Роль массового сознания в социальном управлении
Фигурантами социального управления одновременно выступают по крайней мере три компоненты: определенный общественный слой (руководящая группа), соответствующая ему социальная организация (аппарат управления) и отвечающее его установкам массовое сознание (система политических ориентаций). Две первых компоненты связаны со способностью навязывать волю подвластным, а третья компонента представляет собой субъективную сторону власти, означающую подчинение (добровольное либо принудительное) подвластных этой воле.
Общественно-политическое сознание включает элитарное и массовое. Элитарное сознание в форме идеологии и пропаганды устанавливает причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. С помощью различных институтов (религия, воспитание, образование, средства массовой информации и др.) элитарное сознание проецируется на население и в результате формируется массовое сознание.
Массовое общественно-политическое сознание концентрирует и осмысливает политический опыт конкретного социума, формирует отношение к политическим институтам, стереотипы легитимности власти, мотивы и границы активизации политической деятельности.
Таким образом, массовое политическое сознание во многом является проекцией элитарного и формируется под влиянием соответствующей идеологии (консервативной, либеральной, социалистической и др.).
Политическая деятельность в социуме строится с учетом внутренних социально-психологических состояний массового сознания и ориентируется на спектр идейно-психологических характеристик членов этого социума.
Только с учетом полной и достоверной картины массового сознания политическое руководство социума в состоянии успешно решать задачи социального управления.
Известно, что массовое сознание одновременно ориентируется на общее и отдельное восприятие действительности, которое проявляется в совокупности оценок реальности. Управленческая деятельность обязательно должна учитывать обе эти социально-психологические тенденции.
Социальное управление должно формировать и поддерживать в сознании граждан одобрение политической власти, т.е. побуждать людей признавать ее в целом. Эффективное социальное управление строится на превалировании идеологического сознания над практическим (нельзя давать практическому сознанию, сталкивающемуся на уровне конкретных проблем с недовольством и возмущением существующими порядками, подрывать основы идеологического сознания). Следует свести воедино идеологические и практические установки индивидов в интересах социума.
Поэтому руководство социума стремится:
- представить в выгодном свете свою политическую систему;
- объясняет свою деятельность посредством исторических экскурсов, статистических выкладок и т.п.;
- поощряет действия граждан, ориентированные в створе политической линии руководства;
- мобилизует настроения и действия масс (праздники, торжества, развлечения, дни города и т.п.).
Необходимое массовое сознание вырабатывается в:
- политической идеологии, которая решающим образом влияет на легитимность политической власти, дает людям основополагающие представления о ее принципах и целях, отражает основные идейные и моральные ценности социума, определяет систему обязательств граждан в процессе общественной деятельности. При этом эффективность идеологии зависит от ее экспрессивного и инструментального потенциалов. Экспрессивный потенциал определяется способностью отразить и выразить основные чувства, мысли и желания людей, объяснить им их положение, указать пути перемен к лучшему. Инструментальный потенциал заложен в способности заставить людей поверить в цели и программы, направленные на удовлетворение их потребностей, мобилизовать их волю и энергию на проведение необходимых изменений в социуме. С использованием этих потенциалов социальное руководство устанавливает идейно-психологическую связь с гражданами, распространяет свое влияние в обществе, добивается поддержки своего политического режима и политического курса.
- политических институтах, идейно-психологическое приобщение к которым массового сознания становится главным условием устойчивости власти. Типичным примером в этом отношении являются политические партии, одна из главных задач которых есть выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массового сознания. Политические партии формируют свой образ согласно массового сознания и видоизменяют этот образ вслед за изменением массового сознания.
- политических руководителях, играющих значительную роль в жизни социума. Их личностные характеристики, качества и свойства во многом определяют характер и содержание социального управления, что привлекает повышенный интерес к их персонам. Поскольку доступ в выборные органы власти требует массовой поддержки, кандидаты на социальное руководство заботятся о своем имидже в самых широких слоях и группах общества. В отличие от политических идей и политических институтов отношение к политическим руководителям одновременно личное (профессиональные и нравственные качества) и безличное (политические права и обязанности). Поэтому они стараются связать социальные ожидания со своими деловыми и человеческими качествами средствами пропаганды. В условиях конкуренции за политические посты возможна и контрпропаганда.
Наряду с вышеизложенным массовое сознание отличается сознательным и бессознательным отражением и пониманием общественно-политической действительности. С одной стороны, рост образованности, культуры и информированности граждан способствует более глубокому и полному постижению ими своего социального бытия. В то же время усиление противоречивости общественной жизни, диспропорции уровней образования, культуры в различных слоях населения образуют препятствия, затрудняющие адекватное осмысление индивидами общественно-политической жизни.
Таким образом, наряду с возрастанием сознательного отношения к существующим социальным условиям растет и бессознательное отношение к ним людей. Социальное управление использует обе эти стороны человеческого сознания.
Стратегия социального развития очевидно требует повышения общественного сознания людей, постоянного информирования их по вопросам государственного и муниципального управления, адекватного ориентирования в социуме. Но это не всегда ведет к необходимым для социального руководства результатам. Поэтому практикуется иерархическое информирование населения, многоуровневое социальное просвещение, когда политико-управленческие круги приобщаются к разнообразным информационным источникам наиболее полно, а массы допускаются к этим источникам ограниченно.
Это способствует формированию в массовом сознании бессознательных политических взглядов, слепой политической веры, что позволяет руководителям скрывать от людей факты манипулирования их сознанием, их включения против своей воли в сомнительные политические акции.
К характеристикам массового сознания относятся также догматическое и критическое отношение к действительности, что также учитывается в социальном управлении.
Догматизация социальных норм есть неотъемлемое условие устойчивого функционирования социальной системы, что требует информационно-психологического формирования массового сознания посредством соответствующего дозирования притока новой информации. С этой целью массовое сознание: стереотипизируется (люди оперируют сковывающими сознание привычными образами и представлениями), автоматизируется (мышление и его продукты не подвергаются контролю сознания), авторитаризируется (авторитет вместо аргументов признается основным критерием истины) и рутинизируется (сомнения не питают мышление). Это побуждает людей строго придерживаться официальной позиции, отказываться от критического ее анализа.
С другой стороны, критическое отношение к действительности позволяет ослабить догматическое восприятие жизни. Здесь критика выступает необходимым атрибутом сосуществования индивида и социума, стимулом социального развития.
Перед руководителями постоянно стоит актуальный вопрос о соотношении критики и догматизма в политической деятельности.
В массовом сознании сочетается традиционное и инновационное отношение к действительности. Традиционное отношение использует достаточно апробированные, глубоко укоренившиеся и автоматически действующие формы приобщения людей к социальным процессам (привычки, традиции, обычаи). Опираясь на такие массовые представления, создаваемые на протяжении истории социума, легче подчинять людей (особенно молодежь) действующему порядку.
Вместе с тем возникает необходимость в модификации, адаптации к новым социальным реальностям сложившихся традиционных представлений. Переход от традиционного мышления к инновационному необычайно труден из-за социальной инерции и психологической консервативности.
Массовому сознанию свойственны активные и пассивные проявления. Имеющая место политизация общественной жизни спосо6ствует вовлечению людей в политический процесс и росту их политической активности.
Социум заинтересован предоставлять гражданам широкую инициативу в процессе принятия и реализации политических решений, так как общество, состоящее из политически активных членов, может претендовать на устойчивое развитие. Вместе с тем ограниченность демократии, приоритет узкокорыстных интересов руководства способствует появлению индифферентности, равнодушия, самоустранению граждан от общественно-политической деятельности. Проникновение в массовое сознание подобных идейно-психологических состояний представляет угрозу социуму и может в соответствующих условиях трансформироваться в открытую враждебность к системе социального управления.
Массовое сознание может адекватно или неадекватно отражать действительность. Система информационно-психологического воздействия на массовое сознание должна учитывать это противоречие, избавлять людей от возможных заблуждений или удерживать их в рамках иллюзорной картины в зависимости от конкретных целей и складывающейся ситуации в процессе социального управления.
Жесткая централизация и неразвитая демократия затрудняют поступление точной информации и формируют неадекватное действительности массовое сознание. Несостоятельность власти (особенно в кризисные периоды) также может привести к различным формам искажения действительности.
Кроме того, массовое сознание имеет конфронтационное и компромиссное отношение к действительности. Основой гражданского согласия является компромисс - атрибут демократического государства. Как свидетельствует опыт, Закон в демократическом государстве, да и само это государство основаны на компромиссе, примиряющем различные стремления наиболее влиятельных социальных групп.
Вместе с тем и конфликты - нормальное явление в жизни правового государства и гражданского общества. Поэтому весьма важна выработка культуры поиска согласия, правил и процедур конфликтного поведения[58].
Учет основных состояний массового сознания (общих и отдельных, сознательных и бессознательных, критических и догматических, активных и пассивных, правдивых и ложных, конфронтационных и компромиссных) определяет способы информационно-психологического воздействия на население и достижения социальной власти. При управлении массовым сознанием необходимо учитывать как отдельные личностные характеристики, так и вышеизложенные характеристики массового сознания в целом.