторические судьбы народов, которые должны также постоянно меняться [Цит. по: 109, с. 68].
Историю человечества Л.И. Мечников подразделил на три периода в соответствии со своей идеей о преобладании роли гидросферы в возникновении цивилизации [259, с. 330].
Речной период приходится на древние века, включает в себя историю древнейших цивилизаций Египта, Индии, Месопотамии, Китая. Все эти цивилизации возникли в бассейнах «исторических» рек. Это время подневольных объединений и группировок, а также рабских деспотий.
Средиземноморский период приходится на античность и средние века, включает отрезок времени от основания Карфагена до начала правления Карла Великого. Это время группировок и союзов, основанных на подчинении и феодальной зависимости.
Океанический период от открытия Америки и до наших дней характеризуется выходом цивилизации на побережья океанов, Атлантического и Индийского, а с XIX века - Тихого. Это период относительно свободных и добровольных союзов и группировок, скрепленных буржуазными идеями свободы (отсутствия принуждения), равенства (отсутствия привилегий и несправедливостей), братства (солидарного соединения индивидуальных сил) [259, с. 271].
Анализ данной периодизации показывает, что Мечников признает прогрессивное развитие, показывает его направленность и основные этапы и последовательности, он осмысляет историю как единый процесс, в котором сочленены прошлое, настоящее и будущее. У Мечникова в об-
т
144 щем историческом творчестве на равных участвуют различные народы,
хотя в одни и те же отрезки времени они могут иметь разный характер
развития. Но угнетение постепенно заменяется все большей свободой, а
солидарность, вынужденная обстоятельствами, заменяется добровольной
и сознательной. Соответственно историческим периодам Л.И. Мечников
выделяет типичные формы социальной и политической жизни, которые, в
свою очередь, определяются способами труда:
1) речные цивилизации - рабство - деспотии;
2) морские цивилизации - крепостничество -олигархия;
3) океанические цивилизации - наемный труд - буржуазная демократия.
Таким образом, ключевым моментом в социологии Л.И. Мечникова стала идея прогресса. Он критиковал имевшиеся в социологии того времени точки зрения Конта и Спенсера - за линеарность понимания хода истории, Лаврова и Ткачева - за идеализм в истолковании его причин. Неудовлетворенность прежними решениями проблемы прогресса заставила Л.И. Мечникова поставить ее в центр своей философии.
Историческая наука, излагающая «факты и деяния» народов в порядке хронологии, может доставлять необходимый фактический материал для обоснования теории прогресса, но сама теория прогресса относится к компетенции более абстрактных наук - философии истории или социологии. «Существенной задачей для нас, - пишет Л.И. Мечников, - является определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно констатировать его участие в истории, не употребляя в дело ни субъективного произвола, ни предвзятого мнения» [Цит. по: 109, с. 28].
По Л.И. Мечникову, прогресс объективен, ничего общего он не имеет ни с «личным взглядом исследователя» (П.Л. Лавров), ни со «стремлением человека к идеалу, выставленному христианством» (СМ. Соловьев). Источником прогресса, по Мечникову, является географиче-
145 ская среда, она может содействовать прогрессу или тормозить его. Но в
условия среды Л.И. Мечников включает еще и средства организации солидарно-кооперативного труда: насильственные, принудительные и добровольные. В качестве критерия прогресса Л.И. Мечников выделяет «свободу» и «технические усовершенствования» как показатели гигантского роста власти человека над силами природы, временем и пространством. Мечников считает, что природа в самом начале принуждает людей к общественной жизни, затем смягчает ее формы посредством дифференциации, а потом снимает всякое принуждение и подчинение. «Уже в области биологических явлений степень свободы обобществленных единиц может служить мерилом прогресса» [259, с. 24].
По Мечникову, социальная эволюция повсюду подчинена неорганической и органической необходимости, и те влияют на строй кооперации, направляя группы к цели, интересующей всю группу, поэтому и характерной чертой цивилизации выступает степень не только личной, но и групповой и общественной свободы. В этом ядро концепции Л.И. Мечникова. Деспотизм, по его мнению, всегда возникает только от неспособности человека сознательно проявить ту сумму кооперативной солидарности, которой требует природа.
Гидросфера, таким образом, - оживляющий элемент не только природы, но и двигательная сила истории. Река, море, океан - в сущности жизненный синтез условий, климата, почвы, ландшафта, быта, культуры. Именно гидросфера не сама по себе автоматически влияет на историю, а тем, что это изменчивая среда, особо коварная и опасная для человека, прожить в условиях которой возможно только развив способность к приспособлению, наилучшей формой которого будет последовательная солидарность.
Итак, все свое внимание Л.И. Мечников как естествоиспытатель сосредоточивает на событиях на Земле и стремится охватить своим исследованием явления и процессы, поддающиеся точному описанию и анализу.
146 Поэтому его труды и идеи непосредственно предшествуют формированию глобально-экологического, общепланетарного мышления. Термина «экология» у Л.И. Мечникова нет, да и быть не могло. Но глубочайшая связь истории человечества с условиями его существования прослежена предельно убедительно, так же, как и обратное воздействие человеческой деятельности на среду обитания.
Отличительная особенность творчества Л.И. Мечникова состоит в том, что он корректно, но вместе с тем принципиально точно отмежевывается от целого ряда влиятельных в его время научных концепций и самостоятельно продвигается к созданию общей теории социологии, избрав для этого отчетливые методологические ориентиры: материализм и объективизм, диалектику и историзм. В связи с этими методологическими принципами ему удается отказаться от модного европоцентризма в пользу евро-азийско-североафриканского и далее планетарного варианта в интерпретации истории. Отход от биологизаторства и социал-дарвинизма он осуществляет через свой вариант понимания эволюции общества к оригинальной социологии. Очевиден его отход от позитивизма к естественнонаучному материализму. Его понимание опасностей, таящихся в методологии «географического детерминизма» и «географического фатализма» побуждают Л.И. Мечникова установить синтетическое значение географических и социальных факторов. Л.И. Мечникову удалось разработать всеохватную социологическую теорию общественного прогресса, выделить его критерии и движущие силы. В триаде «природа - человек - общество» основное внимание Л.И. Мечников уделяет взаимосвязи «природа - общество» и анализирует фундаментальные условия успешности жизни человека и человечества.
Значение трудов Л.И. Мечникова в отечественной научной традиции явно преуменьшено, его имя редко встречается в научной литературе, и, возможно, если бы не внимание к его трудам со стороны Л.Н. Гумилева, творчество его и поныне оставалось бы в забвении на его историче-
147 ской родине. Меж тем, социально-философские воззрения Л.И. Мечникова являются не только ярчайшей страницей отечественной и мировой школы географического детерминизма, но и должны иметь широкий резонанс и влияние как оригинальные социальные воззрения на прогресс общества и его будущность.
Итак, Л.И. Мечников выделяет три главные области реального мира: неорганическую, биологическую и социологическую. Каждая из последовательно сменяющих друг друга областей в своей эволюции накапливает факторы, условия для своего развития. Наиболее богаты предпосылки для развития общества, ведь оно использует в качестве факторов природные (астрономические и физические) условия, антропологические, а также преобразованные в ходе истории географические и биологические предпосылки. Л.И. Мечников выделяет также и веер социальных факторов, а именно уровень развития науки, культуры и техники. Главным фактором для развития общества, согласно Л.И. Мечникову, является географический. Среди всех географических условий Л.И. Мечников отдает приоритет умеренной климатической зоне и из всех географических сред - гидросфере, а еще точнее - великим рекам. Эти естественные факторы социализированы; согласно Л.И. Мечникову, они обусловлены самой природой, но сами обусловливают необходимость напряженного труда и солидарных отношений между людьми. Первые цивилизации складывались, таким образом, в акваториях великих рек, затем - в бассейне Средиземного моря, наконец, будущее видится Л.И. Мечникову как пространственное завоевание мирового океана - всей гидросферы планеты. Соответственно, всемирная история есть смена этапов - речного, средиземноморского, океанического, - которые есть не что иное, как последовательные шаги по овладению Землей до общепланетных масштабов. )/' Таким образом, Л.И. Мечников одним из первых мыслителей вплотную подошел к уровню глобально-экологического мышления, тем самым существенно опередив своих современников.
148 4.2. А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский: разработка представлений о космической векторе будущего человечества
«Всемир есть жилище одного и того же человечества»
(А.В. Сухово-Кобылин) «Порожденный крошечною землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем».
(Н.Ф. Федоров) «Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего...»
(К.Э. Циолковский)
Многими парадоксами заполнены долгие 86 лет жизни А.В. Сухово-Кобылина; светские увлечения и скрупулезные интеллектуальные занятия, любовные победы и трагедии, два кратких тюремных заключения и семи-летнее следствие по обвинению в убийстве своей гражданской жены Луизы Симон-Деманш, блистательная драматургия и упорная, почти сорокалетняя, борьба за выход ее на русскую сцену, успехи в предпринимательстве и более чем двадцатилетний период аскетической жизни в родовом имении в селе Кобылинка.
Будучи гордым аристократом и убежденным крепостником, писатель А.В. Сухово-Кобылин умел самым ядовитым образом обличать глу-бокие язвы России, прежде всего бюрократизм и чиновничество. Однако главным делом своей жизни Александр Васильевич считал философию. Особенно сильное влияние на него оказала диалектика Гегеля, и почти сорок лет он переводил труды Гегеля на русский язык и параллельно разрабатывал собственную систему, которую именовал «неогегелизмом», или учением Всемира. Однако плоды этой титанической работы до со-
149 временников дошли частично, а до наших дней - лишь во фрагментах: 19
декабря 1899 года во время пожара в родовом имении сгорели все его переводы и половина его оригинального труда. К счастью, другая половина была вывезена во Францию и сохранилась в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) [395, с. 294].
Очевидно, что последовательного, законченного изложения фило
софии Всемира не было, но сохранились отдельные разработки,
«приступы», фрагменты, наброски, варианты, , которые Сухо-
во-Кобылин намеревался объединить в одно целое произведение. Возможно, что задержка с написанием этого произведения произошла от того, что основные силы Александр Васильевич отдавал «подстрочному», «тщательно верному» переводу основных произведений Гегеля, переводу, в котором было множество примечаний и толкований.
Гегелевскую идею противоречия, раздвоения на противоположности или «экстремы», и идею «эналакса», или перехода этих противоположностей, А.В.Сухово-Кобылин считал основоположением своей духовной идеи, посредством чего только и возможно истинное постижение «поступания» мира. За эти идеи он необычайно, как философских кумиров, почитал Гераклита и Гегеля, даже свою личную противоречивость он также воспринимал как живое доказательство диалектического единства крайностей, противоположностей, «экстремов». Очевидно, по этой причине А.В. Сухово-Кобылина относят к социал-дарвинистам, ибо он переносил на общество идеи борьбы за существование и селекции Ч. Дарвина. Ознакомившись с дарвинизмом, Сухово-Кобылин улавливает подспудную, прямо самим Дарвином не выраженную, тенденцию восходящего характера эволюции жизни вообще.
При всей преданности «великому немецкому гению», не упрекая того в недостаточном понимании будущего человечества и его задач, русский философ разрабатывает собственную идею, которая представляла собой уже новую ступень развития учения Гегеля. Мечтая о прекрасном
150 звездном будущем бессмертного и духовного человечества, он предлагает
оригинальное учение о Всемире.
Основу мира у Сухово-Кобылина, как у Гегеля, составляет Абсолютная идея. Тело Всемира - «бесконечная Вселенная», центр его - Бог, радиус - человечество, которое проходит три органических ступени. Универсальный закон, которому подчинен и благодаря которому развивается Всемир - раздвоение на противоположности, «экстремы». Всемир представлен эналаксами - переходами противоположностей от логического к физическому, а от него - к духовно-человеческому, то есть идеальному.
В истории человека есть две «экстремы» - крайности - его исходное, «дикое», «стадное», и его божье, высшее, состояние. В состоянии «предчеловечества» люди представляли собой «человеческое стадо», «орду», дикую толпу. На этой «починной», низшей, ступени человек был «непосредственным, чувственным человеком-зверем, антропофагом, пожирателем самого себя, человеком-дьяволом», «дьявольским человеком» [348, с. 53], «только что исшедшим из формы бессознательного организма, т.е. скота» [348, с. 54]. Это «примордиальный» - первичный-человек [348, с. 54]. Человеческий самостоятельный организм с его мозговым аппаратом, очевидно, есть высочайший из теллурических организмов.
Что же делает «человеческую орду» человечеством, способным к «всемирному общественному процессу», к «поступанию», «процессованию в истории»? А.В. Сухово-Кобылин полагает, что если низшие организмы недвижны как растения или ползают по суше, преодолевая два пространственных измерения, то такие организмы, как насекомые и птицы, вследствие легкости и наличия крыльев способны преодолевать все три пространственных измерения, и этим самым «летанием» демонстрируют способность к самодвижению - автокинии. «Ангелы, т.е. идеальные божественные люди, имеют своим отличием от остальной низшей массы людей символ свободы - крылья. Эти крылатые люди суть высшие, совершенные люди. А высочайший всемирный человек есть уже
151
бесконечная абсолютная легкость», его абсолютная «победа над пространством и протяженностью». Это одновременно есть «нуль пространства, точка, точечность, дух» [348 , с. 53].
Однако в нынешнем - теллурическом - состоянии человек еще слишком телесен, чувствен, тяжел, чтобы летать, преодолевать все три измерения пространства. Автор полагал, что «легкие человека могли бы легко свой объем удвоить, наполнить всю грудь и большую половину брюха, тем самым увеличить легость человека и, следовательно, учинить его способным при малом усилии держаться на воздухе. К этому, надо надеяться, присоединится техника» [348, с. 55]. Размышляя о пути физического совершенствования человека, А.В. Сухово-Кобылин весьма восторженно писал об эффективности вегетарианства, уповал на «продуктивность разума» при продолжительной и здоровой старости и т.п. Таким образом, все перечисленные средства совершенствуют умение человека преодолевать пространство и делают его собственно человеком, - единственным на Земле свободным и способным к духовности существом.
А.В. Сухово-Кобылин выделяет триаду, три этапа в разворачивающейся истории человечества, которую он называет «поступанием», "процессованием» : 1) момент, или этап, теллурического, «земного человечества, заключенного в тесных границах нами обитаемого земного шара»; 2) момент, или этап, солярного человечества, которое будет собой представлять некую «всекупоту обитателей нашей Солнечной системы»; 3) момент, или этап, сидерического, или всемирного, человечества, когда «вся тотальность миров, обитаемых человечеством во всей бесконечности Вселенной», образует Всемир [348, с. 52]. Таким был его прогноз на будущее.
Если теллургическое состояние есть почин в истории человечества, то ее конец есть высочайшая ступень превращения в «Божью общину», «Град Божий» (Августин), «Абсолютный Дух» (Гегель). Лишь на третьем этапе истории человечества возможна абсолютная и свободная человече-
152 ская личность. Это одновременно и цель и «сключение» - соединение,
сближение с Богом, достижение Царства Божия [348, с. 52]. «Это универсальное единение и единство всемирного человечества и есть его, человечества, безграничная будущность, и само оно есть его цель и, следовательно, есть самоцель, энтелехия, с самим собой соключенно-бытие и высочайшее единство» [348, с. 56].
Опираясь на открытия электричества и спектрального анализа, А.В. Сухово-Кобылин говорит об