Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты ГСПиСП

Пороговый уровень

1. Назовите критерии систематизации СП по содержанию?

2. Перечислите основные направления СП?

3. В чем смысл формулы Фишера?

4. Дайте определение СП, как учебной дисциплины?

5. Что такое СП в научном смысле?

6. Что такое СП с практической точки зрения?

7. Классификация СП по уровню (видам) и качеству?

8. Перечислите общественные условия, от которых зависит социальное положение (которые лежат в основе СП)?

9. От каких процессов взаимодействия социальных групп зависти содержание СП?

10. Назовите объект и субъект СП, а также что относится к субъектам на Федеральном и региональном уровне?

11. От чего зависят типы СП?

12. Какие типы СП вы знаете?

13. Дайте характеристику СП в социально устойчивых обществах?

14. Какие особенности СП в обществах находящихся в системных кризисах?

15. Перечислите стадии СП в обществах находящихся в системных кризисах?

16. За что обостряется борьба в обществах выходящих из системного кризиса?

17. Перечислите функции и основные задачи СП?

18. Назовите принципы СП?

19. Перечислите виды структур СП в зависимости от целей и задач?

20. Содержание СП на федеральном уровне?

21. От чего зависит содержание СП на региональном уровне?

22. Как осуществляется СП на муниципальном уровне?

Продвинутый уровень

1. Какие отрасли относятся к социальной сфере?

2. Какие направления включает СП в сфере социально-трудовых отношений?

3. Перечислите направления СП в области охраны здоровья населения?

4. Что включает в себя социально-экологическая политика?

5. Какие ступени имеет СП в сфере образования?

6. Назовите цель и инфраструктуру в сфере культуры и досуга?

7. Дайте характеристику демографической структуры СП?

8. Что такое социальная группа?

9. По каким признакам классифицируются социальные группы?

10. Что такое классы?

11. Что такое касты?

12. Перечислите типы реальных социальных группировок?

13. Дайте понятие социальной безопасности?

14. Какова структура социальной безопасности?.

15. Перечислите направления социальной безопасности?

16. От чего зависит социальная безопасность человека?

17. Что такое социальное государство?

18. Перечислите типы социальных государств и типы социальной политики?

19. Дайте характеристику либеральному социальному государству?

20. Дайте характеристику консервативному социальному государству?

21. Дайте характеристику демократическому социальному государству?

Высокий уровень:

1. Назовите субъекты социальной безопасности?

2. Назовите объекты социальной безопасности?

3. Какие угрозы представляют опасность для социальной безопасности?

4. Перечислите уровни гарантий социальной безопасности?

5. Что должно обеспечить социальное государство?

6. Назовите основные параметры социального государства?

7. С каких трех позиций рассматривается СР?

8. Дайте характеристику СР как вида деятельности?

9. Дайте характеристику СР как науки?

10. Дайте характеристику СР как учебной дисциплины?

11. Как осуществляется сущность СР?

12. Какова цель и задачи СР?

13. Перечислите принципы СР?

14. В чем заключается роль СП для социальной безопасности?

15. На какие принципы должна ориентироваться СП?

16. Назовите приоритеты СП для социальной безопасности?

17. Перечислите первоочередные действия СП в интересах социальной безопасности?

18. Какова цель рыночной экономики?

19. Какова цель социальной рыночной экономики?

20. Перечислите элементы социально-трудовой сферы?

21. Назовите фазы воспроизводства рабочей силы?

22. Что включает в себя социально-трудовая сфера, как основа СП?

Раздел 2. Экономические основы ГСПиСП

Пороговый уровень

1. Раскройте сущность понятий «рынок рабочей силы», «рынок труда», «рынок трудовых ресурсов». В чем их разница и что правильнее с точки зрения экономической теории?

2. В чем существенные отличия рынка труда от других видов рынков? Проанализируйте следующие высказывание К. Маркса: «… Фактически на товарном рынке владельцу денег противостоит не труд, а рабочий. То, что продает последний, есть его рабочая сила».

3. Каково социально-экономическое значение рынка труда в жизни общества? Обоснуйте положительные и отрицательные последствия рынка труда в условиях развитой рыночной экономики (страны Запада) и на этапе ее становления в Российской Федерации.

4. Какое воздействие оказывают на состояние рынка труда экономические, социальные и демографические факторы?

5. Что лежит в основе методического инструментария прогнозирования рынка труда? Каковы его составляющие?

6. Проанализируйте и прокомментируйте состояние и прогнозы рынка труда в Вашем городе (районе).

7. Просчитайте напряженность на рынке труда в Вашем городе (районе). Какие профессии востребованы и какие не востребованы на рынке труда? Прокомментируйте.

8. Каковы положительные и отрицательные последствия развития гибкости рынка труда с экономической и социальной точек зрения? Приведите примеры количественной и функциональной гибкости для промышленного предприятия, университета, театра.

9. Приведите примеры работ, характерных для первичного и вторичного рынков труда.

10. Выделите из ниже указанных признаков те, которые характеризуют особенности товара «рабочая сила»:

а) товар поступает в потребление через посредство купли и продажи (через обмен);

б) товар продается не навечно, а на определенный срок;

в) стоимость товара отражает общественно необходимое время, воплощенное в товаре;

г) потребительская стоимость товара носит общественный характер и связана с его полезными свойствами;

д) после того как товар потреблен, осуществляется оплата его стоимости.

Примечание. Для ответа на вопросы 6 и 7 необходимо использовать материалы соответствующих государственных учреждений РМЭ центров занятости населения городов и районов.

11. Дайте характеристику различных видов рынков труда, раскройте их сущность, особенности применительно к условиям Российской Федерации, Республики Марий Эл и конкретно к Вашему городу (району).

12. Что относится к основным элементам рынка труда?

13. Раскройте сущность понятия «спрос на рабочую силу», дайте его количественную и качественную характеристики. На примере Вашего города (района), отрасли, предприятия (фирмы) покажите, какие факторы влияют на формирование спроса, его размеры и структуру.

14. Что понимается под предложением рабочей силы, от каких факторов зависит ее величина? Дайте характеристику составляющим предложения рабочей силы в Вашем городе (районе).

15. Какая существует зависимость между спросом и предложением рабочей силы, когда работодатель и собственник рабочей силы приходят к соглашению по вопросу трудоустройства?

16. На конкретных примерах Вашего города (района) покажите влияние цены рабочей силы, получаемого дохода, состояния рабочих мест, миграции и других факторов на структуру и колебание предложения рабочей силы на рынке труда.

17. Раскройте сущность и значение элемента рынка труда «цена рабочей силы». В чем ее отличие от заработной платы? Прокомментируйте следующее высказывание: «… Как и все другие товары, которые покупаются и продаются и количество которых может увеличиваться или уменьшаться, труд имеет свою естественную и свою рыночную цену…» (Д. Рикардо). Просчитайте цену Вашей собственной рабочей силы или Ваших родственников.

18. Дайте характеристику сущности западных рыночных теорий формирования равновесной заработной платы и ее колебания во взаимосвязи и взаимообусловленности со спросом на рабочую силу и ее предложением. Обоснуйте особенности этих теорий в условиях рынка труда России и конкретно Вашего города (района).

19. Раскройте сущность и значение конкуренции, ее влияние на спрос, предложение и цену рабочей силы. Каковы реальные условия конкуренции в Вашем городе (районе)?

20. Что такое инфраструктура рынка труда, каковы ее звенья и степень развития в Вашем городе (районе)?

21. Что отражает конъюнктура рынка труда? К какому типу конъюнктуры относится рынок труда Вашего города (района)?

22. Что относится к субъектам рынка труда и как они взаимодействуют на территории Вашего города (района)? Изобразите графически.

Примечание. Для ответов на вопросы необходимо использовать материалы ГУ РМЭ центров занятости населения городов и районов.

Продвинутый уровень

1. В чем сущность безработицы?

2. Кто считается безработным? Назовите статус безработного. Кто не может быть признан безработным?

3. Какие показатели безработицы Вы знаете? Как зависит уровень безработицы в экономике от ее средней продолжительности?

4. Какие основные виды безработицы Вы знаете? Дайте характеристику каждому из них.

5. Что такое естественный и фактический уровень безработицы? Как они рассчитываются? Рассчитайте уровень безработицы и ее среднюю продолжительность в вашем городе (районе).

6. Каковы особенности безработицы в России, Республике Марий Эл, в вашем городе (районе)?

7. Какие типы безработных Вы знаете и каковы их психологические особенности?

8. Чем вызваны отличия в уровнях безработицы различных социально-демографических групп?

9. Проанализируйте социальный состав безработных, зарегистрированных в центре занятости вашего города (района).

10. Каково фактическое положение с безработицей в мире, стране и вашем городе (районе)?

11. Каковы причины и факторы безработицы, в том числе в Вашем городе (районе)?

12. Какая существует взаимосвязь между безработицей и производительностью труда?

13. Существует ли взаимосвязь между уровнями инфляции и безработицы? Можно ли добиться снижения уровня безработицы, не ускоряя инфляцию? Каким образом гиперинфляция может привести к депрессии? Что понимается под альтернативой «инфляция – безработица»?

14. Какова взаимосвязь заработной платы и безработицы?

15. Каковы главные выводы из закона Оукена и можно ли применить его для расчета снижения объема ВВП в Вашем районе?

16. Рассчитайте потери, связанные с вынужденным сокращением продолжительности рабочей недели, и потери, связанные с вынужденными отпусками на предприятии, где они имеют место.

17. В чем заключаются социальные последствия безработицы? Проанализируйте их на примере Вашего города (района).

18. В чем заключается негативный характер безработицы? Может ли безработица стать фактором повышения качества работ, укрепления трудовой дисциплины?

19. Перечислите социальные последствия безработицы.

20. Каковы психологические последствия безработицы?

21. Назовите негативные и позитивные стороны безработицы.

22. В чем видят причины безработицы классики экономической теории?

23. Какие мероприятия по борьбе с безработицей относятся к тактическим методам, а какие – к стратегическим?

24. Перечислите формы и методы преодоления безработицы в условиях новой России.

Высокий уровень

1. Какие понятия используются в нашей стране и других странах для выражения человеческих ресурсов?

2. В чем заключается сущность воспроизводства населения?

3. Рассчитайте на примере Вашего города (района) коэффициент рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли) населения.

4. Изобразите графически структуру трудовых ресурсов. Назовите возрастные границы трудоспособного населения.

5. Что такое трудовые ресурсы? Как они формируются? Какие показатели применяются для характеристики количественных и качественных изменений трудовых ресурсов? Рассчитайте численность трудовых ресурсов Вашего города (района), численность населения в трудоспособном возрасте и трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

6. В чем существенная разница между экономически активным и экономически неактивным населением по их составу? Определите уровень экономической активности населения вашего города (района).

7. Раскройте особенности рабочей силы как части экономически активного населения и как товара. Объясните, возможна ли эксплуатация рабочей силы в условиях рыночной экономики.

8. В чем сущность «трудового потенциала», его отличие от трудовых ресурсов? Каковы составные части трудового потенциала? Каким интегральным показателем он измеряется?

9. Дайте количественную характеристику трудового потенциала. Рассчитайте величину трудового потенциала предприятия.

10. Каково соотношение понятий «экономически активное население», «рабочая сила» и «трудовые ресурсы»?

11. Каковы основные итоги переписи населения 2002 г. в Российской Федерации и в Республике Марий Эл.

12. В чем смысл основных положений классиков экономической науки о занятости? Кто является ее родоначальником и в какой работе отражена сущность классического учения?

13. Назовите последователей и популяризаторов классической теории. Что нового в экономическую науку принесли неоклассики?

14. В чем сущность положений теории К. Маркса по вопросам занятости и безработицы? Каково значение теории роста органического строения капитала?

15. Дайте критику основных классической теории занятости, опираясь на положения Д. Кейнса. В чем недостатки классической теории занятости с позиции кейнсианцев?

16. В чем преимущество теории эффективного спроса и фискальной политики Д. Кейнса и их значение для решения проблем занятости в современных условиях. В какой работе отражена суть его учения?

17. В чем сущность концепции монетаристов и кто является его лидером? Как рассматриваются вопросы занятости и безработицы в их теории? Как используется монетаристская теория в практике правительств промышленно развитых стран с рыночной экономикой?

18. Почему возникла и чем отличается теория рациональных ожиданий?

19. Каковы сущность и значение неоклассического синтеза, кто является его родоначальником?

20. Изобразите схематически по хронологии экономические школы и главные выводы их теорий, относящиеся к сфере занятости. Как используются теории в практике правительств разных стран при решении вопросов занятости?

Наши рекомендации