Теоретико-методологические аспекты
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ
ГЛОБАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук Специальность 09.00.03 -история философии
Научный консультант -доктор философских наук, профессор Емельянов Б.В.
Екатеринбург - 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретико-методологические аспекты историко-
философского исследования отечественных истоков современного
глобально-экологического мышления. 18
ГЛАВА ВТОРАЯ. Русская религиозная философия и культура вто
рой половины XIX - первой половины XX веков как духовное пред
восхищение глобального антропологического кризиса 33
2.1. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой: философско-литературные
предчувствия глобального антропологического кризиса и модели
самосовершенствования личности 35
2.2.В.С.Соловьев об извечном метафизическом противоречии Духа
и плоти: синтез Бога и человека или «философия конца»?
2.3. Н.А.Бердяев о цивилизационном вырождении и возможности
воссоздания личности религиозной свободой и творчеством
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Отечественная философия второй половины XIX -
первой половины XX веков о кризисе культуры как кризисе фунда
ментальных оснований и непосредственной жизни человека 96
3.1. Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и И.А.Ильин о фундамен
тальных источниках и непосредственных признаках кризиса куль
туры 97
3.2. П.А. Сорокин: основания и механизмы социокультурной дина
мики и будущее мировой культуры 112
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Космическая футурология второй половины
XIX - первой половины XX веков как предпосылка современного
глобально-экологического мышления 133
4.1. Л.И.Мечников о глобальном единстве и перспективах земной истории человечества 134
4.2. А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф.Федоров и К.Э.Циолковский: разработка представлений о космическом векторе будущего человечества 148
ГЛАВА ПЯТАЯ. Русский космизм как научная программа ноо-
сферного выхода из глобально-экологического кризиса XX века 182
5.1. В.И.Вернадский как основатель учения о ноосферном разрешении глобального кризиса во взаимодействии общества и природы 182
5.2. Развитие естественнонаучной составляющей парадигмы мышления русского космизма: Н.Г.Холодный, В.Н.Муравьев, А.Л.Чижевский 199
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Достижения отечественных философии и науки
XX века как основания современной глобально-экологической пара
дигмы мышления 222
6.1. Вклад отечественных мыслителей-ученых в формирование
представлений о «триаде жизни» и механизмах ее существования:
Э.С.Бауэр, А.Г.Гурвич, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Ф.Реймерс 223
6.2. Оформление современного комплекса представлений и наук как
теоретического основания глобально-экологической парадигмы
мышления 241
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 271
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИ
ТЕРАТУРЫ 277
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.История философии на протяжении
своей эволюции концентрирует обширный рефлективный материал, отражающий итоги развития школ, направлений, эпох. При этом добавляются все новые и новые штрихи к образам философии прошлого, делая их объемнее и богаче; в прежних философских представлениях обнаруживаются глубинные основания, помогающие понять и разрешить новые коллизии человеческого бытия в мире, а при отсутствии такой возможности переоценивается и преодолевается тот стереотип в исследовательском восприятии прошлого, который мало эффективен.
Наиболее внимательное исследование осуществляется по отношению к духовной истории тех народов, которые сыграли особенно значимую роль в становлении целых эпох, культур, континентов. Думается, что в новой и новейшей истории к подобного рода народам и странам можно отнести Россию и культуру ее народа. Безусловно, философия России, имеющая богатый опыт компаративного восприятия и взаимодействия в сфере культуры (самостоятельную историю государства и самобытный по характеру и менталитету народ), является принципиально новой, уникальной духовной почвой, которая дала возможность взрастить во второй половине XIX века весьма оригинальные идеи, учения, концепты и системы, которые, можно предположить, не утратили своей значимости по двум причинам. Они отличаются особой формой экспликации принципа историзма, в которой обязательным был взгляд в будущее, - и это первая причина. Вторая причина состоит в том, что Россия второй половины XIX века шла общей исторической дорогой с основными странами Европы, и проективные учения России отражали в целом общемировую логику исторического процесса, однако в сердцевине XX века - в 20-80-е годы - она была резко нарушена. Очевидно, с конца XX века Россия в какой-то степени возвращается к прерванному некогда «социалистическим экспериментом» пути, на котором и будет, возможно, получен опреде-
5 ленный эффект от некогда отодвинутых или преданных забвению имен и
учений.
Ныне, когда Россия находится в ситуации, требующей цивилизаци-онного самоопределения, когда осмысление новых реалий выявляет их двойную кризисность - общенациональную социально-политическую в пределах страны и общемировую глобально-экологическую в пределах планеты - обращение к прошлому философскому наследию России необычайно возрастает в своем актуализме. Возможно, именно неспособность инструментарием теперешней философско-научной парадигмы разрешить кризисность многих явлений глобальной экологии побуждает обратиться к предшествующему наследию, в том числе, к духовному богатству прошлого России, отличавшемуся повышенным провиденциализмом.
Попытка выявить в отечественном мыслительном опыте именно те интенции и конструкции, которые сцеплены философским видением мира в системном триединстве «природа - человек - общество» от прошлого через настоящее в будущее, показала их адекватность современной ситуации. Более того, они не просто созвучны времени, а их теоретическая реконструкция и последующее «вмонтирование» в парадигму современного глобально-экологического мышления теоретически насущны и практически необходимы. Это могло бы содействовать дальнейшему историческому движению общемировой цивилизации к бескризисно-устойчивой форме существования.
Степень научной разработанности проблемы.Сдвиг в мировой и российской социокультурной ситуации потребовал серьезных изменений во всех отраслях философии. На этом фоне осмысление процесса обострения глобальных проблем, требующее целостности, синтеза самых разнообразных представлений - от теоретико-метафизического до практически-прикладного, от историко-философского до историко-научного - необычайно актуализируется. Вопросы, не получившие удовлетворительно-
го разрешения на прежних методологических основаниях, поднимаются для нового прочтения. Это относится и к исследуемой автором проблеме отечественных истоков современного глобально-экологического мышления, которая до сих пор не представлена в истории отечественной философии крупными монографическими и диссертационными работами. Это объясняется двумя дополнительными причинами: издание трудов отечественных мыслителей конца XIX - начала XX веков, возобновившееся с конца 80-х годов нашего века, не может считаться завершенным и исчерпывающим, а работы о творчестве отдельных мыслителей либо фрагментарны, либо сохраняют (за немногим исключением) стереотипно-идеологический характер; в советский период считалось, что основные теоретические постулаты марксистско-ленинской философии исчерпывающим образом содействвуют построению бескризисного социалистического общества, а имеющиеся кризисы глобально-экологического характера, в основном, распространены в странах капитализма в силу хищнического характера господствующих в них экономических отношений, базирующихся на частной собственности и конкуренции. Этот мыслительный стереотип преодолевается также весьма трудно.
С целью поисков, не утрачивающих актуальности для понимания глобально-экологических реалий идей отечественной философии и науки второй половины XIX - XX веков, автором изучены
- критико-аналитические работы дореволюционных, советских и современных историков философии, науки и культуры, в том числе монографии и диссертационные работы, в которых исследуются
- общие вопросы истории отечественной философии (В.П.Алексеев, С.В.Аржанухин, П.Т.Белов, Н.А.Бенедиктов, Л.В.Блинников, В.Ванчугов, А.А.Галактионов, Р.А.Гальцева, Г.Д.Гачев, М.Н.Громов, Б.В.Емельянов, А.Ф.Замалеев, В.В.Зеньковский, З.А.Каменский, В.А.Каримов, А.В.Кезин, Ш.М.Левин, С.А.Левицкий, Н.О.Лосский, К.Н.Любутин М.А.Маслин, П.Н.Милюков, Л.К.Нагорная,
7 П.Ф.Никандров, А.В.Перцев, О.С.Пугачев, Э.Л.Радлов, Б.Е.Райков,
В.В.Сербиненко, П.Е.Сивоконь, А.Д.Сухов, Х.Б.Тадтаев,
М.Б.Хомяков, С.С.Хоружий, Л.Е.Шапошников, В.П. Шестаков и дру
гие);
- различные грани творчества отечественных мыслителей данного от
резка истории (В.М.Абрамкин, Л.Р.Авдеева, В.Н.Акулинин,
А.Н.Аринин, С.И.Бажов, Р.К.Баландин, М.Я.Бессараб,
А.И.Введенский, В.Л.Величко, В.В.Вересаев, И.Л.Волгин,
П.П.Гайденко, Ф.И.Гиренок, С.Ф.Годлевский, И.А.Голосенко,
А.А.Горелов, А.К.Горностаев, А.В.Гулыга, Л.Е.Даниленко,
С.С.Данилов, В.Н.Демин, К.М Долгов, С.М.Иванов, К.С.Карташова,
Ю.Ф Карякин., И.М.Клейнер, А.А.Корольков, П.П.Косенко,
А.А.Космодемьянский, В.А.Кувакин, Ю.Г.Кудрявцев, В.И.Кураев,
О.Д.Куракина, А.Ф.Лосев, В.М.Мапельман, И.И.Мочалов,
К.В.Мочульский, В.Ф.Одоевский, В.П.Пазилова, С.Б.Рассадин,
В.А.Росов, К. Л. Рудницкий, С.Г.Семенова, К.М.Сытник,
Е.Н.Трубецкой, Н.Ф.Уткина, Л.В.Фесенкова В.Н.Ягодинский и другие).
В отечественной литературе можно отметить как наиболее важную тенденцию по развитию системно-философских исследований, образующих фундаментальное, общенаучное основание теории современной глобалистики. Это направление весьма успешно разрабатывается такими философами, как Р.Ф.Абдеев, В.Г. Афанасьев, B.C. Барулин, П.П. Гай-денко, Э.В. Гирусов, В.А. Загладин, З.В.Каганова, В.В.Казютинский, Р.С.Карпинская, И.Я.Лойфман, А.Ф.Лосев, В.В.Межуев, С.Т.Мелюхин, В.В.Орлов, Б.Я.Пахомов, Ю.К.Плетников, Б.Ф.Поршнев, А.И.Ракитов, В.С.Степин, А.Д.Урсул, П.Н.Федосеев, С.С.Хоружий, А.Я.Яблоков и другими. Философско-теоретический базис современной глобалистики весьма обширен (его становление пришлось на вторую половину XX века, начиная с 60-х годов) и получил развитие благодаря изысканиям та-
8
ких авторов, как В.А.Абрамов, Э.А.Араб-Оглы, О.А.Барг, И.В.Бестужев-
Лада, Г.М.Брагин, Н.В.Бряник, М.И.Будыко, Н.Г.Васильев,
П.А.Водопьянова, А.И.Волков, Ю.Г.Волков, Д.М.Гвишиани,
B.C.Голубев, В.П.Горшков, А.А.Гостев, Б.Л.Губман, Г.С.Гудожник,
В.Е.Давидович, И.И.Дедю, Н.П.Депенчук, Л.Н.Ердаков, Ю.А.Жданов,
Ю.Д.Железнов, И.Я.Жибуль, В.В.Загладин, А.Зиновьев, С.М.Иванов,
Н.Н.Иноземцев, В.П.Казначеев, А.С.Капто, Б.М.Кедров, Н.Н.Киселев,
В.А.Кобылянский, Л.Н.Коган, Н.Г.Козин, В.Д.Комаров,
К.Я.Кондратьев, В.И.Копалов, А.И.Корнеева, Ю.В.Косов, А.И.Костин,
А.Н.Кочергин, М.Я.Лемешев, И.К.Лисеев, В.А.Лось, В.С.Лямин,
А.С.Мамзин, Ю.Г.Марков, Г.И.Марчук, А.Г.Маслеев, Л.Г.Мельник,
А.А.Миголантьев, А.Н.Мироненко, А.П.Назаретян, Е.В.Никанорова,
А.П.Огурцов, Ю.П.Ожегов, П.Г.Олдак, А.В.Павлов, М.К.Петров,
Ю.М.Плюснин, А.С Попов., А.А.Радугин, В.Г.Раскин, М.В.Рау,
С.Н.Родин, Н.С. Розов, С.С.Розова, Л.Н.Самойлов, И.А.Сафронов,
А.Д.Сахаров, А.Т.Семченко, А.А.Силин, В.Е.Соколов, С.Н Соломина.,
В.С.Степин, В.С.Тюхтин, А.Д.Урсул, Е.Т.Фаддев, В.М.Федоров,
Ю.Г.Федоров, П.Н.Федосеев, Г.С.Хозин, Н.Н.Храменков,
Ю.В.Чайковский, И.В.Черникова, В.И.Четверев, А.Н.Чумаков, А.С.Шилов, Ю.С.Шкенев, А.В.Яблоков, В.Н.Ярская и других.
Значителен вклад в теоретические разработки по отдельным проблемам глобальной экологии и глобально-экологического мышления в современной философии и науке таких исследователей, как И.А.Акчурин, В.П.Алексеев, Н.В.Агафонова, Л.М.Андрюхина, Л.Б.Баженов, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Зотов, Б.И. Козлов, И.В. Круть, И.В. Петров-Соколов, В.И. Толстых, К.И. Шилин, А.Я. Яншин и других.
Автором привлечены в материалы исследования работы зарубежных философов и ученых, проливающие свет на процесс движения современной глобалистики, таких, как Байнхауэр X., Ганди И., Геккель Э., Гор Э., Гэллап A.M., Гэллап Дж. Г., Дажо Р., Дрё Ф., Дэнлап Р.Э., Дювинью
П., Икэда Д., Кинг А., Китанович Б., Кун Т., Льюис Д., Марголеф Р., Маркович Д.Ж., Медоуз Д., Парсонс Г., Пестель Э., Пригожий И., Ре-велль П., Ревелль Ч., Сарагоса Ф.М., Стенгерс И., Танг М., Тойнби А.Д., Хакен Г., Хёсли В., Хефлинг Г., Швейцер А., Шейфер Ф., Шмакке Э., Шнайдер Б., Эдберг Р. и других, а также материалы различных международных и российских форумов и конференций, дискуссий и круглых столов, затрагивающих философские аспекты глобальной экологии, а также эпистолярное, документальное, биографическое и автобиографическое наследие, мемуарная литература с целью живого и целостного воссоздания личностей мыслителей Отечества и полной трактовки причин традиционности обращения их к проблемам общемирового значения уже со второй половины XIX века.
Объект и предмет исследования.Таким образом, проблемой,подвигнувшей к исследованию, является неспособность имеющейся фило-софско-научной составляющей современной парадигмы послужить основанием для решения многих кризисных явлений глобально-экологического характера, что побуждает к пристальному изучению предшествующего наследия, духовного богатства прошлого России с целью поиска в нем элементов, необходимых для понимания природы, сущности и путей выхода из общего кризиса человеческой цивилизации на рубеже веков и тысячелетий. Объектомисследования является отечественная философия второй половины XIX-XX веков, предметом- процесс становления, специфика содержания, развитие, последующее влияние и актуализм отечественных философских и научных идей и концепций, ставших важнейшими элементами современного глобально-экологического мышления.
Цель и задачи исследования.Ведущей цельюработы является концептуальное историко-философское осмысление существа, специфики и важнейших направлений становления, развития отечественных философских и научных идей и учений в качестве важнейших предшествующих
форм (истоков) современного глобально-экологического мышления. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Вычленение и сравнительный анализ отечественных философских и научных воззрений и систем второй половины XIX-XX веков, отличавшихся новационностью и оригинальностью и ставших подлинными достижениями мировой философии в решении проблем системы «природа - человек - общество» и оказавших наибольшее влияние на процесс становления современного глобально-экологического мышления в качестве его неотъемлемых теоретических источников.
2. Интерпретация предвидения глобально-экологического кризиса в качестве органического элемента отечественной философии и науки, для чего анализируется роль конкретно-исторических и личностно-биографических условий и факторов, в которых развертывалась проблематика, ныне именуемая глобалистикой.
3. Реконструирование в логико-исторической последовательности поставленных проблем и вопросов, специфики и видоизменений содержания в процессе вызревания отечественных форм источникового значения для глобально-экологического мышления в современной философии и науке.
4. Выявление и трактовка места и роли русской религиозной философской и культурной традиции как наиболее ранней формы духовного предвосхищения антропологического кризиса и поиска путей выхода из него через мораль и религию.
5. Рассмотрение и интерпретация предчувствуемого грядущего кризиса культуры как кризиса фундаментальных оснований и непосредственной жизни человека в отечественной философской традиции и поиск путей выхода из него в новом варианте культуры, органично соединяющей человека и природу.
11
6. Изучение научно-философского творчества идейных предтеч русского космизма, предощутивших грядущие глобальные потрясения в качестве особой формы истоков, усматривавшей наиболее приемлемый путь выхода для общества в целом во внеземное пространство на основе использования новейших достижений науки и техники.
7. Определение русского космизма как направления, не только описавшего первые симптомы глобального экологического кризиса второй половины XX века, но и осуществившего сдвиг онтологических оснований парадигмы научно-философского мышления от гео- и антропоцентризма к космоантропоцентризму и ноосферному будущему посредством оригинальных учений.
8. Анализ современных форм философского осознания глобально-экологического кризиса в качестве важнейших теоретико-методологических оснований парадигмы научно-философского мышления, ведущих к целостному пониманию гиперсистемы «природа - человек - общество», способной к коэволюции и самоорганизации со стратегией выживания и устойчивому развитию человечества в ойкумене Вселенной.
Методологические основания и теоретические источники исследованиязаданы объектом и предметом, целью и задачами исследования. Методология имеет комплексный характер и предполагает прежде всего, опору на развиваемый ныне в отечественной философии культурно-цивилизационный подход.Это обстоятельство позволяет надеяться, что исследование выполнено в параметрах его стратегии, исключающих идеолого-политические приоритеты в интерпретации положений диссер-^ тации. Очевидным является использование таких исследовательских принципов,как объективность,когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации глобально-экологического мышления изучаются не только в материалисти-
12 ческой, но и в иной традиции, что отвечает его природе; целостность- используется диалектическая, системная и синэнергетическая методология, позволяющая раскрыть полиструктурность проблемы, ее важнейшие детерминации, внутренние противоречия, средовые влияния и перспективы развития; историзм,- при котором логически выявляется этапность развития и многоформность глобально-экологического мышления от самых начальных - истоковых - форм до будущих состояний в исторической перспективе.
Кроме того, автором использованы в исследовании конкретныеметоды историко-философской реконструкции, концептуально-сравнительного анализа и ретроспективного моделирования отечественных философских направлений, текстуально-герменевтической аналитики и другие.
Основными теоретическими источникамиявились оригинальные труды философов, ученых и деятелей культуры России второй половины XIX-XX веков, оказавших наибольшее влияние на вызревание современного глобально-экологического мышления, прежде всего Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, П.А. Сорокина, Л.И. Мечникова, А.В. Су-хово-Кобылина, Н.Ф.Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.Г.Холодного, В.Н. Муравьева, А.Л. Чижевского, Э.С. Бауэра, Н.В.Тимофеева-Ресовского, Н.Ф. Реймерса, Н.Н. Моисеева, И.Т.Фролова и других.
Научная новизна исследования.Впервые в отечественной историко-философской науке предпринята попытка обобщить и интерпретировать интеллектуальный опыт философии и науки второй половины XIX-XX веков в качестве единого генетического концептуально-теоретического ядра современного глобально-экологического мышления (парадигмы и стиля в науке). Выдвинута концепция его становления%:ак результата интегрированного развития инвариантных отечественных источников, ко-
13 торые детерминированы социокультурными традициями России и индивидуально-творческим отношением к их реализации на уникальном персональном уровне. Историко-философский анализ показал, что фактически общей для ведущих представителей отечественной философии и науки является модель мира, рамками которой выступает триада «природа-человек-общество», анализируемая в векторе «прошлое-настоящее-будущее» и представленная в оригинальном понятийном компендиуме.
Выявленные отечественной религиозно-философской традицией противоречия родового и индивидуального человека (его природы, сущности, деятельности) показаны в диссертации одновременно в качестве источника кризисности и дисгармонии триады и в качестве источника позитивно-реального разрешения кризисности за счет религиозно-нравственного саморазвития внутреннего мира личности.
Отношения в триаде создают поле культурного взаимодействия человека в мире, в том числе и кризисного. Симптомы последнего не только констатируются отечественной философией, но и, как свидетельствует диссертация, требуют принципиально новой модели мироотношения. Смысл последней в сознательном культуротворчестве человека, основанном на тщательном сохранении и соразвитии самобытных традиций в мировой (глобальной) культуре; такая культура станет средой и условием духовного развития человека.
Творчество ряда философов и ученых России связано с выдвижением будущего в качестве главной проблемы и ценности живущих поколений. Они расширили границы мироотношения до Вселенной. В исследовании показана необходимость соединения внутреннего и внешнего активизма человека, канализация его на улучшение состояния планетарного человечества (реконструкцию телесной организации, использование науки, техники и новой морали для управления жизнью во Вселенной).
Реконструкция отечественного космизма первой половины XX века позволила интерпретировать его вклад по нескольким направлениям:
14 уточнение картины мира (единство Земли с Вселенной), выдвижение принципа антропокосмизма, синтетическое видение внутреннего и внешнего активизма человека, который должен быть направлен не на экспансию Вселенной, как считали их предтечи, а на планетарно-космическую трансформацию биосферы в ноосферу.
Систематизация источников становления и последующего развития современного глобально-экологического мышления впервые прослежена на материале философии и науки XX века, где показаны современные разработки (энергетическое и информационное направления исследования жизни, теория самоорганизации, глобальный эволюционизм, глобальная экология, коэволюция и др.). Показана в диссертации важность функций современного глобально-экологического мышления, ставшего ныне способом самосохранения и обеспечения будущего человека и человечества, и являющегося подготовительной формой мышления по отношению к будущему ноосферному мышлению.
Таким образом, в диссертации концептуально коррелируются ин-вариативно-исторически интерпретированные автором, истоки (генетические основания) и важнейшие элементы современного глобально-экологического мышления в философии и науке. Последнее претендует на статус ответа на «вызов времени» - затяжное, системно-кризисное состояние триады «природа-человек-общество».
Научно-практическая значимость работы.Диссертация вносит существенный концептуально-организующий вклад в рассмотрение трансформаций отечественной философии, начиная со второй половины XIX века. Авторские выводы и положения могут инициировать последующие исследования в области истории русской философии и науки, теоретического движения современной отечественной глобалистики, в том числе актуализации идей, выдвинутых на ранних этапах ее формирования.
Представленная в диссертации конкретизация истоков современного глобально-экологического мышления впервые налагается на конкрет-
15 ный аналитический материал движения отечественной философии на историческом отрезке от середины XIX века до наших дней. При этом взята обширная галерея имен, событий и обстоятельный анализ важнейших трудов и произведений. Однако возможно дальнейшее, углубленное в первоисточники, обоснование темы, может быть расширен круг имен и произведений так называемого «второго плана», где возможны также уникальные находки, что свидетельствует о продуктивности выбранной исследовательской цели и эвристичности замысла.
Материалы диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуальной перестройки сложившихся ценностных систем современного человека, для прогнозирования тенденций их развития в условиях современной острой кризисности цивилизации, для понимания феномена будущего человечества. Прежде всего, это касается содержания имеющейся образовательной практики, нуждающейся в перестройке с технико-технологической направленности и приоритетов на эколого-гуманитарную направленность и принципиально новые образовательные методики и технологии гуманитарно-творческого характера. Материалы исследования могут быть широко использованы также в практике преподавания курсов философии, истории философии, истории отечественной философии, концепций современного естествознания, экологии, культурологии, этики, эстетики, политологии, социологии в современной высшей и средней школе, в подготовке цикла спецкурсов, в воспитательной и просветительной работе экологической направленности.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии и культурологии ИППК УрГУ им. A.M. Горького (1995), на кафедре истории философии философского факультета УрГУ им. A.M. Горького (1996, 1999), на кафедре философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова (1998), на кафедре философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств (1992-2000).
Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение и обсуждались на многих конференциях:
международных («Философия экологического образования» - Москва, 1996; «Человек на рубеже нового тысячелетия» - Челябинск, 1997); Втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999);
на 20-ти российских («Культура - источник возрождения духовности народа» - Омск, 1993; «Духовность и культура» - Екатеринбург, 1994; «Судьба России: духовные ценности и национальные интересы», Екатеринбург, 1996; «Россия на пути реформ» - Челябинск, 1996, 1997; «Россия в истории мировой цивилизации» - Челябинск, 1996, 1997; «Творчество и культура» - Екатеринбург, 1997) и д.р.;
межвузовских и региональных конференциях («Философия как теория и учебный предмет» - Челябинск, 1990; «Россия на пути к свободе: общество - государство - демократия» - Челябинск, 1993; «Проблемы русской духовности и современность» - Хабаровск, 1993; «Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства» - Челябинск, 1996; «Экология, спорт, здоровье и двигательная активность» -Челябинск, 1996; «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» - Уфа, 1997; «Выдающиеся представители общественно-политической и духовной жизни Урала» - Челябинск, 1997 и других);
итоговых научных конференциях ЧГАКИ (1990-2000).
Автором инициированы и проведены в Челябинске (ЧГАКИ) следующие российские научные конференции: «Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии» (1993), «Религия - культура - библиотека» (1993), «Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия» (1994), «Философское сознание в постмарксистском состоянии: традиции и новации, кризис и перспективы» (1996), «Человек - экология - культура» (1997) и другие.
17 Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:
"Отечественные истоки глобально-экологического мышления: Монография" (Челябинск, 1999, 12 п.л.), в трех учебных пособиях: «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности» (Челябинск, 1997, 1999 - 4,3 п.л.), «Достижения отечественных философии и науки XX века как основания современной глобально-экологической парадигмы мышления»: Материалы спецкурса для аспирантов (Челябинск, 2000 - 2 п.л.), в статьях и тезисах (33 названия общим объемом 45 п.л.).
Результаты исследовательской работы использовались автором при чтении курсов философии и истории философии для студентов и аспирантов, «Концепций современного естествознания», спецкурсов «Человек в эпицентре глобально-экологических проблем современности», «Россия в истории мировых цивилизаций» и других для слушателей Челябинского филиала ИППК УрГУ (1997, 1998), для аспирантов и студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств (1990-2000), Уральской государственной академии физической культуры (1991-2000), Челябинского государственного агроинженерного университета (1998, 1999), а также для практических работников социально-культурной сферы и учреждений народного образования (1990-2000).
Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 477 наименований. Общий объем работы составляет 340 страниц.
\
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
К середине XIX века, кануну буржуазных реформ в России завершился один из важных внутренних этапов в историко-культурном Процессе страны. Основным содержанием его было развитие национальной культуры и проявление главных ее особенностей: гуманизма, сопричастности общественному процессу, гражданственности и повышенного внимания к человеку. Стала очевидной и способность к усвоению элементов культуры других народов при сохранении национальной самобытности и цельности.
Буржуазные реформы середины XIX столетия обозначили начало капиталистического периода в истории России и имели большое влияние на социально-культурную жизнь: потребовали более высокого общекультурного уровня общества, развития всех отраслей знания и их технико-технологических приложений, новых форм и функций социальных институтов.
Именно с середины XIX века в России сложилась и стала заявлять о себе как действующая социальная сила русской истории интеллигенция. Стала складываться и наполняться своеобразным содержанием социально-культурная среда. Общественный оптимизм и демократизм стали наиболее распространенными духовными веяниями эпохи.
В этом широком потоке российской духовности совершенно закономерным и естественным выглядит постепенное становление целой когорты мыслителей философского склада в науке, культуре, самой философии, которые обратились своим исследовательским взором к проблемное™ этого духа, его источникам и причинам, кризисному состоянию человеческого сообщества и путям развития, которые могут усугубить эту
34 кризисность до социальной катастрофы либо вывести к устойчивому и
позитивному будущему все человечество.
В истории философии традиционными предельными основаниями, раскрывающими сущность бытия человека в мире, выступают «природа», «человек», «общество», «Бог». Восхождение большой когорты отечественных мыслителей к оригинальному их пониманию обусловлено специфическим мироотношением, сформированным в родовых гнездах отечественной философии и науки, где они родились и воспитывались, в ведущих и передовых гимназиях, лицеях и университетах России, где состоялись знаменательные встречи с Учителями, наставниками, как правило, мятежного духа. В судьбе практически каждого мыслителя произошли экзистенциально-личностные драмы и разломы, пережитые мучительно, но, вместе с тем, и учительно. Наконец, самым главным «тиглем» был «огонь самосотворения» (Ю.М. Лотман) и ответственности перед Отечеством за свое подлинное и глубинное призвание и предназначение.
С целью выявления всех означенных граней судьбы философов в диссертации предпринимается сочетание анализа движения теоретических идей со специфическим индивидуальным биографическим материалом, что позволило построить ряд творческих портретов отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков. Кроме того, следует отметить, что мироотношение большинства отечественных «героев духа» отличается критичностью и прогностичностью. Своим творчеством они весьма богато наполнили новым смыслом и содержанием обе жизненные ориентации - в мир, внешний для человека, и в его внутренний мир. «Новые идеи могут приходить,-считал В.Ф. Одоевский, -в голову только тому, кто привык беспрестанно углубляться в самого себя, беспрестанно представать пред собственное свое судилище и оценивать все малейшие свои поступки, все обстоятельства жизни, все невольные свои побуждения; в сии минуты внезапно раскрываются пред ним новые миры идей» [293, с. 86]. Практически мыслители вышли к последова-
35 тельной, всей своей жизнью созданной и пережитой новой системе ценностей, которая изменяла их самих и проявляла способность к значительному опережению времени и все расширяющемуся влиянию на традиции духа и культуры всего XX столетия. Можно с уверенностью утверждать, что отечественные философы и ученые второй половины XIX - первой половины XX веков, проявив жизнетворческое отношение к себе и миру, реализовали его в оригинальных формах предчувствий и интуиции, предвосхищений и теоретических интенций, прогнозов и проектов глобально-экологического содержания и направленности.
2.1. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой: философско-литературные
Будущее мировой культуры
«...история обречена на постоянное повторение в основных своих частях, но в деталях... каждая суперсистема нова и неповторима»
(П. А. Сорокин)
П.А. Сорокинбыл крупнейшим русским и американским социологом
первой половины XX века. Его необычная биография, полная взлетов и
падений, особенности его личного характера, глубокий альтруизм, та-
113 лант, чутье на новое, обширные знания сделали из него выдающегося социолога и социального философа XX века [См: 92, 184, 349].
Уже в «Системе социологии» общество рассматривается им во всем многообразии его функциональных взаимосвязей. Не ставя своей целью излагать содержание этого фундаментального труда, попытаемся извлечь из него те положения, которые могут пролить свет на процесс формирования глобально-экологического мышления.
Сорокин изучал «физиологию» общества, его психологическую природу от простейшего взаимодействия между двумя единицами до сложнейших социальных образований, рассматривал общество как организм, функционирующий по специфическим социальным законам. Общество, по Сорокину, есть «совокупность нескольких единиц, находящихся между собой в процессе взаимодействия», то есть оказывающих друг на друга то или иное влияние. Следовательно, «там, где есть взаимодействие, имеется органическая взаимосвязь" (384, с. 28].
Все процессы взаимодействия П.А.Сорокин разделяет на три основные формы:
1. «неорганические» взаимодействующие центры и физико-химическое взаимодействие (мир неорганики);
2. живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органики, явления жизни);
3. взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (мир социальности, явления культуры).
Безусловно, первые две формы взаимодействия влияют на ход социальной эволюции, считает Сорокин, так как человек прежде всего есть «материя и энергия» (следовательно, подчинен физико-химическим законам), затем «организм, существующий по биологическим законам», и только потом «существо социальное» [384, с.523].
Будь иными флора, фауна, конфигурация земной поверхности, кли-
114
матические условия, иной был