Мероприятия по обеспечению информационно-психологической безопасности
Мероприятия по обеспечению психологической безопасности политической элиты заключаются в подготовке всех компонентов психики (сознательного, бессознательного, надсознательного) представителя политической элиты к деятельности в условиях ведения глобального геополитического, информационно-психологического противоборства мировых политических элит, целенаправленном формировании психологической устойчивости, его постоянной готовности и способности к выполнению политических задач, сохранности психического здоровья человека.
Можно выделить следующие аспекты при проведении мероприятий по обеспечению психологической безопасности:
1. Организационный (цель, задача, принятие решения, управление ходом мероприятия, занятий, упражнений).
2. Методический (приемы, способы, средства).
3. Психологический (создание и использование психологической модели современного геополитического противоборства, информационной борьбы для достижения психологической устойчивости и подготовленности политической элиты).
Эти мероприятия представляют собой систему общих, специальных и целевых мероприятий, занятий и упражнений, позволяющих подготовить психику политической элиты к уверенным и решительным действиям в условиях ведения глобальной информационной борьбы, обучить приемам сохранения психического здоровья в экстремальной обстановке и после окончания действия психотравмирующих факторов.
Основными задачами при проведении мероприятий являются:
— вооружение политической элиты знаниями об особенностях и механизмах воздействия средств информационной борьбы на психику и поведение человека;
— обучение приемам, способам и средствам профилактики и коррекции негативных психических состояний, противодействия негативным информационно-психологическим воздействиям, сохранения здорового информационного архетипа.
Создаваемые в процессе проведения указанных мероприятий усложненные условия деятельности руководителей должны соответствовать по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику в сложной обстановке.
Традиционно к основным факторам информационной борьбы относятся:
1. Внезапность — неожиданное для человека изменение обстановки в ходе выполнения задачи.
2. Неопределенность — отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи или о противнике и характера его действий.
3. Новизна — наличие ранее неизвестных человеку элементов в условиях выполнения или в самой задаче. Новизна определяется опытом человека.
4. Увеличение темпа действий — сокращение времени на выполнение определенных действий.
5. Дефицит времени — условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно достигнуть простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.
Психическая напряженность, возникающая у политической элиты в ситуациях информационного противоборства, может являться результатом воздействия любого из перечисленных факторов или их комплексного воздействия. В условиях информационного общества, когда негативные информационные воздействия на психику политической элиты осуществляются постоянно, адаптационный барьер необходимо постоянно сохранять с помощью различных приемов и методов
Практические методы.
1. Психологические упражнения и тренировки. Метод психологических упражнений и тренировок
представляет собой систему многократных и усложняющихся специальных действий и поступков в целях формирования позитивных психических состояний у политической элиты.
Он включает в себя:
— упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей;
— упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах;
— специальные спортивные игры и состязания;
— психологические упражнения для целенаправленного развития психологической устойчивости.
Эти упражнения и тренировки дают возможность развивать нужные психологические качества в комплексе с приобретением профессиональных умений, навыков и привычек.
Степень утомления зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от его информационного архетипа.
2. Метод кризисных ситуаций.
Метод кризисных ситуаций — это система приемов и средств, моделирующих деятельность политической элиты в сложных условиях.
Метод кризисных ситуаций может быть реализован с помощью алгоритмов, которые составляются на основе инструкций, указаний, статистических данных и психологических рекомендаций.
В краткой и наглядной форме они содержат логику необходимых мероприятий и приемов для оптимальных действий в непредвиденной ситуации. Алгоритмы легче запоминаются в процессе подготовки политической элиты. Алгоритм состоит из двух частей. Первая представляет собой характерные ситуации или виды непредвиденных ситуаций и называется определяющим алгоритмом. Вторая часть (разрешающий алгоритм) представляет собой оптимальные действия в сложной ситуации или соответствующие действия, направленные на ликвидацию кризисной ситуации.
Усвоение алгоритмов и формирование на их основе профессиональных качеств способствует повышению психологической надежности политической элиты.
3. Метод стрессовых воздействий — это комплекс приемов и средств, с помощью которых создается эмоциональная и физическая напряженность различной степени в целях формирования высоких волевых качеств, устойчивости к негативным информационным воздействиям.
Эмоциональное напряжение (или стресс) имеет две степени: легкую (гипостресс) и сильную (гиперстресс). Стресс по-разному воспринимается человеком. Один возбуждается, улучшает результаты деятельности, другой, наоборот, снижает показатели даже при незначительном волнении. Иногда стресс вызывает положительные эмоции. Если же эмоциональное напряжение значительно и действует на человека продолжительное время, то у него может наступить психологический срыв.
Методы психической саморегуляции.
В отечественной психологии описывается более тридцати видов саморегуляции деятельности. Наиболее широко трактуется термин «психологическая саморегуляция» с включением в него различных содержательно-смысловых, энергетических и динамических компонентов.
Можно использовать ряд оправдавших себя методов.
1. Рефлексологический метод. На наших пальцах находится несколько тысяч биологически активных рефлексогенных зон и точек. Поэтому для восстановления психоэмоционального равновесия проведите массаж пальцев следующим образом: большим и указательным пальцами правой руки захватите большой палец левой и произведите 7 легких тянущих движений от основания к кончику пальца. Так же проработайте и остальные пальцы, а затем поменяйте руки для массажа пальцев правой руки.
2. Изометрический метод основан на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном режиме. Например, сидя на стуле, возьмитесь обеими руками за сиденье, напрягите мышцы туловища и рук, поднимая медленно голову вверх. Сосчитав до 7, отпустите быстро руки и расслабьтесь. Таким способом можно добиться расслабления всех групп мышц за счет упражнений: с силой сжимать и разжимать кулаки; скрещивать руки за головой и давить на шею, стараясь при этом противодействовать давлению; периодически надавливать подошвами ног на пол и т. д.
3. Расслабление мышц.
Смысл его заключается в поочередном кратковременном напряжении и расслаблении отдельных групп мышц с концентрацией внимания на них. Например, представьте, что по вашему телу распространяется мягкая теплая волна. Перед встречей с ней мышцы напрягаются, а затем, встречаясь, расслабляются. Заметьте, какими ощущениями при этом сопровождалось движение мягкой теплой волны от головы к ногам, ощутите уход, утекание напряжения. Затем поочередно, не торопясь, «осмотрите» все части тела, при необходимости вновь распространите на них мягкую теплую волну, пока вы не почувствуете, что вы достигли удовлетворяющего вас уровня расслабления во всем теле [77].
4. Звукотерапия. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, усиливает защитно-адаптационные реакции организма. Звукодвигательные упражнения — это периодически повторяющиеся колебательные движения звуковой волны в различных областях тела. Звуки «И», «Е» вибрируют горло, звук «А» вызывает вибрация в области сердца, звуки «О», «У» — в области живота. Влияние может усиливаться специальными дыхательными упражнениями, а также воздействием на биологически активные точки на стопах, пальцах и голове посредством надавливания.
5. Самовнушение. Предельно короткие и четко сформулированные самоинструкции типа: «Я внимателени сосредоточен!», «Я спокоен и уверен в себе!», «Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию!» и т. д.являют собой своеобразные модели требуемого состояния.
Путем многократного повторения такие словесные формулы легко вводятся в собственное подсознание и начинают незамедлительно определять его психическое состояние.
Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам:
- мысленно повторять словесные формулы самовнушения 5—6 раз, воображая при этом реализацию вызываемых состояний;
- словесные формулы должны быть краткими, понятными, категоричными и не вызывать сомнения в реальности их выполнения в конкретной ситуации. При этом никакой самокритики, полная уверенность в себе и в своих возможностях;
- формулировки производятся в утвердительной форме, т. е. не должны содержать отрицаний. Например, самовнушение «Я не хочу спать» может вызвать обратную реакцию, поскольку глагол активнее и сильнее, чем отрицательная частица «не», которая обычно теряется в подсознании. Вместо «Я не рассеян» нужно внушать себе «Я сосредоточен!». Формулируя позитивные самовнушения, не стоит упоминать о сне вообще.
6. Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела во многом определяют психическое состояние человека.
Такая формула дыхания создает некий внутренний комфорт и человек может непроизвольно перейти в состояние сна. Поэтому необходимо избегать успокаивающего дыхания, сознательно формируя его мобилизующий тип: глубокий длинный вдох — 2—3 секунды, задержка — 1—2 секунды, резкий полный выдох — 0,5—1 секунда.
Через три—четыре таких цикла нервные импульсы из дыхательных центров распространяются на всю кору головного мозга и изменяют ее тонус. Появляется приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума и мобилизующая воля, необходимая для решения задач. Мышечное напряжение определяет в значительной мере нервную активизацию, а значит, и проявление бодрости и от мобилизованности. И наоборот — мышечное расслабление оказывает тормозящее, успокаивающее воздействие на психику. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы мышцы тела были оптимально упругими и эластичными.
7. Медитация — интенсивное, сосредоточенное размышление, своего рода погружение в предмет, идею и т. д., которое достигается путем концентрации на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другие напряжения).
Несмотря на внешнее многообразие приемов и методов медитации, можно выявить общее рациональное зерно — все эти приемы призваны на определенное время ограничить сознание и внимание человека каким-либо единственным источником раздражения. Это может быть музыка или концентрация внимания на собственном дыхании. Алгоритм медитации на произведения искусства следующий:
-Полное расслабление, глаза закрыты.
-Медленно откройте глаза и смотрите в центр картины.
-Затем сконцентрируйте взгляд на нижней части картины.
-Медленно поднимитесь взглядом вверх.
-Дойдя до зоны, наиболее вам понравившейся, постарайтесь отождествлять себя с этой зоной.
-Как только глаза начнут уставать, медленно закройте их.
-Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
8. Активное воображение.
Закройте глаза, представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая страхами и заботами о будущем, пребывает она в полнейшем мире, в силе и счастье. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа — язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби, поверхностью. Она глубоко в вас. Представьте, что это пламя, камень или озеро — вы сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь тем спокойным, несмотря на любые трудности и проблемы вашей жизни. И вы вспоминаете об этом внутреннем ядре, мысленно приобщаясь к нему. Зная, что оно есть, вы будете ощущать больше спокойствия и расслабленности и одновременно больше уверенности и силы в предстоящих взаимодействиях с окружающим миром [88].
Специальные методы.
1. Методы «телесно ориентированной» психотерапии.
Основным моментом в воздействии на психику человека методом «телесно ориентированной» психотерапии является расслабление мышц, т. е. изменение мышечного тонуса, имеющего целью вызвать позитивное психическое состояние. Все средства и приемы такого изменения можно условно разделить на несколько групп:
1) «внешние» методы (пациент пассивен и физически, и психически);
2) «внутренние» методы (пациент пассивен физически и активен психически);
3) соединение «внешних» и «внутренних» методов.Вкратце охарактеризуем основные методы.
2. Метод Вильгельма Райха.
Его цель заключалась в борьбе с внутренним и внешним напряжением с помощью трех основных средств (глубокого дыхания, массажа и общения с пациентом). Напряженность в области глаз снималась пациентом, когда он их широко раскрывал, как при испуге; в области рта — посредством эмоциональных проявлений: плача, воплей, гримас, имитации сосания, покусывания и т. д.; в области шеи — с помощью визга, надувания щек и воплей; в области груди — посредством глубокого дыхания и имитации ударов, царапанья, удушения, вытягивания рук; в области диафрагмы — с помощью дыхания и задержки воздуха; в области живота и таза — посредством различных движений.
3. Биоэнергетическая терапия.
Ее создателем является Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр. Согласно Лоуэну, психотравмированные люди не могут управлять энергией своего тела. Они расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической зашиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих личность мыслей, чувств, внешних событий. Любая психотравма ведет к уменьшению энергетического уровня организма. Биоэнергетические методы имеют целью повышение энергетического уровня человека. Биоэнергетические практики США используют свои специфические приемы, такие, как напряжение тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии.
Основной напряженной позой в биоэнергетической терапии Лоуэна является арка, прогиб назад. При правильном использовании арки Лоуэна воображаемая перпендикулярная линия соединяет точку, расположенную между лопатками, с точкой, находящейся посередине между ног. Если применить терминологию биоэнерготерапии, то можно сказать, что в этой позе человек заряжен с головы до ног, заземлен и уравновешен.
Вместе с тем возможно применения для профилактики психических травм и широко используемого в России бесконтактного массажа (вида биоэнерготерапии). Его сущность заключается в воздействии «пассами» кистей рук на энергетические каналы тела для восстановления нормальной циркуляции энергии по организму. Все приемы бесконтактного массажа делятся на три группы:
1. Приемы коррекции биополя (это понятие было впервые введено в науку известным советским биологом Д. Г. Гурвичем, опубликовавшим в 1944 году монографию «Теория биологического поля»). Скользя вдоль контура тела пациента, руки биоэнергооператора как бы перераспределяют энергию.
2. Приемы «подкачки» энергии используются для ее направления в те зоны, где есть недостаток энергии.
3. Прием вытяжки. К ним относятся манипуляции, направленные на снижение повышенной энергетики в определенных участках тела.
4. Структурная интеграция И. Рольф («Рольфинг»).
В основу этой системы положено стремление вернуть телу правильное положение и осанку, гармоническую структурную целостность, что достигается посредством специального массажа и растягивания глубоко расположенных мышц. По мнению И. Рольф, психические травмы вызывают «связывание» мышц, обработка массажем этих напряженных областей сопровождается болью и зачастую воспоминаниями о тех обстоятельствах, с которыми связано возникновение этого мышечного зажима. После обработки эти зажимы исчезают, вызывая чувство облегчения и внутреннего «омоложения».
5. Метод Матиаса Александера.
Целью этого метода является обучение людей правильно использовать свое тело и избегать ошибок в движении и покое. Предполагается, что основой свободных и естественных движений является максимально возможное растяжение позвоночника, которое может быть достигнуто естественными способами. Специальными упражнениями отрабатываются движения, характерные для повседневной жизни; занимающиеся развивают навыки оптимальной координации, в результате появляется ощущение свободы и простора во всем теле, на основе которого человек учится и в стрессовых ситуациях избегать зажимов и скованности.
6. Метод сенсорного осознания.
Этот метод декларирует изучение целостного органического функционирования человека в мире. Для достижения такого функционирования предлагается проанализировать, как мы совершаем свои действия, как относимся к людям, к ситуациям, к объектам. Задача — разделить естественное в этом функционировании и привнесенное извне. Такое осознание выступает как процесс возврата к утраченному контакту со своим телом и чувствами, к способностям, которыми мы обладали, будучи детьми, но которые впоследствии утратились. Важным аспектом сенсорного осознания является взаимодействие человека с другими людьми, в ходе которого надо заново учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать такое прикосновение. Предлагается исследовать различные способы прикосновения — толчок, шлепок, поглаживание и пр. Качество прикосновения может выражать застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и т. д.
Упражнения сенсорного осознания носят медитативный характер, и по мере овладения ими развивается внутренний покой, уменьшаются ненужные напряжения, возрастает восприимчивость к внутренним и внешним процессам, способность более тонко регулировать свое телесное состояние. В упражнения включаются похлопывания собственного тела и тела других, растягивание мышц, различные виды массажа и пр. Эти средства считаются эффективными для развития чувства доверия и близости в группе и помогают при затруднениях.
7. Аутогенная тренировка.
Этот метод довольно хорошо известен и ныне пользуется большой популярностью в медицине, спорте, педагогике. Он предполагает обучение мышечной релаксации и самовнушению, развитие концентрации внимания и силы представления, а также умения контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности. Выделяют в основном две ступени в АТ:
1) обучение расслаблению (релаксации) с вызыванием посредством воображения ощущений тяжести, тепла, холода в отдельных частях тела;
2) создание гипнотических состояний различного уровня посредством самовнушения.
Первая ступень является подготовкой для непрерывного перехода ко второй ступени.
Этот метод был предложен в 1932 году И. Г. Шулыдем, который создал его на основе пяти источников:
1) Практики европейской системы самовнушения.
2) Методов радж-йоги.
3) Исследований ощущений лиц, подвергшихся гипнотическому внушению.
4) Психофизиологических исследований эмоций.
5) Разъясняющей (рациональной) психотерапии,ж) Цигун.
Цигун — это искусство укрепления здоровья, практикуемое, главным образом, в Китае (Ци — энергия). Внешние средства устранения препятствий для циркуляции Ци, применяемые в традиционной китайской медицине, включают массаж, физические движения, иглоукалывание, прижигание. К методам, использующим активность самого больного, относятся специальные физические и дыхательные упражнения, а также особые психофизиологические методы, цель которых — добиться полного внутреннего успокоения, отключения мыслей и чувств.
Термин «Цигун» дословно означает «работа с энергией»; основой Цигун является «успокоение мыслей и чувств». Для достижения этого состояния обычно рекомендуется «думать о нижней части живота». Это один из главных психотехнических методов, используемых как в Цигуне, так и в восточных единоборствах. Это означает «концентрацию внимания на телесном ощущении точечной зоны на поверхности кожи передней стенки живота», расположенной примерно в 5—7 см ниже пупка. «Успокоение мыслей и чувств», отключение их посредством концентрации внимания на данной точке вызывает расслабление мышц всего тела.
8. Методы Ушу [15].
Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «воинские искусства» или даже «военная магия». Постепенно были созданы и оздоровительные системы. Издавна все стили и школы Ушу в Китае делятся на внешние и внутренние. Сами названия — «внешний» и «внутренний» — подчеркивают, что в первом направлении делается ставка на внешние качества — силу, ловкость, выносливость, тогда как во втором — на внутренние, такие, как сосредоточенность, настороженность, хладнокровие, умение видеть и слышать, вовремя оценивать и правильно реализовывать свои ресурсы.
9. Терапия искусством.
Этот термин введен в 1938 году врачом Адрианом Хиллом. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Рисование, живопись или лепка являются способами разрядки напряжения. Основные процедуры метода просты. Руководитель группы обеспечивает всех необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые (наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага). Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: песок, кору деревьев. Помещение должно быть рассчитано на движения и шумные игры. Руководитель старается не навязывать свои представления, чтобы способствовать творческому раскрытию своих пациентов. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.
10. Рациональная психотерапия.
Сущность метода рациональной психотерапии (РТ) состоит в убеждении и формировании правильного понимания причин временного ухудшения психофизиологического состояния у человека. РТ характеризуется довольно «директивным подходом с привлечением авторитета врача-психофизиолога, его опыта и знаний» а также методик убеждения, разъяснения и ободрения людей.
Мероприятия РТ осуществляются как в групповом варианте (15—20 человек), так и индивидуально. При проведении РТ врач должен уверенным тоном, толково и доходчиво объяснить человеку причины и механизмы возникновения психических расстройств, показать простые и действенные способы снятия излишнего нервно-психического напряжения.
11. Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ). Организация СОПТ включает три этапа. На первом осуществляется подбор боевой ситуации и ее оформление. На втором этапе участники ситуативно-образного тренинга (до 15 человек) вводятся руководителем в аутогипнотическое состояние. Затем участники воспроизводят боевую ситуацию с помощью руководителя. Затем формируется образ оптимального поведения в экстремальной ситуации. На третьем этапе производится рациональный разбор сложной ситуации.
12. Библиотерапия (или «лечение книгами»).
В ходе библиотерапии человек ведет читательский дневник, анализ которого играет роль объективного критерия оценки его состояния в процессе терапии и при подведении ее итогов. Выбор книг осуществляется психотерапевтом. Может применяться в индивидуальной и групповой форме.
В заключении, перечислим основные компоненты обеспечения информационно-психологической безопасности:
1. Концепция психологической безопасности представляет собой систему взглядов напроблему обеспечения психологической безопасностиполитической элиты, методы и средства защиты психики политической элиты от негативных информационных воздействий (т. е. угроз) в условиях ведения в миреглобальной информационно-психологической борьбы.
2. Угрозы психологической безопасности политической элиты можно условно группировать по следующимоснованиям:
а) по критерию реальности (действительности) существования угрозы — реальные, мнимые (воображаемые);
б) по источнику ее возникновения — объективные,субъективные;
в) по способам их негативного воздействия — информационные, программно-математические, физические, организационные;
г) по уровням — стратегические, оперативные, тактические.
3. Действия по защите от негативных информационно-психологических воздействий могут быть трех видов:
а) защитные действия самого представителя политической элиты;
б) защитные действия его непосредственного начальства;
в) защитные действия специальных подразделений.
4. Система обеспечения психологической безопасности может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.
5. Механизмы защиты слабых звеньев психики должны стать ядром стратегии обеспечения психологической безопасности (стратегии психологической защиты). Реализация стратегии должна предотвращать нарушения внутренней устойчивости, стабильности социальных объектов от влияния различного рода негативных информационных воздействий.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите цели и задачи противодействия информационно-психологическому воздействию.
2. Перечислите мероприятия по нейтрализации информационно-психологического воздействия.
3. Приведите средства и опишите систему информационно-психологического противодействия.
4. В чем заключаются мероприятия по обеспечению психологической безопасности политической элиты? Перечислите аспекты и задачи при проведении мероприятий
5. Перечислите факторы информационной борьбы
6. Перечислите методы обеспечения психологической безопасности политической элиты. Раскройте сущность практических методов.
7. Перечислите методы обеспечения психологической безопасности политической элиты. Раскройте сущность методов психической саморегуляции.
8. Перечислите методы обеспечения психологической безопасности политической элиты. Раскройте сущность специальных методов.
9. Перечислите основные компоненты обеспечения информационно-психологической безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем пособии исследуется вопрос обеспечения информационно-психологической безопасности. Рассматриваются информационные воздействия на психику человека и методы информационно-психологического управления массовым сознанием, неформальные организации как среда и источник деструктивных информационно-управляющих воздействий.
Отдельное внимание было уделено информационно-психоло-гическим операциям террористического характера. Приведены модели крупнейших террористических операций и атак.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Paul Wilkinson. Terrorism & the Liberal State. Second edition. MacMillan, Basingstoke and London, 1986. – 300 p.
2. Un ODCCP. A Classification of Counter-Terrorism Measures [ http://www.undcp.org/terrorism_measures.html ].
3. Valentin Herman. Nationalist without a Nation: South Moluccan Terrorism in the Netherlands // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Paul Wilkinson. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989. 531 p.
4. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма / Ю.И. Авдеев // Современный терроризм: состояние и перспективы. –М.: Эдиториал УРСС.- 2000.- № 3.– С. 157
5. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление / Ю.И. Авдеев // Современный терроризм: состояние и перспективы. – М.: Эдиториал УРСС. - 2000.- № 3. – С. 169
6. Аверьянов Ю.И. Политология: Энциклопедический словарь / Ю.И. Аверьянов. – М.: Мир, 1993. – 652 с.
7. Акоф Р. Основы исследования операций / Р. Акоф, М. Сасиени .- М.: Мир, 1971. – 156 с.
8. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери.- М.: Сов. радио, 1974. – 124 с.
9. Алексеева И.Ю. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / И.Ю. Алексеева. – М.: ПИР-Центр, 2001. – 293 с.
10. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2001. – 483 с.
11. Барсуков В. Защита компьютерных сетей от силовых деструктивных воздействий / В. Барсуков // Jet Info.- 2000. – № 2 (81). – С. 82
12. Бедрицкий А. Супертерроризм: новый вызов нового века: науч. записи ПИР-ЦЕНТРА «Национальная и глобальная безопасность» / А. Бедрицкий, А. Змеевский. – М.: Экспресс, 2002. – 198 с.
13. Беглова Н.С. Терроризм: поиски решения проблемы / Н.С. Беглова.- США: экономика, политика, идиология, 1991.- № 1.- 210 с.
14. Блищенко И.П. Международно-правовая борьба с терроризмом / И.П. Блищенко // Правоведение.- 1975.- № 1. – С. 87
15. Васенин В.А., Галатенко А.В. Компьютерный терроризм и проблемы информационной безопасности в Интернете: рос.-амер. Семинар / В.А. Васенин.- РАН в сотруд-е с нац. академ. США, 2002. – С. 216
16. Венецкий И.Г. Основные математико - статистические понятия и формулы в экономическом анализе / И.Г. Венецкий, В.И. Венецкая.- М.: Статистика, 1979. – 284 с.
17. Жулин Г.Ф. Военно-энциклопедический словарь / Г.Ф. Жулин.- М.: Институт военной истории МО России, 2001.- 300 с.
18. Волобуев С.В. Безопасность социотехнических систем / С.В. Волобуев. – М.: Пресса. - 2003. – 135 с.
19. Высокотехнологичный терроризм: рос.-амер. семинар.- М.: РАН в сотруд-ве с нац. академ. США, 2001. – С. 104
20. Гаврилин Ю.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия / Ю.В. Гаврилин, Л.В. Смирнов.- М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003. – 201 с.
21. Глущенко С.В. Синтез моделей и алгоритмов анализа функционирования стохастических технологических систем в условиях конфликта взаимодействующих параметров: дис. канд. техн. наук. / С.В. Глущенко.- Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 1997. – С.176
22. Глущенко С.В. Определение конфликта случайных событий и случайных величин / С.В. Глущенко, Д.Б. Десятов, В.В. Сысоев // Теоретические основы проектирования технологических систем и оборудования автоматизированных производств. - Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия.- 1996.- № 2. – С. 125
23. Голубев В.А. Кибертерроризм – понятия, терминология, противодействие / В.А. Голубев [ ресурс интернет http://www.crime-research.ru/articles/Golubev0804/ ]
24. Горбатов В.А. Фундаментальные основы дискретной математики. Информационная математика / В.А. Горбатов.- М.: Наука, Физматлит, 1999. – 216 с.
25. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследований операций / Ю.Б. Гермейер. – М.: Наука, 1971.- 340 с.
26. Гыське А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества / А.В. Гыське. – М.: Прогрессивные биомедицинские технологии, 2001. – 243 с.
27. Денисов А.А. Теория больших систем управления / А.А. Денисов, Д.Н. Колесников.- СПб.: Энергоиздат, 1985. – 169 с.
28. Десятов Д.Б. Синтез информационных технологий анализа функционирования стохастических технологических систем: дис. д-ра техн. наук / Д.Б. Десятов.- Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 1998. – С. 164
29. Десятов Д.Б., Глущенко С.В. Анализ конфликта в стохастических системах / Д.Б. Десятов, С.В. Глущенко // Математическое моделирование технологических систем.- Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия.- 1995.- Вып.1. – С. 109
30. Десятов Д.Б., Сысоев В.В. Анализ конфликта в стохастических системах: сб. науч. тр. Воронеж. высш. шк. МВД России / Д.Б. Десятов, В.В. Сысоев.- Воронеж: Воронеж. высш. шк. МВД РФ, 1995. – С. 143
31. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев. – М.: Мир, 1993.- 105 с.
32. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / Дмитриев А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
33. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии( проблемы теории сложных систем ) / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов.- М.: Сов. радио, 1976. – 97 с.
34. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности / В.П. Емельянов. Харьков: Рубикон, 1997.– 182 с.
35. Змеевский А.В. Терроризм в высокотехнологичном обществе: правовые основы и современные предотвращения и противодействия террористической деятельности: рос.-амер. сминар / А.В. Змеевский.- РАН в сотрудничестве с Национальными академиями США, 2002.– С. 267
36. Игнатенко А. Зеленый Internetционал. Экстремизм в компьютерной сети / А. Игнатенко // НГ-Религии.- 1999.- №3/3. – С. 98
37. Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988 – 97 с.
38. Костин Н.А. Общие основы теории информационной борьбы / Н.А. Костин // Военная мысль.- 1997.- № 3.- С. 25-35
39. Красько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В.Г. Красько; под общ. ред. А.Е. Тараса.- Минск: Харвест, 1999.- 258 с.
40. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес.- М.: Мир, 1978. – 159 с.
41. Долговой А.И. Криминология: Учебник для юридических вузов / А.И. Долговой.- М.: Инфра-М-Норма, 1997. – 338 с.
42. Кулаков В.Г. Моделирование информационных операций и атак в сфере государственного и муниципального управления / В.Г. Кулаков, В.Г. Кобяшев.– Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2004.- 240 с.
43. Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных объектов принятия решений / И.А. Лазарев.- М.: МАИПиТ, 1997.- 203 с.
44. Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики / О. Ланге // Исследование по общей теории систем.-М.: Прогресс.-1969.- №1. – 201 с.
45. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений / О.И. Ларичев.- М.: Наука, 1979. - 128 с.
46. Литвак Б.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа / Б.Г. Литвак.- М.: Радио и связь, 1982.–174 с.
47. Алферов В.Г. Личная жизнь в эпоху террора / В.Г. Алферов // Профиль.- 2001.- № 41. – С. 132
48. Лукацкий А.В. Кибертерроризм: за и против : Центр исследования компьютерной преступности / А.В. Лукацкий [ ресурс интернет http://www.infosec.ru/ ].
49. Лунев А.А. Терроризм как форма вооруженного насилия / А.А. Лунев [ ресурс интернет http://www.contrterror.tsure.ru/magazine1/lunev-1.htm ].
50. Манфред А.С. Великая Французская революция / А.С. Манфред. – М.: Наука, 1983. – 156 с.
51. Масарович М. Общая теория систем: математические основы / М. Масарович, Я. Токахара. - М.: Мир, 1978. – 124 с.
52. Мотуз О.В. Виртуальный терроризм – реальность нашего времени / О.В. Мотуз [ ресурс Интернет http://www.confident.ru/ ].
53. Николаев В.И. Системотехника: методы и приложения / В.И. Николаев, В.М. Брук.- Спб.: Машиностроение, Ленингр. отд - ние, 1985. – 184 с.
54. Номоконов В.А. Интернет и преступность: криминологические и правовые аспекты взаимосвязи / В.А. Номоконов // Организационный терроризм и организационная преступность. – М.: Кросс.- 2002.- №2. – С.187
55. Овчинникова Т.В. Терроризм / Т.В. Овчинникова.- М.: Мир, 2003. – 65 с.
56. Одесский М. Террор как идеологема / М. Одесский, Д. Фельдман // Общественные науки и современность. -1994. – № 6.- 1995.- №1. – С. 94
57. Орешкина Т.Ю. Современный терроризм. Методы борьбы с ним / Т.Ю. Орешкина.- М.: Мир, 2002. – 109 с.
58. Розен В.В. Цель - оптимальность - решение (математические модели принятия оптимальных решений ) / В.В. Розен. - М.: Радио и связь, 1982. – 114 с.
59. Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества / П.С. Ромашкин. М.: Наука, 1967. – 145 с.
60. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголов<