Важность повторения и результат, который оно приносит

67-07 Пожалуйста, будь тверд, строго следуй всем моим наставлениям, повторяй «Харе Кришна», и Кришна наделит тебя всей необходимой силой. (ПШП Брахмананде, 24 июля 1967)

67-12 Кришна-киртан не предназначен для заработка. Кришна-киртан не предназначен также ни для забавы публики, ни для демонстрации музыкальных талантов. Это динамичное служение Господу. Поэтому нас волнуют не столько художественные достоинства Киршна-киртана, сколько способность преданных следовать Божественной воле. (ПШП Джадурани, 12 декабря 1967)

68-02 Кришна столь возвышен и духовен, что Его нельзя постичь при помощи умственных рассуждений или собственных усилий, образования или материальных приобретений. Приблизиться к Нему и ясно понять Его можно лишь обладая настроением служения, занимая все свои чувства в служении Ему. Вначале мы должны занять служением органы слуха и получить с помощью слухового восприятия духовное послание. Когда же мы созреем к тому, чтобы принять духовное послание из книг, подобных Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам через посредство прозрачной среды, которую представляет собой духовный учитель, тогда мы можем, занимаясь преданным служением, повторять и петь святые имена, то есть, занять в служении Господу и свой язык. Материя, покрывающая чувства, перестает действовать, и тогда проявляется истинная духовная форма деятельности. Я очень рад, что ты развиваешь свое духовное восприятие, и что Кришна дал тебе хороший шанс в смысле твоего возможного взаимодействия с ООН. (ПШП Пурушоттаме, 2 февраля 1968)

68-02 Больше вам спасибо за прекрасный набросок, сделанный Джанаки, я велю Джадурани начать рисовать по нему. Что касается индивидуальной вечной души, если порой в каком-то месте складываются неблагоприятные обстоятельства, ей приходится покидать это лоно и искать себе прибежища в другом. И если душа при этом слышит повторение «Харе Кришна», то даже если она недолго находилась в лоне этой матери — о!, она услышит и получит толчок в развитии. Эта звуковая вибрация нематериальна, она духовна, и могущество ее превосходит пределы нашего понимания. Ее не удержать никакими материальными средствами, она преодолевает любые материальные преграды. Так что знайте, что повторяя святые имена, вы приносите благо даже ребенку, находящемуся в утробе. Надеюсь, ваше здоровье поправилось, и буду рад встретиться с вами в Сан-Франциско. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Мукунде и Джанаки, 28 февраля 1968)

68-07 Единственное, что поддерживает нашу жизнь, это киртан, и, по милости Кришны, тебя зовут Киртанананда. То, чем ты сейчас занимаешься, а именно, повторение святого имени и приготовление вкусного прасада для Божеств — это прекрасная программа. Это повторение «Харе Кришна» и наше искреннее желание служить Кришне всё прояснят, даже если будут возникать какие-то препятствия, потому что читая Шримад-Бхагаватам, мы понимаем, что религиозную систему следует считать совершенной, если, следуя этой системе, мы развиваем свою склонность любить Бога. На самом деле такая склонность есть у каждого, но из-за отсутствия общения с чистыми преданными мы обращаем свою любовь не на Бога, а на что-то другое. Весь метод сознания Кришны направлен на то, чтобы перенести свою любовь на Кришну. Поэтому все, что помогает нам усилить свою любовь к Кришне, — это и есть наилучшая религиозная система. Никакие материальные препятствия не могут разрушить эту систему, и причины у такого развития любви к Кришне нет. Повторение «Харе Кришна» не предназначено ни для чего, кроме достижения Кришны, лучше Которого нет ничего. Но если мы повторяем «Харе Кришна» без оскорблений, мы насладимся Кришной, источником всякого наслаждения. (ПШП Киртанананде, 14 июля 1968)

68-08 Киртан — это и лекция, и пение с музыкой. Пение с музыкой особо привлекательно для масс людей, но беседы о сознании Кришны с философской точки зрения — это тоже воспевание славы, киртан. Весь Шримад-Бхагаватам полон философских бесед, и мы готовы представлять наше Движение сознания Кришны обоими способами, в зависимости от обстоятельств. Если г-ну Реновичу нравятся только философские беседы, мы готовы. Но в то же время нас заботят, в основном, массы людей, поэтому наша жизнь — это харе-кришна-киртан. Так что ничего страшного, если г-н Ренович особо интересуется учеными философскими диспутами. (ПШП Упендре, 14 августа 1968)

68-10 Что касается изучения бенгали, конечно, можешь заняться этим в свободное время, я не возражаю. Но я не думаю, что изучать бенгали так уж важно. Поздно становиться ученым и изучать бенгали, да и не говорят на бенгали в вашей стране и вообще в этой части света, однако на бенгали написано много книг. Если ты сможешь выучить его без особых усилий, тогда находи для этого время. Не теряй времени попусту. Если появляется какое-то свободное время, лучше всего больше повторять «Харе Кришна», ведь жизнь коротка, а нам нужно успеть осознать Кришну в этой жизни. Мы не знаем, когда снова встретимся со смертью, когда нам снова придется уходить отсюда. Но прежде чем уйти, мы должны попытаться обрести сознание Кришны. Это наше главное дело. (ПШП Джаяпатаке, 6 октября 1968)

68-10 Что касается плача по Кришне, о нем очень хорошо говорит Господь Чайтанья. Он говорит: «Каждое мгновение кажется Мне двенадцатью годами, слезы льются из Моих глаз, как потоки дождя, и все кажется мне пустым в отсутствие Говинды». Суть в том, что если мы будем продолжать петь и повторять «Харе Кришна», то достигнув стадии чистого повторения, мы окажемся на уровне любви, и тогда к нам придет величайшее чувство разлуки с Господом, однако это чувство разлуки с Господом сладостнее, чем встреча с Ним. Все это духовные экзистенциальные истины, и, по мере нашего роста в сознании Кришны, мы все поймем, постепенно, по милости Верховного Господа. Верховный Господь пребывает в каждом сердце и являет Себя преданному по мере его продвижения в сознании Кришны. Спасибо тебе большое за то, что пишешь мне. (ПШП Макханлалу, 21 октября 1968)

68-11 Я получил твое письмо от 18 ноября и внимательно, с огромным удовлетворением его изучил. Я вдохновлен. Из твоего письма я понял, что ты трудишься не покладая рук ради распространении миссии Господа Чайтаньи. Просто сохраняй это свое настроение служения, и Кришна, несомненно даст тебе разума, чтобы ты служил ему как можно лучше. Кришне неведома неблагодарность, наоборот, Он видит все наши усилия и ценит наше искреннее служение. Кришне интересно, как мы занимаем свои энергии в служении Ему. Мы очень малы, очень незначительны, что мы можем? Он хочет лишь увидеть, что мы отдаем свою энергию, свое время на служение Ему. Всегда помни законы Кришны, о которых говорит Его истинный представитель, и подчиняйся им, и тогда твое возвращение домой, к Богу гарантировано. Такова милость Кришны. Однако чистый преданный не желает даже возвращения в обитель Кришны. Наша молитва должна быть простой: «Мой дорогой Кришна, пожалуйста, сделай, чтобы я не забывал повторять Твое святое имя постоянно; пожалуйста, избавь меня от забывчивости. Ты пребываешь во мне как Сверхдуша, и потому в Твоей власти ввергнуть меня в забывчивость или даровать мне способность помнить Тебя. Поэтому я прошу Тебя: избавь меня от забывчивости. Пожалуйста, сделай, чтобы я никогда не забывал повторять Твое святое имя; даже если мне придется отправиться в ад, это не имеет никакого значения, пока у меня есть возможность непрестанно повторять “Харе Кришна”». Господь Чайтанья и Нитьянанда поют одну очень хорошую песню, в которой Они просят каждого повторять «Харе Кришна» и последовать за Ними. Такую же просьбу обращаем ко всем и мы. (ПШП Девананде, 23 ноября 1968)

68-12 …когда человек привыкнет к повторению без оскорблений, он перейдет на уровень чистой любви к Богу, премы. Эта према представляет собой совершенную и, безусловно, самую сладостную стадию развития сознания. (ПШП Шивананде, 4 декабря 1968)

68-12 В Бхагавад-гите эта ом-кара описывается как звуковое воплощение Кришны, Верховной Божественной Личности. Подобным образом, харе-кришна-мантра также является звуковым воплощением Кришны. Поэтому мы практически не делаем различия между ом-карой и «Харе Кришна», однако духовный путь требует следования по стопам великих ачарий прошлого. Господь Чайтанья основал движение санкиртаны, то есть, пения «Харе Кришна», как средство осознания Бога в эту эпоху, и это находится в полном соответствии с богооткровенными писаниями. (ПШП г-ну Чаган Говинду, 10 декабря 1968)

68-12 Относительно твоего вопроса, просил ли Кришна петь Его святые имена: наверное, когда ты изучал Бхагавад-гиту, от твоего внимания ускользнуло, что в главе 9, текст 14 Кришна говорит, что Его преданные постоянно поют Его имена. Господь Чайтанья, хотя Он — Сам Кришна, еще более милостив, чем Кришна, ибо показал падшим живым существам Кали-юги, как метод пения и повторения святых имен может без промедления погрузить человека в возвышенную духовную атмосферу. (ПШП Харер-Наме, 21 декабря 1968)

68-12 Известие о том, что Вы попали в аварию, очень огорчило меня. Я встревожен тем, что Вы лежите в больнице. Надеюсь, Вы уже выздоравливаете, но как бы то ни было, я прошу Вас продолжать повторять маха-мантру «Харе Кришна». Пребывание на больничной койке — прекрасный шанс для Вас посвятить свое время исключительно повторению «Харе Кришна». Этот мир полон опасностей, которые подстерегают нас на каждом шагу, но если мы доверимся лодке, которая называется «лотосоподобные стопы Господа Кришны», тогда этот великий океан станет для нас не более опасен, чем маленькая ямка. Мы можем переправиться через сотни таких ямок, просто повторяя святые имена Господа, харе-кришна-мантру. Я передаю это письмо с Рупанугой и буду рад получить от него известие об улучшении Вашего здоровья. Молюсь Кришне о Вашем скорейшем выздоровлении. Не волнуйтесь. Кришна спасет Вас от всех опасностей. Искренне повторяйте святые имена. (ПШП м-ру Гинзбергу, 21 декабря 1968)

69-01 Ты высказал желание стать врачом-аюрведистом, но мне это предложение кажется не слишком удачным. В настоящее время эта наука не так уж важна для нас, потому что в твоей стране и без того есть широкие возможности получения медицинской помощи. Кроме того, многие травы, необходимые для аюр-ведического лечения, тебе придется заказывать из Индии, а это не слишком практично. Гомеопатическая медицина, о которой ты упоминаешь, неавторитетна, так что это просто блеф. Первое и главнейшее лекарство, о котором ты должен думать, это пение и повторение «Харе Кришна», а тебе самому надо становиться устойчивее в сознании Кришны. Изучай «Бхагавад-гиту как она есть» и Шримад-Бхагаватам и продолжай помогать своим духовным братьям развивать сознание Кришны. Расширяй свою проповедь в этом направлении, и это будет самым большим успехом и самым ценным усилием. (ПШП Упендре, 6 января 1969)

69-01 По поводу другой йоги и упражнений. Если ты ешь кришна-прасад, этого вполне достаточно для того, чтобы поддерживать тело в работоспособном состоянии, поэтому ни в каких дополнительных упражнениях нет нужды. Они нужны тем, кто ест больше, чем надо. Не следует совершать усилий, превышающих твои возможности. То есть, для того, чтобы практиковать сознание Кришны, человек просто не должен есть больше необходимого. Не надо стараться сверх меры. Не надо болтать попусту. Не надо изобретать никаких дополнительных регулирующих принципов, и не надо общаться с людьми, которые не находятся в сознании Кришны. Не надо жадничать. Единственное, что надо — это петь и повторять святые имена Господа с верой, энтузиазмом и твердым убеждением, что, как сказал Господь Чайтанья, просто повторяя маха-мантру, можно постепенно подняться на высший уровень духовного совершенства. Также важно соблюдать четыре заповеди воздержания от незаконных половых связей, мясоедения, дурмана и азартных игр. Я уверен, что Рупануга способен руководить тобой в этих вопросах. (ПШП Кануприи, 15 января 1969)

69-01 Касательно твоего второго вопроса, другие имена Кришны, которые ты упоминаешь, такие, как Гопала и Говинда, столь же могущественны, сколь и имя Кришна. (ПШП Махапуруше, 25 января 1969)

69-02 По поводу твоего вопроса об экстазе пения и труда для Кришны — экстаз, который проявляется сам по себе, весьма желателен, но мы не должны стараться ввести себя в экстатическое состояние каким-то искусственным способом. Значительно важнее само пение и повторение. Труд для Кришны не отличается от пения, но такой труд должен совершаться под управлением духовного учителя. (ПШП Шивананде, 13 февраля 1969)

69-03 Очень рад был получить твое письмо, датированное 28 февраля, и прочитал его с большим удовольствием. Духовный опыт, который ты получил во время киртана в Университете Лойолы, прекрасен. Наслаждаться духовной сладостью кришна-киртана можно лишь тогда, когда человек на самом деле продвинулся к совершенству. Шрила Рупа Госвами говорил, что желал бы иметь миллионы ушей и миллиарды языков, и тогда бы он смог хоть чуть-чуть насладиться харе-кришна-мантрой. В обусловленном состоянии мы повторяем харе-кришна-мантру формально, без привязанности и стараемся побыстрее закончить свои круги. Иногда мы забываем прочитать предписанное количество кругов. А вот Шрила Харидас Тхакур даже в конце жизни повторял мантру 300 000 раз, хотя Господь Чайтанья лично просил его не надрываться так. Но Харидас Тхакур ответил Ему на это, что будет продолжать делать это до конца своей жизни. Такова картина духовного вкуса. Поэтому, пожалуйста, повторяй искренне мантру, сохраняя свое теперешнее умонастроение, и Кришна будет проливать на тебя все больше и больше благословений в понимании секрета духовной вибрации. Конечно, иногда окружающие могут не понять этих слез блаженства, поэтому нам лучше скрывать их от взора обычных людей. Так что когда ты увидишь снова необычные цвета и т.д., лучше пой и слушай, и тогда тебе легче будет понять, что это такое. (Это ведь может быть и следствием твоих прежних привычек, связанных с наркотиками). (ПШП Джаяпатаке, 11 марта 1969)

69-06 Когда будет приобретена наборная машина, ты будешь занята с 11 до 3 часов дня и с 7 до 10 вечера. То есть, семь часов в день. Когда ты печатаешь, помни, что это ничем не хуже пения, потому что твоя работа связана непосредственно с Кришной. И повторение на четках, и воспевание на пишущей машинке — одинаково духовные звуки для Кришны. Имя Кришны, Его слава, Его качества — все это находится на абсолютном уровне, и потому нет разницы между тем и другим. Поэтому не заблуждайся относительно того, что ты печатаешь на машинке, а не повторяешь мантру. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969)

69-06 Вы оба пойте «Харе Кришна» и присоединитесь к группе санкиртаны, и болезней не будет. Махараджа Парикшит сказал, что воспевать славу Господа может только освобожденная личность. Это означает, что с помощью пения и повторения человек освобождается от всех материальных препятствий. Нам, в нашем обусловленном состоянии пение не только дарует освобождение, мелодичный приятный звук пения доставляет нам удовольствие. Только самоубийца в момент самоубийства или человек, привязанный к убийству животных — такие люди не способны насладиться сладостью этого пения. Но если они присоединятся к этому пению, то даже они могут получить освобождение. (ПШП Джадурани, 17 июня 1969)

69-07 Что касается «Битлз», то если они поют «Харе Кришна», предоставьте им все для этого возможности. Потому что если они запишут «Харе Кришна», эта запись широко распространится, а мы хотим лишь того, чтобы харе-кришна-мантра стала известной во всем мире. Мы не пытаемся извлечь из этого никакой прибыли. Мы не имеем права извлекать выгоду из харе-кришна-мантры, иначе наше духовное просвещение остановится. Наш принцип состоит в том, чтобы просить других сделать пожертвование, и, по возможности, не ввязываться самим ни в какие крупные сделки. (ПШП Мукунде, 2 июля 1969)

69-07 Просто молись Кришне, чтобы, по Его милости, ты смог хорошо служить Ему. Наша молитва, заключенная в харе-кришна-мантре выражает нашу просьбу к Радхе и Кришне, чтоб Они заняли нас служением. «Харе Кришна» означает: «О Харе, о Радхарани, о Кришна, пожалуйста, займите меня служением Вам, чтобы я мог избавиться от служения майе». Подобно тому, как человек отказывается от низшего вида службы и переходит на более высокую службу, так и мы молим Кришну избавить нас от низшего служения майе и занять нас высшим служением Кришне. Мы должны нести служение, и весь вопрос состоит в том, чтобы принять высшее служение в сознании Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Субала-дасу, 8 июля 1969)

69-08 По поводу твоих записей «Нама ом» и «Харе Кришна», они очень, очень хороши, и все говорят, что в техническом отношении они безупречны. Так что твои усилия побудить «Битлз» к сотрудничеству с нами оказались в высшей степени успешными. Теперь, когда я поеду в Лондон, я возьму с собой другие свои записи, и если эти записи можно будет довести до такой же степени технического совершенства, тогда под моим управлением мы сможем издать по меньшей мере дюжину записей «Харе Кришна» на разные мелодии. Я уверен, что людям они очень понравятся, если их представит м-р Джордж Харрисон со своей компанией. Я очень рад твоему рассказу о том, как м-р Джордж Харрисон играл на фисгармонии и на гитаре, Дигвиджая и Гурудаса — на караталах, Ямуна и Малати пели, а ты играл на дильрубе. Кулашекхара превосходно играет на кхоле, я даже подумал, что это Мукунда. Кстати, почему я не увидел имени Мукунды? Я также очень рад тому, что эту запись весь день крутили на каком-то первоклассном канале по радио, и куда бы ты ни пришел, люди приветствовали тебя пением «Харе Кришна». Все это очень вдохновляет. (ПШП Шьямасундаре, 13 августа 1969)

70-01 На самом деле Движение сознания Кришны есть единственная панацея от всех болезней материального мира. Вся проблема в том, что люди забыли Бога. Ничего нового в этом нет, поскольку причина нашего материального бытия как раз и заключается в том, что мы забыли о своих отношениях с Богом. Господь Чайтанья Махапрабху призвал падшие души, проявив особую милость к душам именно этой эпохи, и даровал им, так сказать, экспресс-метод — пение и повторение харе-кришна-мантры. Продолжительное повторение этой духовной звуковой вибрации очищает материалистический ум от всякой скверны. Скверна материалистического ума — это качества страсти и невежества. В процессе очищения, даже если он еще не завершен, качества благости начинают преобладать над качествами страсти и невежества. Это означает, что похотливые желания и жадность ослабляют свое влияние, и тогда человек может сосредоточиться на преданном служении Господу. Когда же человек утвердился в гуне благости и сосредоточен на преданном служении, он становится способен понять свое изначальное положение , а это и есть его освобождение. (ПШП Бариндре Бабу, 22 января 1970)

70-01 Шестнадцать слов маха-мантры — не человеческое изобретение. В различных Пуранах — авторитетных ведических писаниях — можно найти авторитетные мантры. В Кали-сантара-упанишад говорится, что эти шестнадцать слов маха-мантры являются святыми именами Верховного Брахмана, предназначенными для спасения падших душ. Чайтанья Махапрабху пел и повторял маха-мантру, Харидас Тхакур повторял ее круглосуточно, все Госвами и ачарьи повторяли святые имена, мой Гуру Махараджа повторял, и мы, следуя всем этим примерам, тоже повторяем мантру. Так что все это подтверждается авторитетом ученической преемственности, и все мы должны повторять по меньшей мере шестнадцать кругов ежедневно, чтобы поддерживать себя на духовном уровне сознания Кришны. (ПШП Ранадхире, 24 января 1970)

70-01 В последнем абзаце своего письма Вы говорите, что пение харе-кришна-мантры Вас не раздражает (как других людей), а, наоборот, Вам нравится. Это мне очень приятно, я посылаю Вам экземпляр нашего журнала «Обратно, к Богу», № 28, в котором описывается, как студенты полюбили петь харе-кришна-мантру, хотя раньше ни разу с этим учением не сталкивались. Это, в самом деле, доставляет радость сердцу и является наилучшим способом внесения духовного сознания в сердца людей. Это наилегчайший из рекомендованных Ведами методов. В «Брихад-Нарадия-пуране» ясно сказано, что только пение и повторение имени Хари может спасти людей от проблем материального существования, и нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути в эту эпоху — Кали-югу.

Западная культура монотеистична, но людей Запада вводят в заблуждение имперсональные индийские спекуляции. Молодые люди на Западе разочарованы, ибо никто не занимается добросовестным их обучением монотеизму. Имеющаяся система образования и сознания их не устраивает. Это Движение сознание Кришны — настоящее благословение для них, потому что здесь их учат в рамках авторитетной ведической системы понимать западный монотеизм. Мы не просто устраиваем теоретические диспуты, но при помощи ведического метода обучаемся соблюдению правил и предписаний. Но я был удивлен, прочитав в последнем абзаце Вашего письма: «Бесспорно то, что Бхагавад-гита (не говоря уже о Ведах) не требует этого постоянного повторения или пения». Думаю, что Вы как-то пропустили следующий текст Бхагавад-гиты, не говоря уж о множестве других подобных стихов

сататам киртаянто мам …не пишу: все равно корректору или верстальщику переписывать. (Б.-г., 9.14)

Здесь описываются занятия великих душ, свободных от заблуждений и совершенных в своем осознании Бога: сататам киртаянто мам — они постоянно (сататам) поют (киртаянто) Мне славу и нитья-юкта упасате — всегда поклоняются Мне.

Не понимаю, как вы можете говорить «бесспорно». Если Вы хотите получить доказательства из Вед, я могу снабдить Вас ими во множестве. В Ведах основная духовная вибрация омкара — это также Кришна. Пранавах омкара — это божественная сущность Вед. Следовать Ведам — значит петь ведические мантры, а никакая ведическая мантра не является полной без Омкары. В «Мундака-упанишад» говорится, что Омкара названа самым благоприятным звуковым воплощением Верховного Господа. Это подтверждается и в Атхарва-веде. Омкара — это звуковое воплощение Верховного Господа, а следовательно, она является главным словом в Ведах. В этой связи, Верховный Господь Кришна говорит: пранавах сарва-ведешу (Б.-г., 7.8) — «Я — слог Ом во всех ведических мантрах». Далее, в 15 стихе 15-й Главы Бхагавад-гиты Кришна говорит: «Я пребываю в сердце каждого. Цель всех Вед — познать Меня. Я истинный составитель Веданты и знаток всех Вед». Верховный Господь, пребывающий во всех сердцах, описывается в «Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад»: два супарна саюджья сакхайах: «Верховный Господь и вечная индивидуальная душа пребывают в теле, как две птицы-подруги на одном дереве. Одна птица ест плоды дерева (плоды материальной деятельности), а другая птица, Сверхдуша, наблюдает за ней.

Цель изучения Веданты, следовательно, состоит в том, чтобы познать Верховного Господа Кришну. Это подчеркивается в Бхагавад-гите, в Восьмой главе (текст 13), где говорится, что при помощи метода мистической йоги, то есть, в конце концов, повторяя священный слог «Ом», человек отправляется на Высшую Духовную Планету Кришны. В Веданта-сутрах, которые Вы, конечно же, читали, В Четвертой главе, в Четвертой адхикаране (сутра 22) ясно утверждается: ом анавриттих шабдат, то есть, «Освобождение достигается посредством звуковой вибрации».

Каждый, кто, занимаясь преданным служением и хорошо осознав, что представляет Собой Верховная Личность, Бог, достигает Его обители, никогда больше не возвращается в материальную обусловленность. Как этого добиться? Ответ таков: непрерывно повторяя Его имя. С этим соглашается образцовый ученик, Арджуна, в совершенстве постигший духовную науку, которую преподал ему Йогешвара, повелитель мистического знания, Кришна. Признавая Кришну Верховным Брахманом, Арджуна обращается к Нему так: стхане хришикеша…, «Мир переполняется радостью, слыша Твои имена, и таким образом все привязываются к Тебе» (Б.‑г., 11.36). Здесь подтверждается, что метод повторения является средством прямого контакта с Верховной Абсолютной Истиной, Божественной Личностью. Просто повторяя святое имя «Кришна», душа проникается влечением к Верховной Личности, Кришне, чтобы вернуться домой, к Богу.

В «Нарада-панчаратре» говорится, что все ведические ритуалы, мантры и смыслы сконцентрированы в восьми словах: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. В «Кали-сантара-упанишад» тоже говорится, что шестнадцать слов: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе особо предназначены для того, чтобы противостоять разлагающему и оскверняющему влиянию этой материалистической эпохи — Кали-юги. Все это подробно изложено в моей книге «Учение Господа Чайтаньи». Следовательно, метод повторения харе-кришна-мантры представляет собой не только возвышенный способ достижения совершенства жизни, но также является авторитетным ведическим принципом, установленным великим ведическим ученым и преданным (которого мы считаем воплощениями Кришны), Господом Чайтаньей, и мы просто следуем Его авторитетному указанию. Движение сознания Кришны безгранично. Метод восстановления изначального духовного статуса или вечной жизни, полной блаженства и знания — это не абстрактное сухое теоретизирование. Духовная жизнь описывается в Ведах отнюдь не как теоретическая, сухая или имперсональная. Единственная цель Вед — привить чистую любовь к Богу, и этот гармоничный вывод претворяется в практику Движением сознания Кришны, то есть, повторением харе-кришна-мантры. Поскольку духовное осознание не преследует иной цели, кроме любви к Богу, Веды предстают как единственное доступное пониманию целое в области духовного сознания. Лишь несовершенные взгляды различных партий, не стоящих в цепи передачи ведического знания, разрывают целостное послание Бхагавад-гиты. Примирительным фактором, согласовывающим все видимые противоречия в утверждениях Вед, является сама суть Вед, или Сознание Кришны (Любовь к Богу). (ПШП Дж.Ф. Стааль, профессору философии и южно-азиатских языков Университета Калифорнии, Беркли, Калифорния, 320 января 1970)

70-02 Я бесконечно рад, что ты так интересуешься поклонением Божествам. Эта деятельность должна сопровождаться регулярным повторением святого имени. На самом деле постоянное повторение святого имени — это основа нашей жизни, а уж на фундаменте этой деятельности строится все остальное преданное служение. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

70-03 Да, поскольку духовная звуковая вибрация обращается непосредственно к душе, ее примет каждый, если эта вибрация воспроизводится чистым преданным. Поэтому мы должны постараться исправить свой ум, чтобы сохранять духовное положение с помощью пения мантры и соблюдения регулирующих принципов. В наших центрах — как американских, так и европейских, дела идут все лучше, и я надеюсь, что и ты тоже будешь делать, все, что надо. (ПШП Судаме, 13 марта 1970)

70-09 Что касается статьи м-ра Гинзберга, то да, ее можно поместить, но сопроводив соответствующим опровержением. Пожалуйста, сделай это опровержение очень серьезным; тогда все будет хорошо. Здесь я привожу несколько идей, которые ты можешь развить.

1) Ты утверждаешь, что Кришна неотличен от Своего имени. Это значит, что Его имя обладает теми же качествами, что и Он Сам, то есть, сат, чит и ананда. Никакая мирская вибрация не является вечной, в противном случае почему она надоедает и почему ее меняют каждую неделю? Затем, ни одна мирская песня не приводит к истинному знанию или к бесконечному счастью. Кроме того, эта духовная вибрация очищает человека. Любой может видеть на практике, как очищаются наши ученики, а исполнители материальных песен — нет.

2) Гинзберг говорит, что эти слова имеют физическую природу в этом откровенно физическом мире. Но это не так, потому на самом деле все духовно. Лишь в определенных обстоятельствах, а именно, когда Кришна забыт, Его внутренняя или духовная энергия становится материальной. Поэтому когда мы слышим имя Кришны, которое неотлично от Кришны, мы должны вспомнить Кришну, и таким образом все очищается.

3) Может быть, Теннисон и ощущал что-то такое, повторяя «Теннисон», но другие, как они? Есть ли у м-ра Гинзберга желание повторять «Теннисон, Теннисон»? А повторением «Кришна, Кришна» наслаждается каждый. Это означает, что в Его имени есть нечто особенное. Он является центром всего и всех.

4) В Седьмой главе Бхагавад-гиты Кришна объясняет, что к нему приходят четыре категории людей. Миллионы людей попадают в беду, жаждут денег, любопытствуют или ищут знания, но лишь очень немногие приходят к Кришне, и все они — великие души, махатмы — просто потому, что они пришли туда, куда нужно, к Кришне. Это не случайность, а результат их прошлых благочестивых дел. Никто не может приблизиться к Кришне, не очистившись, таков метод. Но независимо от первоначального мотива, если человек действительно приходит к Кришне, это махатма. Шримад-Бхагаватам подтверждает, что даже если человек строго следует всем правилам и предписаниям, но не приходит к Кришне, все его усилия бесполезны, и наоборот, если человек обращается к Кришне, то пусть он даже и не соблюдает абсолютно все правила, он совершенен. В Бхагавад-гите (7.19) также сказано, что мудрец после многих рождений приходит к пониманию, что Кришна есть все. То есть, все вращается вокруг Кришны. Поэтому мы можем начать петь и повторять святые имена, имея какой-то личный мотив, но это еще не конечная стадия. Конечная стадия — это любовь к Кришне, а как можно ее развить, если не повторяя имя Кришны и не думая о Нем?

5) Некоторые философы и священники, или те, кому знакома любовь, могут расширить свое сознание от этого предела до того предела, но Кришна беспределен, и поэтому может расширять сознание бесконечно. Вот в чем отличие. В материальном мире существует великое разнообразие того и этого, одна вещь может быть больше другой, но Кришна не имеет предела, и если мы желаем ананды, то есть, бесконечного блаженства, мы должны прийти к Кришне.

6) «Харе Кришна» нельзя сравнивать ни с каким воплем сексуальности, потому что вопль сексуальности — это призыв к некоему партнеру прийти и удовлетворить желания зовущего. Это означает, что в виду имеются чувственные удовольствия. Остальное, я думаю, ты отлично допишешь сам. (ПШП Хаягриве, 26 сентября 1970)

71-01 Твоя идея распространения фильма тоже хороша, так что можешь делать это в сотрудничестве с Джи-Би-Си. Я очень беспокоюсь, чтобы наряду со всей этой внешней деятельностью у тебя оставалась возможность придерживаться строгого расписания храмовой программы. Такие виды деятельности, как посещение мангала-арати, повторение кругов, изучение литературы на лекциях, нужны для того, чтобы ты мог эффективно проповедовать во внешнем мире. Стандарт чистоты должен соблюдаться неукоснительно, иначе мы потеряем духовную силу и неизбежно падем. Каждый из вас должен быть твердо убежден в том, что харе-кришна-мантра защитит вас при любых обстоятельствах. Что бы ни происходило, повторяйте ее подобающим образом без оскорблений, и тогда ваш прогресс будет стремительным, и вы постепенно увидите все ясно и отчетливо и сможете без колебаний действовать ради удовольствия Господа. Когда человек занят естественным образом в служении Кришне и тщательно старается избегать любой мирской деятельности, тогда он на самом деле испытывает блаженство сознания Кришны. (ПШП Дамодаре, 10 января 1971)

71-03 Что касается соседского «гуру», равно как и по поводу остальных так называемых садху на Фиджи, то какое нам до них дело? Просто продолжайте решительно проповедовать. Искренних людей привлечет чистота вашего послания. И если такой человек настаивает на том, что надо сначала произносить «Харе Рама», то что в этом дурного? (ПШП Упендре, 21 марта 1971)

71-12 Ты говоришь о привидениях. Из собственного опыта я знаю, что наилучший способ избавиться от них — это очень громко повторять «Харе Кришна» и устраивать громкие киртаны, пока они не уберутся. В Англии, в доме м-ра Леннона, где я был в 1969 году, обитало привидение. Но как только преданные начали очень громко петь, оно тут же исчезло. (ПШП Дамодаре, 3 декабря 1971)

72-04 Каждый, кто повторяет «Харе Кришна», получает благо. Санатана Госвами говорит, что не стоит слушать авайшнава, то есть, того, кто не является вайшнавом. Но люди, которые просто подражают, слушают вайшнава. Они не являются авайшнавами, поскольку харе-кришна-мантру в западном мире проповедуем только мы, следовательно, все, что они слышат, они слышат от вайшнава. (ПШП Реватинандане, 2 апреля 1972)

72-04 Маха-мантра была получена Нарадой от Брахмы. Другие мантры, созданные обычными людьми, не подтверждаются шастрами, поэтому их эффект пропорционален их авторитетности. Высшее же благо происходит от повторения маха-мантры или харе-кришна-мантры, поскольку она произнесена авторитетными лицами. Ты все это знаешь, ты становишься сильнее, повторяя эту мантру, поэтому делай это и впредь. Сравни, каким ты был раньше и каким стал сейчас, а теперь скажи, какая другая мантра произвела подобный эффект? Ты знаешь ответ, теперь постарайся осознать это сам и убедить других, в этом и состоит сознание Кришны. (ПШП Мадхавананде, 25 апреля 1972)

72-06 Сейчас, пожалуйста, продолжай строго соблюдать регулирующие принципы и четыре основных запрета, а именно: не есть мяса, рыбы, яиц, не принимать никаких одурманивающих веществ, включая кофе, чай и табак, не вступать в незаконные половые отношения, не играть в азартные игры, а также всегда, без пропусков повторять шестнадцать кругов святых имен ежедневно, и будь счастлива. Если ты со всей решимостью будешь придерживаться этих принципов, то по милости Кришны освободишься от всех привязанностей к майе. Например, если светит солнце, ни о какой тьме не может быть и речи. Подобно этому, когда харе-кришна-мантра вибрирует у тебя на языке, а ты внимательно слушаешь, тогда твое сознание становится ясным, превращается в сознание Кришны, и тогда речи уже нет ни о майе, ни о неясности сознания. Как если встречаются свет и тьма, тьма не может устоять перед светом, так и майя не может устоять перед присутствием Кришны. Поэтому никогда не забывай повторять «Харе Кришна», и это спасет тебя в любых обстоятельствах, не сомневайся в этом. (ПШП Харипуджа-даси, 25 июня 1972)

73-07 Ты спрашиваешь, как избавиться от зависти. Господь Чайтанья сказал, что достаточно пения и повторения «Харе Кришна», чтобы очистить сердце от всей грязи, накопившейся в нем. Это не значит, что мы должны прилагать отдельные усилия для того, чтобы избавиться от зависти или каждого отдельного вида недостатков или нечистоты. В эту эпоху пение и повторение «Харе Кришна» рекомендуется как единственный способ установить отношения с Кришной. Повторение без оскорблений, когда мы общаемся с Кришной через Его святое имя, вычищает все неблагоприятное из сердца. Так что, куда бы ты ни попала, постоянно повторяй «Харе Кришна», и это само по себе приведет тебя к совершенству. (ПШП Чинтамани-даси, 17 июля 1973)

74-10 По поводу лондонского происшествия — что поделаешь? Это американская и европейская дипломатическая норма. Хотя они и продвигаются в духовном отношении, они все равно будут поступать подобным образом, по привычке. Дело можно поправить переносом внимания на пение и соблюдение регулирующих принципов. Мы должны решать эту проблему очень осторожно. (ПШП Хамсадута-дасу, 19 октября 1974)

75-11 Есть две вещи: есть Кришна и есть половая жизнь. И если ты хочешь Кришну, нужно подняться над незаконным сексом. Это требует определенной силы. Поэтому ты должен доказать им, что следование этим правилам и ограничениям, особенно, с помощью повторения «Харе Кришна», сделает их сильными. К несчастью, у нас нет вкуса к такому повторению. Это наша беда. (ПШП Говардхан-дасу, 18 ноября 1975)

76-12 «Относительно нараяна-кавача-мантры — харе-кришна-мантра есть все. Но, я думаю, что ты слишком много раб

Наши рекомендации