В чем Вы видите смысл системного подхода Б.Ф. Ломова?
Рекомендуемая литература
134. | Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. – Т.1. М.: Педагогика, 1980. |
135. | Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. |
136. | Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973. |
137. | Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). – Берлин, 1922. |
138. | Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Петроград, 1921, а также «Основы общей рефлексологии» 1923. |
139. | Бехтерев В.М. Основы общей рефлексологии. - Петроград, 1923. |
140. | Вейник А.И. Термодинамика. – Минск: Вышэйшая школа, 1968. |
141. | Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984. |
142. | Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: Сов. радио, 1976. |
143. | Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997. |
144. | Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002. |
145. | Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. |
146. | Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966. |
147. | Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. |
148. | Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. - М.: Изд. МГУ, 1986. |
149. | Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987. |
150. | Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986. |
151. | Сетров М.Н. Основы функциональной теории организации. - Л.: Наука, 1982. |
152. | Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982. |
153. | Хакен Г. Синэргетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. |
154. | Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998. |
155. | Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998. |
156. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
Тематический план
По курсу
«История психологии»
Тема 1. Основные этапы развития психологии.
Предмет и особенности курса “История психологии”. Первые
Системы психологических понятий. Кризисные и стабильные периоды в развитии психологической мысли. Периодизация этапов развития психологии. Принципы построения научного знания и основные теоретические подходы в изучении истории психологии.
Тема 2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.
Элементы психологических воззрений в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Междуречье, Китай, Индия). Психологические задачи, решавшиеся в древнем мире. Философские школы Индии и Китая середины I тысячелетия до н.э. Представления о психике в целом, об умственной деятельности, о восприятии, памяти, речи. Мистические и естественно-научные взгляды древних. Общие закономерности развития психологических идей на Западе и Востоке.
Тема 3. Общий очерк развития античной психологической мысли.
Социально-политические процессы в древней Греции, вызвавшие быстрое накопление знаний, переход от теологической к философской стадии развития науки. Зарождение философских школ в древней Греции; поворот к новым представлениям о психической жизни. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит. Пифагор и его школа. Философы 5 в. до н.э.: Демокрит, Гиппократ, Анаксагор. Ксенофан и Элейская школа (Парменид, Зенон). Эмпедокл.
Тема 4. Психологическая мысль в период расцвета древнегреческой цивилизации.
От космоса к человеку и обществу: софисты (Протагор, Горгий). Сократ и его диалектический метод. Жизнь и творчество Платона; Академия. Учение Платона о душе. Картина бытия по Платону; противоставление мыслимого чувственному. Киники (Антисфен, Диоген), киренаики (Аристипп).
Тема 5. Учение Аристотеля о душе - вершина развития античной психологии.
Жизненный путь Аристотеля. Психологическая система Аристотеля. Душа как энтелехия живого тела. Виды души. Учение Аристотеля о познании, чувствах и воле. Ученики Аристотеля -перипатетики (Теофраст “Характеры).
Тема 6. Философско-психологическая мысль античности после Аристотеля
Нравственно-этические учения Эпикура и эпикурейцев (Лукреций Кар), стоиков (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий), скептиков (Пиррон), герметиков, гностиков (Плотин). Достижения александрийских врачей (Герофил, Эразистрат). Гален и его представления о “распознавании. Общий итог развития психологических знаний в античную эпоху.