Тема 1. философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
Тема 8. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.
Экзистенциалистское понимание свободы: | |
а. свобода есть познанная необходимость; б. свобода есть автономия выбора; в. свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. | |
Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия: | |
а. неопозитивизм; б. сциентизм; в. антропологический материализм; г. экзистенциализм; | |
Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»: | |
а. Шопенгауэр, б. Ницше, в. Кун, г. Сартр. | |
Представитель экзистенциализма: | |
а. Рассел; б. Камю; в. Ницше, г. Кун, | |
"Бессознательное" по З.Фрейду, функционирует на основе... | |
а. импульсов, исходящих из области сознания б. архетипов в. первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия г. интеллектуальной интуиции |
ОТВЕТЫ
Б | Г | Б | Б | В |
Тема 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Соборность – это: | |
а. свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей; б. принадлежность людей к определенной религиозной конфессии (католицизму, протестантизму, православию и пр.); в. стиль храмовой архитектуры; г. высшая степень религиозности | |
Общее дело» в философии Федорова: | |
а. осуществление социалистических преобразований; б. борьба против смерти и воскрешение мертвых; в. изгнание из Царьграда басурман; г. примирение и объединение Востока с Западом | |
Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”: | |
а. западничество, б. консерватизм, в. философия всеединства, г. анархизм | |
Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования? | |
а. Герцена, б. Соловьева, в. Чернышевского, г. Данилевского. | |
Основоположник русского космизма: | |
а. Соловьев, б. Бердяев, в. Федоров, г. Данилевский. |
ОТВЕТЫ
А | Б | Б | Б | В |
Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ
Представитель философского структурализма | |
а. Барт б. Моне в. Нобель г. Менделеев | |
Одна из процедур структурного анализа: | |
а. осуществление социалистических преобразований; б. расчленение объектов на элементарные части (сегменты), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов. в. применение квинтэссенции г. использование голографии | |
Противопоставление научного эмпиризма философским абстракциям – это … | |
а. Неопозитивизм б. Персонализм в. Психоанализ г. Герменевтика | |
Стадия человеческого развития по Керкегору: | |
а. Символьная б. Буквенная в. Строковая г. чувственная (символ-Дон Жуан) | |
Кто Обосновал Инстинкт либидо-сознательное начало? | |
а. Соловьев, б. Гоголь, в. Фрейд, г. Захлёбах. |
ОТВЕТЫ
А | Б | А | Г | В |
Тема 11. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (ОНТОЛОГИЯ)
Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия: | |
а. феноменология, б. онтология, в. гносеология, г. аксиология, | |
Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия: | |
а. афинская, б. элейская, в. стоицизм г. эпикуреизм | |
Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия - «технологизация», «институциализация», «глобализация»: | |
а. бытие природы, б. бытие социального, в. бытие духовного (идеального). | |
Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии: | |
а. античность, б. Средневековье, в. эпоха Возрождения, г. эпоха Просвещения. | |
Пантеизм — это: | |
а. учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их б. о сущности человеческой истории в. учение, о духовной культуре общества |
ОТВЕТЫ
Б | Б | Б | А | А |
Тема 12. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
(ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
Учение о ценностях: | |
а. аксиология б. антропология в. социология г. онтология | |
Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной? | |
а. Л.Н Толстого б. В. Франкла в. С.Л. Франка г. И. Лакатоса | |
Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности: | |
а. марксизм б. экзистенциализм в. философия жизни г. позитивизм | |
Естественная основа материального производства и жизни общества: | |
а. природные богатства б. производительные силы в. производственные отношения г. потребности человека | |
Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: | |
а. эмпирический б. теоретический в. научный г. обыденный |
ОТВЕТЫ
А | Г | Б | А | Г |
Тема 14. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле? | |
а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) парадигма; | |
Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: | |
а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; г) Нового времени; | |
Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется: | |
а) конвенционализм; б) релятивизм; в) рационализм; г) агностицизм; | |
В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название: | |
а) категорий; б) универсалий; в) модусов; г) антиномий; | |
Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: | |
а) методика; б) развитие; в) навык; г) механизм; |
ОТВЕТЫ
А | Г | А | Г | А |
Тема 15. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Причину кризиса современной цивилизации видел в чрезмерном усилении в культуре «Мегамашин»: | |
а. Энгельмейер б. Ясперс в. Мэмфорд г. Хайдеггер | |
Название, применяемое к биологической ипостаси природы, независимой от воздействия человека: | |
а. первая природа б. третья природа в. четвертая природа г. вторая природа | |
Планомерная критика аристотелевских и декартовских принципов познания и утверждения философии не как науки, а как любви к мудрости начинается в истории философии с | |
а. Ницше б. Гегеля в. Канта. г. Фейербаха | |
«Техника убийственно действует на душу», - считал... | |
а. У. Ростоу б. Н. Бердяев в. Э. Тоффлер г. Д. Белл | |
В теории «трехакта» П.К. Энгельмейера в качестве творческо-технического акта не рассматривается: | |
а. рассуждение б. эксперимент в. организационный рефлекс г. интуиция |
ОТВЕТЫ
В | А | А | Б | Б |
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Термин «философия» означает: | |
а. рассуждение; б. компетентное мнение в. профессиональную деятельность г. любовь к мудрости | |
Исторический тип мировоззрения: | |
а. религия б. наука в. скептицизм г. плюрализм | |
Методологический принцип, признающий разум основой познания: | |
а. сенсуализм б. скептицизм в. рационализм г. релятивизм | |
Совпадают ли по объему понятия "философия" и "наука"? | |
а. да; б. нет; в. частично совпадают. | |
Агностицизм – это: | |
а. признание принципиальной непознаваемости окружающего мира, б. теория познания, в. отрицание сотворения мира Богом, г. признание относительности любого человеческого знания. |
ОТВЕТЫ
Г | А | В | В | А |
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Начало формирования философского мышления в Индии связано с: | |
а. даосизмом; б. брахманизмом; в. исламом г. буддизмом. | |
Даосизм – это философия: | |
а. Конфуция; б. Лао-цзы; в. Мо-цзы; г. Цзоу Яня. | |
Основные идеи брахманизма изложены в: | |
а. Упанишадах; б. Книге перемен; в. Бхагавадгите; г. Книге «Лунь юй». | |
Категория «небо» относится к философии: | |
а. брахманистов б. чарваков; в. Конфуция г. Мо-цзы. | |
Категории философии Конфуция: | |
а. жэнь; б. недеяние; в. мокша; г. Воздух. |
ОТВЕТЫ
Б | Б | А | В | А |
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему: | |
а. человека б. первоначала в. Бога г. счастья | |
Огонь первоначалом сущего считал: | |
а. Фалес б. Анаксимандр в. Анаксимен г. Гераклит | |
Представитель атомизма: | |
а. Аристотель б. Гераклит, в. Демокрит г. Платон | |
Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.: | |
а. Гераклит, б. Парменид, в. Зенон Элейский, г. Сократ | |
С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием: | |
а. плохого воспитания б. человеческого незнания в. божественного промысла г. подражания авторитетам |
ОТВЕТЫ
Б | Г | В | В | Б |
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве: | |
а. человека б. космоса в. Бога г. природы | |
Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и: | |
а. разума б. чувства в. интуиции г. долга | |
Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано: | |
а. искусством б. наукой в. мифологией г. религией | |
Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья? | |
а. материалистическое; б. идеалистическое; в. диалектическое; г. агностическое. | |
Номинализм - это философское направление: | |
а. утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; б. утверждающее принцип гармонии веры и разума; в. отрицающее возможность познания внешнего мира; г. рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом. |
ОТВЕТЫ
В | А | Г | Б | А |
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Наилучшая форма правления, по Гоббсу: | |
а. демократия б. абсолютная монархия в. конституционная монархия г. республика | |
Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает: | |
а. заключение международных соглашений б. заключение двухсторонних государственных соглашений в. возникновение общества г. переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми | |
Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону: | |
а. идолы рода; б. идолы пещеры; в. идолы рынка; г. идолы театра | |
Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания: | |
а. Бэкон, б. Декарт, в. Спиноза, г. Локк, | |
Представитель рационализма: | |
а. Бэкон, б. Гоббс, в. Декарт, г. Локк, |
ОТВЕТЫ
Б | Г | Г | А | В |
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)
Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками: | |
а. деизма б. идеализма в. пантеизма г. материализма | |
Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?: | |
а. да б. нет | |
Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума: | |
а. Вольтер, б. Дидро, в. Кондорсе, г. Монтескье. | |
Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов: | |
а. веры и разума б. разума и справедливости в. любви и долга г. интуиции | |
Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения: | |
а. Уровень развития производительных сил общества. б. Степень совершенства человеческого разума. в. Степень демократичности политического устройства. г. Уровень религиозности общества. |
ОТВЕТЫ
Г | А | В | Б | Б |
Тема 7. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX вв.
Положение, соответствующее нравственной позиции Канта: | |
а. "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай". б. "Всякий перед всеми за всех виноват". в. "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства". | |
Кантовское понятие "априори" означает: | |
а. неразрешимое противоречие; б. опытное знание; в. внеопытное знание; г. отрицание возможности познания мира | |
Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии: | |
а. Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака. б. Религия - это опиум для народа. в. Религия есть результат отчуждения сущности человека. г. Религия есть коллективный невроз навязчивости. | |
Термин, характеризующий философию Канта: | |
а. абсолютная идея, б. антиномия, в. опиум, г. апория, | |
Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы: | |
а. развития б. познания в. бытия г. морали |
ОТВЕТЫ
В | В | В | Б | Г |