Проблема начала науки. становление первых научных программ в античной культуре. зарождение опытных наук.

Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). На этой стадии было мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.

Зачатки научных знаний (особенно математических, астрономических и узко прикладных) усматриваются в религиозно-философских системах Шумера¸ Египта, Вавилонии, Индии, Китая, Персии. Первыми учеными «по совместительству» были жрецы древнейших монастырей.

Однако большинство историков считает, что подлинная наука началась в Древней Элладе (VI-IV вв. до н.э.), когда постижение истины стало цениться независимо от ее прикладной полезности. Условия возникновения науки: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, а также развиться ремеслам и торговле, требовавшим научных знаний для успешной конкуренции на рынке.

Аристотеля называют отцом основных наук (механики, физики, биологии, медицины, астрономии, географии, политологии, этики, эстетики, логики, филологии и т.д.), поскольку именно он обособил эти отрасли знаний от философии в качестве самостоятельных сфер исследования, имеющих свой специфический объект (предмет), воспринимаемый чувствами.

К этому времени теоретические обобщения уже достигли той степени всесторонности и универсальности, которая позволяла заложить основы каждой из выделенных наук. Хватало и знаний, чтобы эти науки наполнить. Сложились и первые научные коллективы – Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей.

Первые научные программы в античной культуре состояли в сборе, анализе, систематизации и комментировании всех известных фактов, мыслей и художественных произведений. Для этого античные ученые путешествовали по всему миру, старательно собирали книги, образцы природных и искусственных произведений, создавая огромные музеи и библиотеки, среди которых самой большой коллекцией мог похвастаться Александрийский Музейон.

Ведущие научные программы античности таковы:

- математика Пифагора и Платона: ее вершина – труды Эвклида (эвклидова геометрия); ее цель – поиск «чисел и формул», точно описывающих все материальные и духовные явления;

- атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура: его вершина – поэма Лукреция «О природе вещей»; цель – представить весь мир как взаимодействие неделимых миничастиц (атомов);

- систематика Аристотеля и перипатетиков: ее цель – сделать науку максимально полной и точной моделью бытия с помощью детальной классификации и систематизации знаний. Труды Аристотеля и его учеников (перипатетиков) достойны статуса первой научной энциклопедии (свода научных знаний).

В специализированную, профессиональную деятельностьи социальный институт наука превращалась в XVI-XVII вв., когда складывалось экспериментальное естествознание («опытная наука»), основанное на математически четких формулах, описывающих соотношение между различными природными явлениями. В то же время появились первые академии, научные сообщества и школы. Стремительно разрастались и научные коммуникации: размножение и распространение книг, статьей, журналов, хрестоматий, справочников, энциклопедий, учебников. Систематическая подготовка научных кадров окончательно сформировалась лишь к концу XIX века. Непосредственной производительной силой наука сделалась к середине ХХ века.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

В эпоху Возрождения - Ренессанса (XIV-XVI вв.) воскрешенная античная наука быстро превратилась в экспериментальную, чтобы соответствовать потребностям времени: развитию ремесленного и мануфактурного производства, грандиозному строительству огромных зданий и кораблей, и т.д.

Натурфилософия Возрождения сосредоточилась на изучении реальной природы. В погоне за подлинными фактами, она боролась с мистикой и религиозным догматизмом.

Одно из основных философских направлений этой эпохи – пантеизм, «растворяющий Бога в природе», передавая ей все те функции, которые ранее осуществлял Творец.

Благодаря распространению возрожденческого гуманизма, «человек» оказался важнейшим объектом научных исследований и центральным элементом научной картины мира. Ученые уверовали в безграничность познавательных и иных человеческих способностей. Но в то же время успели разобраться, что познание искаженно примесями человеческой субъективности. Все теории нацеливались на практический результат – преобразование природы на благо человека.

Научно-исследовательской деятельности Ренессанса присущ ярко выраженный универсальный характер. И такие титаны Возрождения, как Николай Кузанский и Леонардо да Винчи, занимались всеми науками одновременно (да и искусствами тоже), делая потрясающие открытия и создавая механизмы, опережавшие на века научно-технический прогресс.

Однако на исходе Возрождения (в новое время) единая наука быстро разделилась на отдельные научные дисциплины, у каждой из которых были свои корифеи. Так Коперник создал теорию гелиоцентрического устройства Солнечной системы. Кеплер открыл основные закономерности движения небесных тел. Галлией сделал множество астрономических и физических открытий. Ф. Бэкон разработал эмпирическую методологию научных исследований, а Декарт – рационалистическую. Первая основывалась на сборе и обобщении фактов путем индукции. Вторая – на дедуктивном выведении достоверных знаний из несомненных фактов в соответствии с абсолютно очевидными аксиомами.

Ньютон обобщил достижения предшественников, создав единую механическую модель мироздания (изложена в книге «Математические начала натуральной философии» и других работах), основанную на трех основных законах и теории всемирного тяготения. Кроме того, вместе с Лейбницем и другими математиками Ньютон заложил основы дифференциального исчисления.

К середине ХIX века наука обогатилась теориями развития: диалектической (революционной, марксистской) и эволюционной (дарвинисткой).

Так сложилась дисциплинарно-(то есть по отраслям) организованная наука, перешедшая от решения конкретных проблем к открытию общих законов (принципов) на основе экспериментальных исследований и математических формализаций (сведения фактов к точным величинам и формулам).

Наши рекомендации