Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.

Родился в Испании, переехал жить в Голландию. В 24 года он был отвергнут еврейской общиной и проклят. Всю жизнь он страдал от болезни лёгких. Эта болезнь была вызвана пылью от оптического стекла, которое ему приходилось шлифовать из-за тяжёлого материального положения Церковь его постоянно преследовала. Умер он в бедности, лёжа на голой деревянной кровати в крошечной комнатке.

Основные его работы: 1.«Этика» 2.»Богословско-теоретический трактат».

Спиноза поместил в центр своих философских размышлений проблему субстанции, теорию познания и этику, вопрос соотношения свободы и необходимости. Его трактовка о субстанции резко отличалась от Декартовой.

- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

- природа и Бог едины – занимает позицию пантеизма;

- Бог внутри природы.

Сама же субстанция (Природа – Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств, основные из которых - мышление и протяжение, бесконечна в пространстве и времени, вечна, неподвижна.

Оба атрибута носят бесконечный характер, неотделимы от субстанции, что касается единичных, конкретных вещей, Спиноза называет их модусами и указывает на их конечный характер. Субстанция одна, модусов бесконечное множество.

Спиноза явился одним из первых философов, который попытался определить свободу в рамках необходимости. Ему принадлежит дефиниция (определение) свободы – свобода есть осознанная необходимость. Спиноза впервые осуществил попытку изложить философские проблемы геометрическим способом. Он делал это так – давал дефиницию, затем приводил аксиомы, после этого доказательства или утверждение, и в заключении приводил комментарии или доказательства. Спиноза: «Чтобы каждый из нас не делал, какой бы он не был – бессмертия у него не будет. Поэтому нечего нам размышлять о смерти. Истинный философ или человек больше думает о жизни».

Готфрид Лейбниц 1646-1716) нем. ученый-математик, юрист, -философ – считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Основные проблемы в его философии: проблемы субстанции и познания.

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц счёл их несовершенными. В противовес их теориям Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положение его теории: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; данные субстанции называются монадами ( в перев. с греч. – «единое», «единица»); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

«голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

высшая монада – Бог.

Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.

В гносеологии Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер; «истины факта» - знания, полученные эмпирическим путём (магнитное притяжение, температура кипения воды и. т. д.) данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.

ЛИТЕРАТУРА

М. С. Западноевропейская философия 17 в. М.,1984. Радугин А.А. Философия. Курс лекций М., 2009.

Рассел Б. История западной философии. М.,1971.

Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.,1964.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч.Ч.2 М.1997.

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику философии Нового времени?

2. Какая идея лежит в основании эмпиризма?

3. С именем какого философа связана традиция европейского рационализма?

4. Какой метод исследования избрал Ф. Бэкон для достижения истины?

5. Какие помехи, по мнению Ф. Бэкона, существуют в процессе познания мира?

6. Что, по мнению Р. Декарта, является критерием истинности?

7. Какие правила рационального мышления Р. Декарт предлагает?

8. Какими атрибутами характеризует Б. Спиноза субстанцию?

9. Какие идеи составляют основу этики Б. Спинозы?

10. Можно ли оценивать философию Г. Лейбница как монистическую? Почему?

Тема :. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Философия И.Канта. «Докритический» и «критический» период в его творчестве. Этика И.Канта.

2. Философский идеализм Г.Гегеля. Диалектический метод.

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Немецкая классическая философия охватывает краткий исторический период, который ограничен 80-ми годами XVIII века, с одной стороны, и 1831 годом – годом смерти Гегеля – с другой. Несмотря на это, философия данного исторического типа достигла больших высот. Проблемы свободы и равенства, диалектика природы и теория диалектики вообще, историзм в исследовании общества – вот некоторые существенные достижения философской мысли этого периода.

Рассматривая первый вопрос, необходимо обратить внимание, что творчество Иммануила Канта (1724-1804 гг.) как бы разделяют на два периода: «докритический» и «критический». В «докритическом» периоде он находится на позициях естественнонаучного материализма. В этот период им создана космогоническая гипотеза, в которой на место внешнего толчка поставлены природные силы. Кант отрицал абсолютный покой, говорил о всеобщем круговороте материи во Вселенной.

Второй период его творчества получил название «критического» из-за названия ряда работ, начинающихся со слова «критика» («Критика чистого разума», «Критика практического разума» и т.д.). Здесь он полагает, что надежды мыслителей Просвещения на скорое познание тайн природы наивны, но отказ от научного познания был бы еще более вреден для человека. Кант хочет одновременно и ограничить, и обосновать знание. Ограничивает знание, чтобы освободить место вере, и в то же время считает, что познание необходимо ведет к науке.

В теории познания выдвигает учение о «вещи в себе». С одной стороны, это мир вещей, который является внешним возбудителем наших ощущений. С другой стороны – «вещи в себе» нам не являются. Что же мы ощущаем тогда? Кант отвечает: явления как таковые, но не принципе, – непознаваемый объект. Знаем, что она существует, но не знаем, что собой представляет. Познание и «вещь в себе» несовместимы. «Вещь в себе» может раскрыться только через веру. Кант делит знание на несовершенное и совершенное (истинно научное). их возбудители. Здесь проявляется агностицизм Канта. «Вещь в себе», в Последнее – достоверное, всеобщее знание. Оно из опыта невозможно, носит внеэмпирический, доопытный характер, априорно.

В этике Канта человек рассматривается не как пассивное создание природы, он способен к самосовершенствованию. Вслед за Руссо считает, что возможность свободы в обществе обусловливается уважением индивида к другим равным ему существам. Кант формулирует нравственный закон по названию «категорический императив», которому должны, безусловно, следовать люди. Смысл его: человек должен быть для другого всегда как цель и никогда как средство, т.е. идея неприкосновенности другого человека. Нравственное поведение преследует цель, чтобы не пострадал другой человек из-за моего поведения. Необходимо действовать согласно нравственного закона всегда, даже если последствия и самоубийственные для индивида.

Второй вопрос раскрывает философию Г.Гегеля (1770-1831 гг.). Нужно обратить внимание на то, что философская система Гегеля – объективный идеализм. Абсолютный дух порождает мир, природу. Природа – инобытие абсолютного духа, но она познаваема. Там есть всеобщая связь и жизнь, но нет свободы, которая существует только в духовном мире. Сначала дух творит природу, а затем – время. Гегель говорит о взаимосвязи материи, движения, пространства и времени. Отрицает филогенез, т.е. человек не произошел от животного, как животное не развилось из растения. «Каждое существо есть сразу и целиком то, что оно есть». В воззрениях на общество он придерживался принципа историзма. Историю творят личности, но через них действует мировой дух.

Громадная заслуга Гегеля заключается в том, что он создал теорию диалектики, где говорит о самодвижении духовной сущности, происходящей через взаимопереходы и взаимопереливы понятий, т.е. он разрабатывает диалектику понятий, субъективную диалектику. Но в ней он гениально угадал диалектику вещей, т.е. объективную диалектику.

У него абсолютный дух порождает мир, а затем возвращается из отчужденных своих порождений в родное лоно, где и осознает всю свою историю. Этот возврат осуществляется трижды. Причем каждый раз возврат происходит на более высокую точку. Таким образом, развитие предстает как спираль, а внутри спирали – восходящее развитие духа по гребням трех его волн. На гребне искусства (Древняя Греция) абсолютный дух созерцает себя в чувственных образах; на гребне религии (средневековье) дух переживает себя в самоуглубленных представлениях; на гребне философии (современная Гегелю Германия) дух мыслит себя в научных понятиях.

Философию Л.Фейербаха (1804-1872 гг.) в учебной литературе традиционно относят к этапу немецкой классической философии, хотя его философские взгляды отличаются от взглядов И.Канта, Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга. Философия Фейербаха – материалистическая. Он отрицает существование бессмертной души и загробной жизни. Главная особенность его материализма – антропологизм. Выступает против того, что человек есть «раб божий и покорное оружие мирового духа». Человек - существо активное, он сын природы. Человеческую природу он рассматривает преимущественно биологически, не видит ее в особенностях социальной жизни. Сущность человека он видит в совокупности способностей, потребностей и страстей. Склонен рассматривать человека внеисторически, абстрактно, хотя и понимал, что индивид может развиваться только в обществе.

Для философских взглядов Фейербаха характерны некоторые элементы диалектики, но позднее, отвергая идеализм Гегеля, он отвергает и его диалектику. Материализм у него метафизический, механический. Также материализм его созерцательный, т.е. он не включает в свою философскую систему практику как основу познания и способ преобразования действительности. В теории познания Фейербах сенсуалист: ощущения – единственный источник познания. Отвергает рационализм как спекуляции идеалистов. Фейербах оказал громадное воздействие на последующее развитие философии, особенно ее материалистической линии (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Вопросы для повторения

1. В чем особенность философских взглядов И.Канта?

2. Что такое категорический императив И.Канта?

3. В чем заключается противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля?

4. Охарактеризуйте диалектический метод Г.Гегеля.

5. Назовите основные черты философии Л.Фейербаха.

Тема :.РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Наши рекомендации