В чем Вы видите смысл системного подхода Б.Ф. Ломова?

Рекомендуемая литература

134. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. – Т.1. М.: Педагогика, 1980.
135. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
136. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.
137. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). – Берлин, 1922.
138. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Петроград, 1921, а также «Основы общей рефлексологии» 1923.
139. Бехтерев В.М. Основы общей рефлексологии. - Петроград, 1923.
140. Вейник А.И. Термодинамика. – Минск: Вышэйшая школа, 1968.
141. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
142. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: Сов. радио, 1976.
143. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
144. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002.
145. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
146. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966.
147. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
148. Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. - М.: Изд. МГУ, 1986.
149. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.
150. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.
151. Сетров М.Н. Основы функциональной теории организации. - Л.: Наука, 1982.
152. Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982.
153. Хакен Г. Синэргетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.
154. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
155. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998.
156. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Тематический план

По курсу

«История психологии»

Тема 1. Основные этапы развития психологии.

Предмет и особенности курса “История психологии”. Первые

Системы психологических понятий. Кризисные и стабильные периоды в развитии психологической мысли. Периодизация этапов развития психологии. Принципы построения научного знания и основные теоретические подходы в изучении истории психологии.

Тема 2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.

Элементы психологических воззрений в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Междуречье, Китай, Индия). Психологические задачи, решавшиеся в древнем мире. Философские школы Индии и Китая середины I тысячелетия до н.э. Представления о психике в целом, об умственной деятельности, о восприятии, памяти, речи. Мистические и естественно-научные взгляды древних. Общие закономерности развития психологических идей на Западе и Востоке.

Тема 3. Общий очерк развития античной психологической мысли.

Социально-политические процессы в древней Греции, вызвавшие быстрое накопление знаний, переход от теологической к философской стадии развития науки. Зарождение философских школ в древней Греции; поворот к новым представлениям о психической жизни. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит. Пифагор и его школа. Философы 5 в. до н.э.: Демокрит, Гиппократ, Анаксагор. Ксенофан и Элейская школа (Парменид, Зенон). Эмпедокл.

Тема 4. Психологическая мысль в период расцвета древнегреческой цивилизации.

От космоса к человеку и обществу: софисты (Протагор, Горгий). Сократ и его диалектический метод. Жизнь и творчество Платона; Академия. Учение Платона о душе. Картина бытия по Платону; противоставление мыслимого чувственному. Киники (Антисфен, Диоген), киренаики (Аристипп).

Тема 5. Учение Аристотеля о душе - вершина развития античной психологии.

Жизненный путь Аристотеля. Психологическая система Аристотеля. Душа как энтелехия живого тела. Виды души. Учение Аристотеля о познании, чувствах и воле. Ученики Аристотеля -перипатетики (Теофраст “Характеры).

Тема 6. Философско-психологическая мысль античности после Аристотеля

Нравственно-этические учения Эпикура и эпикурейцев (Лукреций Кар), стоиков (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий), скептиков (Пиррон), герметиков, гностиков (Плотин). Достижения александрийских врачей (Герофил, Эразистрат). Гален и его представления о “распознавании. Общий итог развития психологических знаний в античную эпоху.



Наши рекомендации