В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми.
Например: Мне показалось даже,а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (Акс.); Экспонаты Биологического музея,а их свыше двух тысяч, рассказывают о животном мире нашей планеты(газ.).
В зависимости от синтаксической структуры основного предложения и вставной конструкции на месте «разрыва», помимо тире, могут быть еще запятые. Здесь возможны следующие случаи:
1) с обеих сторон ставится только тире, если в месте вставки не должно быть никакого знака.
Например: Аннушка молча покинула свою засаду, тихо обошла кругом —её детские ножки едва шумели по густой траве— и вышла из чащи подле самого старика (Т.); И —бывают же чудеса— подковылял Воропаев (Павл.); Кругом —не обнять глазом— снежная пелена (Ш.);
2) перед первым тире ставится запятая, если этого требует структура первой части основного предложения.
Например:Он посмотрел на пепелище, которое окружало его, —какой ужас!— и руки бессильно опустились у него — запятая закрывает придаточную часть сложноподчиненного предложения;
3)перед вторым тире ставится запятая, если этого требует структура второй части основного предложения или самой вставной конструкции.
Например: Прихвастнуть любил —этот грех за ним водился, — может, и тут что приплёл для красного словца(Фурм.) — вторая часть начинается вводным словом, которое требует выделения запятыми;
…Встал Максим-то против дедушки —а дед ему по плечи,— встал и говорит…(М.Г.) — играет роль повторение слова встал;
Он встал и, прихрамывая —он был на протезе, — подошёл к окну (Кав.) — вставное предложение примыкает к предшествующему деепричастию, и запятая ставится после всей этой конструкции;
Когда он начинает сомневаться в себе —а это с ним изредка происходит, — он пытается стать рационалистом— вставное предложение примыкает к предшествующей придаточной части сложноподчиненного предложения, и запятая ставится после всей конструкции;
Смеялся он мало —настолько у него хватало чувства такта, — но всё же насмешливая улыбка нет-нет да и появлялась на его губах — вторая часть начинается с союза, перед которым должна быть запятая;
4) и перед первым и перед вторым тире ставятся запятые по условиям текста.
Например: Проводя почти всё своё время неразлучно с матерью, потому что я и писал и читал в её отдельной горнице, где обыкновенно и спал, —там стояла моя кроватка и там был мой дом, — я менее играл с сестрицей, реже виделся с ней(Акс.) — запятая перед первым тире закрывает придаточную часть, запятая перед вторым тире закрывает деепричастную конструкцию;
Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нём можно было лежать, —дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, — забрался и смотрел, как скучно веселятся большие (М.Г.) — запятая перед первым тире закрывает предшествующую придаточную часть, а запятая перед вторым тире закрывает деепричастный оборот в самой вставной конструкции;
Прежде чем мы расстанемся, —а некоторые из нас вернутся сюда, быть может, не скоро,— прежде чем мы расстанемся, я хотел бы ещё раз вернуться к только что сказанным словам о нашей дружбе— играет роль повторение слов прежде чем мы расстанемся.
Следует, впрочем, заметить, что часто встречается постановка запятой перед вторым тире, если запятая стоит перед первым тире (своеобразная «симметрия» знаков):.
Например: Когда я стану умирать, —и, верь, тебе не долго ждать,— ты перенесть меня вели в наш сад(Л.); Когда Косте, сиротке-то, пошёл девятый годок, —а я в ту пору уже невестой была, — повезла я его по всем гимназиям (Ч.);Когда всё кончилось, —а бой длился около часу, — начдив сел на коня и шагом поехал по равнине(А.Т.);Осенью, когда поспевали яблоки, —яблоневые деревья были гордостью семейства Поповых,— Анатолий обычно спал на топчане в саду, чтобы мальчишки не покрали яблок (Ф.).
В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).
Например: Оказалось, что в ближних к Градову деревнях —не говоря про дальние, что в лесистой стороне, — до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах (Плат.);Валерия —так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,— слушала меня, мечтательно глядела перед собой (Сол.); Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди!), лесник пригласил нас в дом (Сол.); Давно хочется приобрести специальную посудину с суживающимся верхом —какое-то у нее смешное название?— но всё непопадается(Щерб.).
3. Вставные конструкции могут оформляться по-разному:
1) как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава.
Например: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) – недотрогу (П.);
2) как придаточные части предложения.
Например: В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (Л. Т.).
В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа.
Например: В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (Кор.).
Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.
3) Вставная конструкция может оформляться как самостоятельное предложение или часть текста, относящаяся к абзацу. Такая конструкция выделяется скобками, причем точка, фиксирующая конец вставного предложения, ставится перед закрывающей скобкой.
Например: ...Так будет дальновиднее... (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!.. Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет... Вы хотите спросить – почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ... (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.) Затем будем продолжать наши прежние отношения... (А. Т.); Никогда я не ел яиц вкуснее этих. (Конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумывает, даром что уши торчат в разные стороны.) (Сол.).
Скобки могут выделять целые абзацы, при этом все внутренние знаки вставной конструкции сохраняются, в том числе конечная точка, помещаемая перед закрывающей скобкой: За березовым перелеском есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце.
Например: (Я думаю обо всем этом, лежа в кузове грузовой машины. Поздняя ночь. Со стороны станции Раздельной ухают взрывы –там идет бомбежка. Когда взрывы затихают, слышен робкий треск цикад– они испуганы взрывами и пока что трещат вполголоса. Над головой падает трассирующим снарядом голубоватая звезда. Я ловлю себя на том, что невольно слежу за ней и прислушиваюсь: когда же она взорвется? Но звезда не взрывается, а безмолвно гаснет над самой землей. Как далеко отсюда до знакомого березового перелеска, до торжественных лесов, до того места, где всегда сжимается сердце! Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами –может быть, следует говорить «взрывными» газами, – а устоявшейся в лесных озерах глубокой водой и хвоей можжевельника.) За березовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв (Пауст.).
Если вставка заключена в скобки, то внутренние вставные конструкции выделяются тире (смотрите предыдущий пример).
4. Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные (в этом случае они сближаются с вводными конструкциями). Однако модально-оценочные их значения не непосредственно накладываются на содержание основного предложения, а являются добавочными. Такие вставки выделяются скобками.
Например: Тот, казавшийся неразрешимым узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).
5. Вставные конструкции могут выполнять и служебную функцию, например при оформлении ссылок на источник цитирования: В отношениях человека и животного вина, по нашему суждению, всегда на человеке (Дери Т. Ники // Новый мир. 1987. № 5. С. 169).
Ремарки, заключенные в скобки, оформляются как самостоятельные вставки, т. е. после них стоит точка внутри скобок: (Аплодисменты.)
Скобки графически варьируются: круглые (), фигурные {}, квадратные [ ], угловые < >.
Наиболее распространены круглые скобки; фигурные скобки употребляются только в специальных текстах (например, математических). Квадратные скобки применяются для авторского пояснения отдельных слов в цитируемом тексте: Он [Блок] первым открыл талант Есенина, первым услышал «песни души» рязанского поэта (Ю. Прокушев).
Квадратные скобки могут сочетаться с круглыми в условиях двойного выделения (квадратные скобки — для внешнего выделения, круглые — для внутреннего выделения).
Например: Виргинские острова, группа мелких о-вов в Вест-Индии. Владение Великобритании[153,4 км2, нас. 13т. ч. (1984); адм. ц. — Род-Таун]и США[344 км2, 101 т. ч. (1984); адм. ц. — Шарлотта-Амалия] (БЭС. М., 1991).
Угловые скобки применяются для восстановления сокращенных слов в цитируемом тексте. Автор, цитирующий или издающий текст А. Ахматовой, восстанавливает сокращенные ею части слов.
Например:Экземпляр «Жатвы», кот<орый> Вы мне дали, я отдала, как Вы просили, Щеглову, пот<ому > что в тот же день получила свой (А. Ахматова. Письмо Г. И. Чулкову).
Вводные слова и сочетания
Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Вводные слова и сочетания:
· не являются членами предложения
· грамматически не связаны с членами предложения.
В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.
Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению.
Замечать вводные слова и предложения помогут наши примеры:
Эмоции, чувства, оценка
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано