Проблема научного познания в философии Нового времени. Диалема эмпиризма и рационализма.
Особенности Ф.Н.В.:1.Наукоцентризм(в центре проблема научного познания).2.бесконечная вера в разум.3.Разработка идеи общественного прогресса как бесконечного совершенствования.4.Формирование атеизма как учения о несуществовании бога и сверхестественных сил.
Эмпиризм - направление в гносеологии, .истинна дана в опыте и благодаря ему. У истоков эмпиризма стоял
Ф. Бэкон. Опыт - это совокупность всех
данных полученных с помощью органов чувств. По мнению Бэкона знания можно получить только в том случае, если устранить из познавательного процесса познания субъективные особенности челка. Этому может поспособствовать эксперимент и правильно выбранный метод. Согл. Бэкону создание челка устроено так, что в нем всегда есть заблуждение т.е «идолы» Идолы: 1 рода -антропосоциоморфозм приписывание окруж миру черт хар-ных для чел-ка и общества. 2 пещеры -индивидные психологические особенности каждого чел-ка, его личный опыт. 3 рынка - господство общественного мнения и заблуждения хранящиеся в языке. 4.театры - господство авторитетов ( речь идет о Аристотеле) По Бэкону существует 3 пути познания: 1 путь муравьям - путь «голого империзма», когда собранные факты не получают теоретического обобщения. Теоретическое обобщение - выявление причинно-следственных связей. 2 путь паука – в основе лежат догмы не подлежащие
критики. 3 путь пчелы - путь
экспериментального естествознания, когда
собраны эмпирический материал получает
теоретическое. Наиболее эффективным методом явл. индукция т е способ рассуждения, когда мысль от частных фактов к общему выводу.
В противовес эмпиризму фр.философ Рене Декарт разрабатывает идеи рационализма-направление в теории познания, в кот.основой познания и источником истины считается разум.
Философское воззрение т. Гобса и Дж. Локка.
Дж. Локк обращает внимание на особую роль ощущения и разрабатывает сенсуализм. Он выдвигает внешний опыт- основанный на ощущении и внутренний-связанный с деятельностью разума, который вырабатывает понятия, идеи.
Наиболее общим понятием Локк считал понятие субстанции – основа миры, которая для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя (материя).
Последователем Локка был Гобс(1588-1679) выводил ощущения из д-я вещей на наши органы чувств, признавая само существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека.
Развитие идей рационализма в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница.
Рационализм- направление в теории познания, согласно которому истина дана в разуме и благодаря ему. Основоположник рац-лизма- Рене Декарт
Декарт устраивает след. рассуждения: 1. можно сомневатся во всём поскольку ни о чем Нет достоверных знаний
2. единственное в чём не приходится сомневаться
что в акте самого сомнения
3. если мыслю и обнаруживаю сомнения-значит
Существую.
4.Еслисуществую и в собственном мышлении Обнаруживаю знания о мире,значит окруж мир
существует.
По мнению Декарта наиболее эффективным Методом познания явл. дедукция Дедукция -это способ рассуждения в рамках Которого мысль движится от общих положений к
частным выводам
Декарт стоит у истоков нового Европ-го рационализма, для которых характерны след черты: 1. Научный рационлизм-он демонстрирует бесконечную веру в науку и считает, что только Наука имеет право претендовать на получение Истинного знания
2. Экономиеский рационализм-принцыпом Которого явл. МАКСИМУМ прибыли и мин
Затрат
3. политический рационализм- ориентированный На решение соц проблем и конфликтов политич-ми средствами
4. Новый рационализм является методологическим основанием для формирования мировоззрения.
Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию