П.А.Сорокин: основания и механизмы социокультурной динамики и
Будущее мировой культуры
«...история обречена на постоянное повторение в основных своих частях, но в деталях... каждая суперсистема нова и неповторима»
(П. А. Сорокин)
П.А. Сорокинбыл крупнейшим русским и американским социологом
первой половины XX века. Его необычная биография, полная взлетов и
падений, особенности его личного характера, глубокий альтруизм, та-
113 лант, чутье на новое, обширные знания сделали из него выдающегося социолога и социального философа XX века [См: 92, 184, 349].
Уже в «Системе социологии» общество рассматривается им во всем многообразии его функциональных взаимосвязей. Не ставя своей целью излагать содержание этого фундаментального труда, попытаемся извлечь из него те положения, которые могут пролить свет на процесс формирования глобально-экологического мышления.
Сорокин изучал «физиологию» общества, его психологическую природу от простейшего взаимодействия между двумя единицами до сложнейших социальных образований, рассматривал общество как организм, функционирующий по специфическим социальным законам. Общество, по Сорокину, есть «совокупность нескольких единиц, находящихся между собой в процессе взаимодействия», то есть оказывающих друг на друга то или иное влияние. Следовательно, «там, где есть взаимодействие, имеется органическая взаимосвязь" (384, с. 28].
Все процессы взаимодействия П.А.Сорокин разделяет на три основные формы:
1. «неорганические» взаимодействующие центры и физико-химическое взаимодействие (мир неорганики);
2. живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органики, явления жизни);
3. взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (мир социальности, явления культуры).
Безусловно, первые две формы взаимодействия влияют на ход социальной эволюции, считает Сорокин, так как человек прежде всего есть «материя и энергия» (следовательно, подчинен физико-химическим законам), затем «организм, существующий по биологическим законам», и только потом «существо социальное» [384, с.523].
Будь иными флора, фауна, конфигурация земной поверхности, кли-
114
матические условия, иной была бы и история человечества, и социальные
условия его существования. .
Однако, рассматривая психическое взаимодействие в качестве простейшей модели социального явления, Сорокин делает вывод о том, что взаимодействие - это не только обмен идеями, ощущениями, волевыми устремлениями (чисто психический уровень), но и обмен понятиями, посредством которых происходит усвоение и передача знаний (уровень социальных отношений). Именно такой вид взаимодействия и становится, по мнению Сорокина, исключительно человеческим достоянием. Только в человеческом обществе взаимодействие принимает специфически сознательную форму, доходит до логического, или научного, взаимодействия и дает свои высшие плоды в виде культуры. Следовательно, мир понятий, или логическое взаимодействие, — вот окончательный признак чисто социального явления.
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия включает в себя три компонента:
1. мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся
субъектами взаимодействия;
2. значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют;
3. открытые действия, с помощью которых «социализируются» нематериальные значения, ценности и нормы.
Таким образом, «преднамеренное или непреднамеренное, мотивированное солидарностью или антагонизмом, гармоничное или дисгармоничное, моральное или аморальное, научное или художественное» - вот социокультурные характеристики, являющиеся неотъемлемой частью не биофизических свойств взаимодействующих людей, а значимого компонента, заложенного в них. Данное утверждение применимо ко всем социальным системам - государству, семье, церкви, университетам, политическим партиям, рабочим союзам, армии. Здесь, вероятно, следует ис-
115 кать «ключ» к множественности позиций мыслителей по любой проблеме,
в том числе интересующей нас истории формирования глобально-экологического мышления.
Если же посмотреть на структуру социокультурного взаимодействия под иным углом зрения, она имеет вновь три аспекта:
1. личность как субъекта взаимодействия;
2. общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями;
3. культуру как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лицами совокупность материальных носителей, «социализирующих» эти значения. То есть,«личность -общество - культура» суть единое целое, где каждая из составных частей не может существовать без других.
Культура состоит из «проводников» - материальных и символических, которые передают реакцию одного индивида другому посредством языка, письменности, живописи, музыки, орудий труда и войны, денег, одежды, церемоний, образов, памятников, вещей, книг и библиотек. Проводники, накапливаясь вокруг человека, создают его социо-культурную, технико-технологическую среду [383, т. 1, с. 111-112].
Сорокин предлагает классифицировать взаимодействия следующим образом: в зависимости от количества самих элементов взаимодействия в определенное историческое время и в определенном историческом месте: а) взаимодействия по количеству индивидов; б) в зависимости от полиморфизма индивидов; в) в зависимости от природы проводников.
Чем обусловлена социальная интеграция? Там, где нет тесной и постоянной функциональной связи, там нет и структурного единства, а есть простая пространственная близость и механическое сосуществование элементов, так называемые конгломераты.
Наиважнейшие факторы социальной интеграции, по Сорокину:
1. «Космическо-географическая» социализация индивидов: климат,
116
территория и т.п. В географическом детерминизме были правильно подмечены многие зависимости этого вида, но они слишком грубо и односторонне преувеличивались. Это материальные связи и явления общественной жизни человека.
2. «Биолого-физиологическая» социализация. Комплексы явлений на
основе пищевого, полового, оборонительного и других инстинктов [383,
т. I, с. 261]. Это органические явления и связи, имеющие место в обществе.
3. Со временем устанавливаются более сложные «социально-
психологические» связи: внушение, подражание, эмоционально-
интеллектуальные контакты и т.п. Эта группа связей интегральна и в со
четании с первыми двумя группами составляет подлинную объеди
няющую силу всех общественных явлений.
Все теории «одного фактора», по мнению П.А. Сорокина, - экономический материализм, демографический и географический детерминизм и другие - логически самопротиворечивы, ошибочны, т.к. отождествляют причинно-следственные зависимости с функциональными, преувеличивают силу изучаемого фактора, упрощают на его основе сложившуюся социокультурную динамику, игнорируют другие факторы и систему их взаимодействия.
Таким образом, в работе «Система социологии» П.А. Сорокин приоткрывает двери для понимания сущности культуры, а осмысление продолжается во всех последующих работах, посвященных анализу состояния культуры в дискретные периоды, а также рассмотрению истории мировой культуры и ее основных тенденций. Интересно отметить, что «психологизм», которого придерживается Сорокин в «Системе социологии», пронизывает все его дальнейшее творчество и играет не последнюю роль в разрешении тех или иных проблем.
Интегральным фактором всей социальной жизни Сорокин считал коллективный рефлекс, подавление которого ведет к социальному взрыву. Эта установка, впервые прозвучавшая в «Системе социологии», в
117 «Социологии революции» детализируется следующим образом: «Все возрастающее подавление основных инстинктов населения, их всеобщий характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка - таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва» [383, т. II, с. 274]. Иными словами, в основе любых революционных движений лежит подавление базовых инстинктов - пищеварительных, сексуальных, инстинктов собственности, самосохранения, самовыражения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения. Но кроме универсального подавления базовых инстинктов человека существует еще одно условие, необходимое для продуцирования революционного взрыва. Это - «неспособность властей разработать контрмеры против давления репрессированных инстинктов (отрицательное воздействие городской среды, слабая адаптация и т.д.), достаточных для достижения состояния социального равновесия; неспособность ослабить условия, продуцирующие репрессии, неумение направить выход подавленных импульсов в иное, не революционное русло» [383, т. II, с. 273-280]. Все это вынуждает людей искать пути выхода из данной ситуации, поскольку старая форма поведения становится нетерпимой. Человеческое поведение отныне развивается по биологическим законам и приводит к совершению антисоциальных актов. А как только видоизменяется тип поведения масс, неизбежно меняется весь социальный порядок. Бесспорно, революция означает изменения в поведении людей, их психологии, идеологии, верованиях, ценностях, знаменует собой изменения в биологическом составе населения, его воспроизводстве и процессе отбора. Но, с другой стороны, это -деформация всей структуры общества.
Изучая механизм революции, Сорокин считает, что в «жизненном цикле» великих революций просматриваются три фазы. Первая - психологическая фаза - обычно очень кратковременна и отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещанных реформ. На смену ей приходит вторая, деструктивная фаза - революция
118 превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий все на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и жизнеспособные институты и ценности общества, и тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту, но и множество творческих лиц и групп. Политика правительства насильственна. Если случается, что торнадо второй фазы не успевает до основания разрушить нацию, то революция вступает в конструктивную фазу, то есть начинает создавать новый социальный и культурный порядок, причем, этот новый строй основывается не только на новых революционных идеалах, но и реанимирует самые стойкие дореволюционные институты, ценности и способы деятельности. Но это в идеальном варианте. В большинстве же случаев революция насильственна по своей природе и оказывает только разрушительное воздействие на культуру общества. При таком положении вещей вполне можно согласиться с Сорокиным, что «революция есть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же достигаются совершенно иные результаты. Революция скорее не социализирует людей, а биологизирует их; не увеличивает, а сокращает все базовые свободы; не улучшает, а ухудшает экономическое и культурное положение людей*[383, т.П, с. 270].
Поэтому в противовес революции Сорокин рекомендует реформы, которые более применимы к улучшению и реконструкции социальной организации, но при условии, что они не попирают человеческую природу, не противоречат базовым инстинктам людей, проводятся в жизнь правовыми и конституционными средствами, а также базируются на предвари-] тельном тщательном научном исследовании конкретных социальных ус-I ловий. «Общество, которое не знает, как ему жить, которое не способно I развиваться, постепенно реформируясь, а потому вверяющее себя горни-| лу революции, вынуждено платить за свои грехи смертью доброй части своих членов. Уплатив сию дань, если ему не суждено сгинуть, общество
119 вновь обретает возможность жить и развиваться благодаря возврату к
своим истокам, прошлым традициям, созидательному труду, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп. Если общество готово принять эту единственную возможность развития, то революция приходит к своему логическому концу. Таково разрешение дилеммы истории» [383, т. И, с. 295].
Сорокин воздерживается от революционного
«идолопоклонничества», весьма распространенного в XX веке. Он подчеркивает, что все фундаментальные и прогрессивные процессы - суть, результат развития знания, мира, солидарности, любви, а не зверства, ненависти и сумасшедшей борьбы, неизбежно сопутствующих любой революции. Для Сорокина очевидны преимущества эволюционного пути (последовательных реформ) по сравнению с революцией. Теоретическое соотношение этих путей развития общества - вопрос дискуссионный. Реальная же практика общественной жизни решает этот вопрос каждый раз весьма конкретным образом. Современное российское общество еще раз «примерив» на себя путь революционного преобразования все-таки отказалось от него, избрав путь реформ, когда момент разрушения всего до основания уже не возводится в принцип и норму социальной жизни.
В мировой истории П.Сорокин различал три типа социокультурных суперсистем: «чувственную», «умозрительную», «идеалистическую». В качестве интегрирующего фактора каждого типа им избирались такие философско-мировоззренченские посылки: о природе объективного мира; о природе человека; о природе потребности; о формах и уровнях их удовлетворения. Сорокин исходит из признания двух составных частей вприроде человека: существа чувствующего и существа мыслящего, что и является глубинным основанием всех социокультурных феноменов. Способ познания, с помощью которого образуются человеческие чувства и представления, определяет структурный стиль каждого типа, зная который можно дедуцировать характерные для него подсистемы - формы морали,
120
искусства, религии, научного знания, вида экономической деятельности,
наличие классов, базовый тип личности, модели поведения и т.п.
Так, в «умозрительной» - идеациональной - суперсистеме объективная реальность рассматривается как неподвижное бытие Абсолюта, преобладают духовные потребности, уровень их удовлетворения максимально высок и совершается путем рациональной модификации индивидуального духовного «Я». Ценности, господствующие в этой суперсистеме, императивные, трансцендентные.
«Чувственная» суперсистема строится на базе чувственного познания, в ней реальность видится как изменение и становление материальных явлений, преобладают физические потребности, уровень их удовлетворения высок, царит культ комфорта, утилитаризма и гедонизма, метод удовлетворения их - эгоистическая переделка, эксплуатация природы.
Наряду с «чистыми» типами подсистем и суперсистем существует и несколько смешанных типов, из которых логически интегрированным оказывается лишь единственный - «идеалистический» тип. Это органический синтез двух предыдущих типов, он появляется в истории тогда, когда в мировоззрении людей переплетаются материалистические и религиозно-идеалистические взгляды, в познании же преобладает интуиция при балансе чувственного и рационального. Но из-за исторических перекосов синтез подобного рода всегда несовершенен. Поэтому такая суперсистема существует относительно короткое время (одно - полтора столетия). Жизнь же других суперсистем захватывает многие столетия. Хронологически в рамках «западной европейской цивилизации» это выглядело так: VIII - IV вв. до н.э. - преобладает «умозрительная» суперсистема; IV -III вв. до н.э. - «идеалистическая»; II в. до н.э. - V в. н.э.«чувственная» суперсистема. Далее новый цикл: VI - XII вв. - «умозрительная»; XIII - XIV вв. - «идеалистическая»; с XV в. до наших дней «чувственная» суперсистема».
«Некоторые культуры, такие, как, например, греко-римская и за-
121 падная христианская, смогли осуществить подобный переход несколько
раз: другие же не смогли. Первые продолжили существование, пройдя более или менее успешно ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, которые рассмотрены выше. Другие же культуры или погибали и исчезали, или обрекались на загнивание и полуживое существование, а их опустошенная, ограниченная и безжизненная система истины, реальности и ценностей становилась лишь историческим «экспонатом», вместо того, чтобы быть творческой субстанцией. Такие культуры и общества были всего лишь материалом для сильных и творческих культур» [384, с. 479].
Общей тенденцией социокультурной динамики П. Сорокин считает бесконечное чередование, волнообразное изменение (флуктуацию) перечисленных суперсистем, с коротким идеальным балансом и циклическим повторением. Описание циклической флуктуации трех суперсистем иллюстрируется им с помощью огромного количества эмпирических данных: статистических диаграмм, схем и таблиц, демонстрирующих изменения в искусстве, философии, науке, морали, социальных, политических отношениях почти за три тысячи лет [384, с. 446, 467-468]. Но почему это изменение имело место, каков его механизм? Ответ Сорокина категоричен: из-за гносеологической относительности стилей суперсистем и способов познания, с помощью которых они построены. Каждый способ познания неизбежно относителен, и суперсистема, построенная на одном из них, есть своего рода «одноканальное» видение мира и накопление в ней «одномерных», т.е. ложных, представлений, что таит в себе причину последующего разложения, кризиса и дезинтеграции, замены ее новой суперсистемой. На определенном этапе господствующая система ценностей (Сорокин называл это принципом «лимита») становится ложной и стереотипной, дезинтегрируется и заменяется другой, соответствующей «новому» видению мира. Ростки нового никогда не исчезают полностью, какой бы из них ни господствовал при этом, они отодвигаются на периферию культуры. Так как человеческие возможности
122 постижения мира ограничены тремя способами познания, поэтому и не
может возникнуть каких-либо принципиально новых форм ценностей и типов культуры. Вот почему история обречена на постоянное повторение в основных своих чертах, но в деталях, в размерах и проявлениях объективизации этих форм каждая суперсистема нова и неповторима [383, т. I, гл. 1-3]. Так, современная «чувственная» культура отличается от своего античного брата обилием цивилизаторских, технических открытий, которых тогда еще не могло быть, но их умозрение, видение мира, по Сорокину, однотипны.
По Сорокину, три главных «сюжета» трех интегрированных типов культуры в истории человечества отличаются друг от друга стилевым богатством и своеобразием, в основе которых лежат три различных системы ценностей. Стиль культуры определяется философскими посылками: о природе потребностей, об уровне и методах их удовлетворения. Способ познания, с помощью которого получены эти представления, определяет стиль культуры, зная который можно вывести характерные для нее формы морали, искусства, религии, научного знания, преобладающие экономические и политические отношения, классы и институты, тип личности и виды социального поведения.
Соответственно конструируются и три типа культур: «умозрительная», «чувственная» и «идеалистическая». «Умозрительную» культуру характеризует доминирование элементов рационального мышления, ценности, одушевляющие ее - абсолютные, трансцендентные, императивные. В «чувственной» культуре господствующим оказывается материалистическое мировоззрение, в познании преобладают чувственные формы, а свойство целостности придают ей утилитарные, чувственные, гедонистические ценности. Наряду с «чистыми» существуют и несколько смешанных типов, логически интегрированных, из которых жизнеспособным оказывается лишь единственный - «идеалистический» тип. Это органический синтез двух полярных типов, появляющийся в истории то-
гда, когда в мировоззрении переплетаются материалистические и религиозно-идеалистические взгляды, преобладает интуитивный тип познания.
Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культур, а в основе механизма флуктуации лежит гносеологическая относительность каждого из трех способов познания. Анализируя ход мировой истории, П.А.Сорокин показывает хронологические, последовательно сменяющие друг друга доминантные культурные сверхсистемы в динамике их развития, концентрирует внимание на их генезисе и эволюции, кризисе и распаде. П.А.Сорокин подробно анализировал различные формы проявления кризисного состояния современной культуры. С его точки зрения «все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис во всех секторах социальной и культурной жизни» [383, т. I, с.427].
Существует множество диагнозов современной социокультурной ситуации, но Сорокин выделяет среди них две диаметрально противоположные точки зрения. Первая, и преобладающая, трактует кризис как результат недостатков и пороков той или иной политической и экономической системы. Суть кризиса в противоборстве либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и коммунизма, либо деспотизма и свободы, либо же кризис сводится к конфликту личностей: Гитлера, Сталина и Муссолини, с одной стороны, и Черчилля и Рузвельта, с другой. Выход видится в реформировании системы. Вторая позиция, которой придерживаются О.Шпенглер и его последователи, более пессимистична, поскольку кризис рассматривается как предсмертная агония западного общества и его культуры, достигнувшей зрелости и приходящей в упадок. И не существует средств, способных отвратить предначертанный конец этого общества.
Сорокин отвергает оба взгляда и выдвигает свой вариант понимания существа кризиса и выхода из него. С одной стороны, он полагает,
124 что современный кризис имеет эпохальный масштаб и вызван не просто политическими и экономическими явлениями, а гораздо более фундаментальными факторами, корнями уходящими в самую глубь трансформирующегося человеческого сознания. Причины кризиса - теоретические заблуждения чувственной системы истины и связанный с ними рост эмпиризма и материализма. С другой стороны, анализируя всю историю человечества, он приходит к выводу, что настоящий кризис - не конец цивилизации, а отражение переходной стадии от одной ее формы к другой. Сорокин, выделяя три вида фундаментальных культур за всю предшествующую историю человечества: идеациональную (религиозную), идеалистическую (промежуточную) и чувственную (материальную), считает, что каждая из них при всем многообразии форм и проявлений культуры пронизана одним общим фундаментальным принципом и основана на общей шкале ценностей.
По мнению П.А.Сорокина, формой протеста против чувственного искусства, конечной границей которого можно считать импрессионизм, является модернизм, расходящийся со всеми основополагающими характеристиками разрушающегося чувственного искусства. Означает ли это, что модернизм - новая и органическая форма искусства Запада, которой суждено господствовать столетия? Сорокин считает, что модернизм важен исторически, ибо он есть одна из переходных форм от «дезинтегрирующего чувственного искусства к идеациональной форме» [384, с.461], которая увековечит в новом облике неувядаемый порыв человеческой культуры [384, с. 462].
Переходя к анализу чувственной системы познания (науки), Сорокин констатирует, что, поскольку реальная ценность современной культуры чувственна, то и познание осуществимо через органы чувств. «Нет ничего
в сознании, чего бы не было ранее в ощущении» [384, с.462_____ ]. Весь
интерес сосредоточен на изучении чувственных явлений, их материальности, технических изобретениях, служащих нашим чувственным потребно-
125 стям. Следовательно, наука становится материалистической даже в трактовке человека, культуры и духовных явлений. Человек понимается как «комплекс электронов и протонов», живой организм, многообразие отношений типа «стимул - реакция» и не более того. Людские отношения и социально-культурная жизнь дегенерирует до уровня жестокой борьбы, исход которой зависит от физического перевеса сил (пример чему бесконечный поток современных войн).
Познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками, вытесняющими религию и философию. Такая отстраненность эмпирического аспекта реальности от всех ее других сторон значительно сужает мир значений и ценностей и обедняет бесконечное богатство социально-культурной жизни. Поэтому наука, по мнению Сорокина, доведенная до своего логического завершения, прокладывает путь к своему окончательному падению.
Таким образом, состояние «чувственной истины» (науки, философии, религии) очень близко к положению дел, сложившемуся в изящных искусствах. Обе системы достигли переходного периода и стали бесполезными, хотя в свое время внесли огромный вклад в достижения человечества.
Анализируя кризисное состояние современного общества, Сорокин не может не коснуться системы этики и права, так как любое интегрированное общество имеет свои этические идеалы, ценности и правовые нормы, которых и придерживается. В современном обществе, по Сорокину, происходит девальвация этических и нравственных норм, а так как нет конечного предела чувственным желаниям, перекрывающим все нравственные ценности, то эти ценности вытесняются из жизни общества, перестают регулировать отношения людей. К тому же, до сих пор нет единого морального кодекса, который регулировал бы нравственные убеждения и чувства всех людей на планете. Главный нравственный принцип нашего времени - «допустимо все, что выгодно». Отсюда наше
126 помешательство на деньгах, бессовестная борьба за богатство. Именно
так чувственное общество с его чувственной этикой подготовило свое добровольное самоподчинение грубому насилию. Без всякого раскаяния, мук совести и сострадания миллионы людей лишаются прав, имущества и своих духовных ценностей или обрекаются на все виды лишений, изгоняются из родных мест, или просто уничтожаются только из-за того, что само их существование для кого-то, более могущественного, является препятствием для реализации жажды власти, комфорта и других чувственных ценностей. Не свойственно ли все это нашему современному обществу? А России конца XX столетия? Думается, ответ однозначно утвердительный.
Таким образом, «человек чувственного общества снова разрушает свой чувственный дом, который с такой гордостью воздвигал последние пять столетий. Чувственная этика и право зашли в тупик, и без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать тупика» [384, с. 504]. Более того, согласно Сорокину, при таком положении вещей, без новой формы культуры - идеациональной - мы не сможем обеспечить защиту творческой эволюции. Но, в свою очередь, когда новые формы исчерпают свою внутреннюю жизнеспособность, то без сомнения, появится новая форма чувственной культуры. Значит, пока продолжается человеческая культурная история, будет существовать и «вечный цикл культуры». Такова сущность социокультурной динамики П.А. Сорокина, которая своей инте-гральностью и актуализмом, возможно, будет притягивать еще не одно поколение исследователей истории и теории социологии и философии,
Констатируя глубокое кризисное состояние современного общества, Сорокин в качестве путей выхода из кризиса полагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа «альтруистической любви» абсолютной ценностью, воплощающей в себе единение человека с Абсолютом, переход к
127 «умозрительной» суперсистеме. Стремясь соединить свою новую теорию
с практикой, он предложил целую программу преобразования общества и культуры [см. работы П.А. Сорокина 1941 - 1968 гг.]. В отличие от О.Шпенглера, согласно теории которого цивилизация проходит такие стадии, как юность, зрелость и старость, то есть угасание, П.А.Сорокин выдвигает оптимистическую точку зрения. Он считает, что культура проходит несколько стадий: расцвет, угасание и (в самой низшей точке между угасанием и новым расцветом) цивилизацию, но затем начинается ее новый подъем и расцвет новой социальной и культурной системы.
П.А.Сорокин в равной мере не признавал жизнеспособности ни современного капитализма, ни социализма, которые, на его взгляд, равно принадлежат агонизирующей «чувственной» суперсистеме. Потому заслуживает внимания его идея конвергенции, фундамент которой лежит в способности людей к единению и кооперации, а возможность - в близости систем ценностей права, образования, искусства, науки, а также во взаимном движении мысли друг к другу между странами различной социально-политической ориентации. Конвергенция ведет к образованию смешанного социокультурного типа общества, который при заданных условиях может перерасти, по мнению Сорокина, в «блистательный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной^см. 384].
На исходе XX столетия перед человечеством все более четко вырисовывается историческая задача выхода из глобального кризиса и создания модели сложной общественной системы, сочетающей в себе максимум экономической эффективности и условий для обеспечения свободы личности, ее всестороннего развития и самовыражения. Для решения этой задачи перехода цивилизации на более высокий уровень необходима капитальная реконструкция всего мирового порядка, радикальная трансформация всего человеческого сообщества. А для того, чтобы осуществить эту реконструкцию, нужна стройная, логически обоснованная тео-
128 рия такого социального переустройства.
В четырехтомной «Социальной и культурной динамике» (1937 -1941 гг.) Сорокиным изложена впечатляющая картина циклической флуктуации европейской и мировой культуры за три тысячи лет истории. Автор отмечает, что именно на XX век пришелся эпицентр кризиса, сопровождающийся «взрывом войн и революций, анархии и кровопролитий; социальным, моральным, экономическим, интеллектуальным хаосом; возрож-днием отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов» [384, с. 427].
П. А. Сорокин, бесспорно, обладал даром философского проникновения в существо социального универсума, он был мастером одновременно критического и прогностического анализа действительности, способным раскрыть характер, причины и будущность происходящего в обществе. Кроме того, принципиальное отличие между ранним и поздним (русским и американским) Сорокиным, заключается в глобализме его теории, гуманизме, отмеченном строгими, в том числе социально-экологическими, требованиями, обращенными к человеку со стороны общества и его культуры. Безусловно и то, что Сорокин, как никто другой из социологов начала XX века, был в подлинном смысле слова мыслителем, философом, обладавшим гигантским личным тезаурусом. Его вынужденная эмиграция позволила ему охватить единым взглядом фактический материал для сравнения духовно-величественной культуры старой России и динамично-многообразной культуры Северной Америки. Поэтому опыт исследования Сорокиным внутреннего состояния культуры как общественного явления, ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни интересен не только с точки зрения теоретической, но и практической для жизни современной России, переживающей серьезные трудности и глубокие перемены.
Многочисленные разломы единого человечества в XX веке, име-
129 нуемые глобально-экологическим кризисом, в своем эпицентре имеют не
просто человека, а мир человека и мир его культуры. При этом многие исследователи полагают, что культура станет одним из средств оздоровления глобальной ситуации, забывая, что сама она может считаться одной из ведущих по значимости глобальных проблем. Еще и поныне в литературе эти аспекты культуры анализируются по отдельности. Лишь сохранение и развитие системы общечеловеческих культурных ценностей может стать средством разрешения кризиса цивилизации. Этот новый уровень культуры не определяется общечеловечностью содержания или глобальностью ее носителей, а прежде всего новой действительной сущностью - гуманистичностью.
Гуманистичность будущих состояний культуры видится прежде всего в том, что она сумеет преодолеть гиперрационализм человека, отчуждение, имеющее место во всех сферах человеческой деятельности, еще довольно популярный и весьма распространенный изоляционизм и национализм; что она сохранит свою способность побуждать человека и человечество к высотам своего самоопределения на основе синтеза культурного опыта всех народов Земли. Результатом должна стать все более очевидная культурная целостность человечества, которое, несмотря на этнические, исторические, политические, идеологические границы, сталкивается с одними и теми же проблемами, тенденциями развития и процессами. Культурные границы подобны при этом траекториям электронов в атоме: они не просто расплывчаты, они подвижны, диффузны, пластичны. Идеи культуры приобретают свой глобальный универсализм в силу своей интерсубъективности, общечеловеческого и интимно-индивидуального характера, а в высших достижениях особенно ощутимы '■; их единый генезис, историзм, несмотря на многообразие конкретных исторических форм, и единая устремленность в будущее человечества, ныне поставившего себя в «пограничную ситуацию».
Культурная коммуникация, начиная с XVIII века - вот уже три сто-
130 летия - стала обретать черты и характеристики глобальной конвергенции,
о которой писал П.А. Сорокин. Конвергенция не есть слияние, унификация национальных культур и, как результат, - разрушение национальных форм, чего так боялся, например, К.Н. Леонтьев. Конвергенция, по мысли П.А. Сорокина, скорее усвоение, синтез, ассимиляция культур, в результате чего образуется культурная система более высокого порядка - с большей степенью сложности, устойчивости и надежности. Сталкивалось ли человечество только с позитивными процессами в этом движении? Увы, были и разрушения, невосполнимые утраты, поглощения и унификация культурных ценностей и в мире, и в нашей стране на протяжении их долгой истории.
Вот почему защита культурного суверенитета и самобытности, уважение и сохранение «многоцветья» и национальной специфики так актуализировались в XX веке, который к тому же дал миру столько губительных для культуры войн, революций, конфликтов и уродливых форм. Тем не менее, духовно-культурное единение человечества - единственный всечеловеческий смысл мировой культуры, переступающей порог третьего тысячелетия своей истории.
Уходит время монологичной культуры преобразования, на смену ей придет переходная диалогичная культура выживания, но и она будет вынуждена уступить место полилогичной культуре жизни наций, народов, рас и поколений. Для продуктивного полилога каждой культуре сущно-стно необходима самостоятельность, уникальность, неповторимость, открытость, способность к сохранению критически-творческого стиля фун