X - xix вв. и начала xx века

1. Возникновение и становление философской мысли в Древней Руси. 2.Русская философия в XIV-XIX вв.

3. Философия «всеединства» Владимира Соловьева.

4.Николай Бердяев и его философское мировоззрение.

5.Русский космизм

Знакомясь с первым вопросом, следует помнить, что философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Однако философия еще остается нерасчлененной системой знаний, развивается внутри господствующего религиозного мировоззрения.

До принятия христианства в Киевской Руси существовали представления о бессмертной душе, которая бестелесна и способна к перевоплощению. Вначале было представление о переселении душ и втором рождении человека, которое постепенно трансформировалось в идею о загробной жизни.

XIV-XVII века – это период становления русской философии. В XIV-XV вв. в общественной мысли возникают ереси, направленные на критику официальной церковной догматики («стригольники», «жидовствующая» ересь). Для них также характерна попытка выработать философскую терминологию на русском языке (субъект – «держитель», объект – «одержанный» и т.п.).

Заметный след в философской мысли оставил Максим Грек (1470-1556 гг.), греческий монах, который был приглашен для перевода церковных книг. Он выступил в защиту рационального знания и просвещения, широко использовал идеи Аристотеля и Платона при обосновании догматов веры. Философию же рассматривал как служанку богословия.

Иосиф Волоцкий и его последователи – иосифляне (XVI в.) – отстаивали два способа познания истины: духовное и естественное. Первое – через божественное откровение: человеческое познание хотя и несовершенное, но небесполезное. Андрей Курбский (1528-1583 гг.) в переписке с Иваном Грозным впервые в русской философии выдвинул теорию «двух истин». Философия дает знание о вещах и поступках человека и базируется на естественном мышлении, а истины религии открывает богословие. Подмена одного другим ведет к ересям. Разделение происходит не из различия объектов познания, а благодаря двум несовпадающим частям ума.

Представителем школьной философии, основанной всецело на авторитете Аристотеля, был Феофан Прокопович (1681-1736 гг.).

Первая половина XVIII в. характеризуется обособлением философии от религии, возникновением материализма. Крупнейший мыслитель этого периода – М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Он находится на позициях естественнонаучного материализма. Дает определение материи, которая состоит из элементов и корпускул – групп элементов. Открыл закон сохранения вещества и движения.

Вторая половина XVIII в. характерна утверждением философии как теоретической науки. А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) является сторонником просветительства и рассматривает церковь как одну из главных опор деспотизма. Сторонник деизма.

В онтологии – учении о бытие – ближе к материализму, говоря об объективном существовании мира. В гносеологии же склонен к идеализму. Выдвинул закон восходяще-циклического развития общества, отмечал действие климата и других естественных условий на существование последнего. В обществе, полагал он, идет постоянная борьба между равенством и неравенством.

П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) решал проблему поиска места русской культуры в системе культур Запада и Востока, высказывая при этом нигилизм на русскую историю. В объяснении истории для него характерен мистицизм. Из различия католичества и православия выводил неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций. Необходим переход в католичество, которое даст импульс к развитию.

Славянофилы (Хомяков А.С., Киреевский И.В., братья Аксаковы, Самарин Ю.Ф.) же считали, что русская культура не должна следовать западным моделям. У нее свой путь: неповторимый, самобытный. Некоторые из них говорили об исключительности, богоизбранности русского народа (Аксаков).

Рассматривая второй вопрос, следует уяснить, что В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) ставит задачу рационализировать философскую сторону религиозного мировоззрения, создать реформированное христианское учение. Он ставит следующую задачу: осуществить гармонический синтез религии, науки и философии, поскольку каждая по отдельности не может постичь истину. Синтез этих видов знания он называет «свободной теософией», которая и дает доступ к «истинному» знанию. Правда, в рамках этого «цельного знания» первенствует все-таки вера.

В философской системе объективного идеализма Соловьева большое место занимает учение о Христе как богочеловеке, который есть воплощенный Абсолют, Логос. Человек также есть существо, содержащее в себе божественную идею, т.е. всеединство, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальном мире. Человек способен воспроизводить идею абсолютного и воплотить ее, организовав стихийную действительность сообразно идее всеединства. Человек есть единство мира Абсолюта и мира низшего. Он восходит от природного к духовному (от зверя-человека к богочеловеку). История – это богочеловеческий процесс, конечной целью и результатом которого является единение человека с Богом (Абсолютом). То, что это возможно, демонстрирует Христос, первый богочеловек. Таким образом, цель развития – это восхождение к Абсолюту. Бог творит мир, а конечная цель творения – объединение творца и сотворенного. Развитие имеет начало и конец: начинается и заканчивается в Абсолюте. Соловьев, таким образом, выдвигает идею о слиянии духовного и светского, материального и идеального. Соединение человека с Абсолютом осуществляется в сфере знания. Философия «всеединства» находится на позициях практически-преобразовательного отношения к жизни.

Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.) в своем философском творчестве одной из центральных проблем считает проблему свободы. Он полагает, что человеческая свобода коренится в «ничто». Из этого божественного «ничто» (первичный принцип, предшествующий Богу и миру) рождается Бог-творец. Свобода не создается Богом, он не несет ответственности за свободу, которая породила зло. Он не может предвидеть действия какого-либо существа, обладающего свободой воли. Поскольку Бог бессилен отвратить зло, вытекающее из свободы, которую он не создавал, то он появляется в качестве Искупителя и Спасителя, который берет все грехи на себя.

Бердяев ставит задачу изменить мир, преобразовать его. Процесс истории состоит в возвращении свободы миру. Этика спасения, характерная для христианства, заменяется у него этикой творчества. Свобода выступает как сотворчество человека с Богом. Человек осознает себя творцом. В этом акте меняется сам человек, он возвышается над собой и окружающим миром. Творчество по преобразованию внешней среды помогает возрождению человека, его движению к Богу. Человек, становясь духовно богатым, эффективнее изменяет мир. Мир, в свою очередь, одухотворяется, что и составляет смысл истории.

Вопросы для повторения

1. Раскройте особенности развития русской философии в XIV-XIXвв.

2. В ем сущность письма П. Чаадаева?

3. В чем смысл философии «всеединства» Владимира Соловьева?

4. Как представляет исторический процесс Николай Бердяев?

4 Кто относился к русским космистам


Тема 7.ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.

1. Основные положения диалектического материализма.

2. Исторический материализм .

3. Учение о практике

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на тот факт, что философия марксизма есть диалектический материализм. Основоположники философии марксизма, создавая свою теорию, опираясь на достижения французских материалистов XVIII века, материализм Л.Фейербаха, на открытия науки, имевшие место в первой трети XIX века, создают новую концепцию материалистического подхода к миру, включающую также диалектическую теорию Г.Гегеля, осмысленную с позиций материализма.

Для философии марксизма характерен иной, в отличие от метафизического материализма, подход к пониманию человека. Человек, с точки зрения К.Маркса, не просто биологическое существо, часть природы, а сущность человека заключается в его общественных связях. Человек не просто находится в природе, а преобразовывает ее. Следовательно, практика – основа человеческого бытия, поскольку именно благодаря ей человек преобразовывает природу и общественные отношения. Отсюда:

- практика исходна и первична по отношению ко всему духовному;

- практика носит общественный характер;

- исторична, т.е. состоит в непрерывном преобразовании как условий жизни человека, так и самих людей;

- практика – предметная деятельность, т.е. человек имеет дело с предметами, а сознание отражает этот мир.

Второй вопрос следует начать с того, что К.Маркс выдвинул новую концепцию истории. До него господствовал идеалистический взгляд на историю, объясняя ее главным образом, исходя из духовных побудительных мотивов: желаний, стремлений, хотений людей. Сущность материалистического понимания истории сформулировал К.Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Под «общественным бытием» понимается материальное производство, способ производства.

Общество проходит в своем развитии этапы, которые определяются уровнем развития производства, типом производственных отношений. Носителем передовых производственных отношений является, по Марксу, пролетариат, который низвергнет старый строй и освободит тем самым себя и других. Таким образом, философия марксизма обосновывает всемирную историческую роль пролетариата.

Следующая важнейшая проблема, которую пытается решить марксизм, - отчуждение. В основе частной собственности лежит отчуждение человека от предметов труда, производства и процесса производства, от самих людей. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе – в производственной сфере. А для этого надо устранить частную собственность на средства производства. Тогда изменится отношение человека к другому человеку, к природе.

Третий вопрос предполагает ознакомление с некоторыми философскими течениями западной философии ХХ века. Начнем с неотомизма. В основе этого направления лежат философские идеи Фомы Аквинского. В центре учения неотомизма – идея гармонического единства веры и знания. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Однако разум ограничен, не все ему доступно, существуют истины, которые ум человеческий не способен постичь. Это делает вера. А источник веры – божественное откровение, которое открывает тайны бытия, недоступные разуму. Рациональное познание, таким образом, правомерно лишь постольку, поскольку не вступает в противоречие с верой, с церковными догматами.

Неотомизм исходит из концепции креационизма – творения из ничего. Поэтому мир, материи имеют начало во времени. «Быть» – значит быть сотворенным Богом. Центральная проблема неотомизма (философии католицизма) – бытие Бога. Предполагают пять доказательств существования Абсолюта, которые предложил в свое время Ф.Аквинский.

Позитивизм возник в конце XIX века. Для него характерна критика традиционной философии. Подлинное положительное (позитивное) знание может быть получено как результат естественных наук, и философия, как особая наука, не нужна. Неопозитивизм как особое течение возникает в 20-х годах ХХ века. Его последователи (Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер) упрекают философию в неясности и сложности языка, критикуют за скопление псевдопроблем. К философии нужно предъявить такие же требования, что и к точным наукам: проверка философских предложений на истинность. А это можно сделать, обратившись к опыту.

Предложения, непосредственно не связанные с опытом, они назвали «молекулярными», которые состоят из «атомарных предложений». Последние могут быть сопоставлены с опытными данными, которые подтверждают или опровергают их. Этот принцип получил название верификация, т.е. опытная проверка на истинность. Только научные предложения верифицируются, философские предложения либо бессмысленные (Витгенштейн), либо вненаучные (Карнап). Философия, с их точки зрения, только вырабатывает для человека «умонастроения», сближаясь, таким образом, с религией и искусством.

Однако принцип верификации оказался несостоятельным даже применительно к естествознанию. Многие положения науки не допускают опытную проверку. Тогда К.Поппер предложил принцип фальсифицируемости: вместо подтверждения – принцип опровержения. Если опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться если не истинной, то «оправданной». Различают «логический» позитивизм, который занимается логическим анализом научного и философского знаний, и «семантический» – который занимается анализом языка.

Экзистенциализм происходит от латинского «экзистенция» (существование). Возник после первой мировой войны. Виднейшие представители этого философского течения – М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю, Х.Ортега-и-Гассет и др.

Центральная проблема – отчуждение индивида от общества. К. Маркс полагал, что отчуждение индивида в буржуазном обществе может быть решено путем ликвидации частной собственности. Экзистенциалисты считают, что эта черта является общей, характерной для любого общества. Смысл философии заключается в том, чтобы помочь человеку найти смысл жизни в самых трагических ситуациях.

Важнейшей проблемой для экзистенциализма является проблема сущности и существования человека. Если при изготовлении вещей сущность предшествует существованию, то человек, рождаясь, уже существует. Но ему предстоит еще обрести сущность, стать человеком. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, считают философы-экзистенциалисты. Никто, кроме самого человека, не может осуществить его превращение в человека. Он сам несет ответственность за то, что стал человеком в подлинном смысле или нет.

Мир человека – это свобода, на которую он обречен. Свободный выбор индивида есть его удел, ответственность и трагедия. В пограничных ситуациях, когда человек смотрит смерти в лицо, главную опору он должен найти в самом себе, в своей экзистенции.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные положения диалектического материализма.

2. В чем заключается новая концепция истории марксизма?

3. Какие проблемы решает неотомизм?

4. В чем смысл неопозитивизма?

5. Каковы особенности философии экзистенциализма?

Наши рекомендации