Тем не менее, считал Б.Г. Ананьев, пока еще только формируются условия для создания единой концепции человекознания, которая в будущем сменит разъединенные в настоящее время науки о человеке.

Системно-психологические теории

Конца 20 века

Продолжение развития системного подхода в России во многом было связано с деятельностью ученика Б.Г. Ананьева, одного из основателей отечественной школы инженерной психологии, создателя Института психологии Российской Академии Наук, Б.Ф.Ломова. Возглавляемое им направление сосредоточило свои усилия на изучении целостного характера психической деятельности, требующего сочетания нескольких планов анализа, “рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система”. Главные методологические работы Б.Ф. Ломова создавались в 1970-1980-е годы, в период наибольшей популярности системной концепции Берталанфи, и, несомненно, опирались на многие положения этой концепции.

В то же время, среди европейских исследователей ближе всего к системному направлению оказался выдающийся швейцарский психолог Ж.Пиаже, получивший известность еще в первой половине двадцатого века, благодаря работам по генетической психологии. Но к обобщающим системным взглядам Б.Ф. Ломов и Ж. Пиаже пришли различными путями.

Пиаже (Piaget) Жан 1896 - 1980

Известный швейцарский психолог, создатель генетической эпистемологии и операциональной концепции интеллекта. Пиаже получил образование в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. С 1921 по 1925 годы он занимался научными исследованиями в институте Жан-Жака Руссо в Женеве. С 1926 по 1971 годы в течение 45 лет он работал профессором во многих университетах Швейцарии и Франции. В том числе: профессором психологии университета Невшателя в 1926—1929 гг.; профессором экспериментальной психологии университета Лозанны в 1937—1954 гг.; профессором экспериментальной психологии Женевского университета в 1940-1971 гг.; профессором генетической психологии Сорбонны, Париж в 1952-1963 гг.

В 1930-е годы Пиаже получил известность благодаря своим работам, посвященным развитию мышления и речи ребенка. Однако в последствии круг его интересов расширился до понимания системно-логических закономерностей развития психики. В 1950 г. выходит его главный теоретический труд «Введение в генетическую эпистемологию». В 1955 г. Пиаже основал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве, директором которого работал до последних дней. Он принадлежал к наиболее авторитетным психологам своего времени, был почетным доктором 26 университетов и лауреатом престижных многих премий.

Работая над проблемой периодизации этапов развития ребенка, Ж.Пиаже построил свою теорию как иерархию адаптаций, направленных на достижение равновесия со средой на уровне всех биологических, психологических и социальных процессов. Главным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития для него стало исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными.

Согласно концепции Пиаже, функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой взаимодействия субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, согласно Пиаже, представляет собой внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и составляющее вместе с другими действиями операциональную систему психической деятельности.

Пиаже выделил и исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции он проанализировал также целый ряд иных психических функций — восприятия, эмоций, и др. Синтез психологических и логических воззрений Пиаже нашёл выражение в предложенной им концепции генетической эпистемологии. В основе этой концепции лежит несколько принципов, в том числе: познание всегда происходит в системах, имеющих определенный уровень организации; новое знание генерируется из ранее полученного знания вследствие создания лучше организованной системы познания; любое развитие представляет собой последовательность актов развертывания и сворачивания различных операциональных структур; стремление к равновесию этих актов является важнейшим механизмом развития.

В отличие от этого, Б.Ф.Ломов больше внимания уделял методологическому анализу принципов системной организации психических явлений, во многом восходящих к системологическим принципам Л.фон Берталанфи. В ранний период своей деятельности Ломов был сторонником информационного подхода, написав с этих позиций уже упоминавшуюся работу “Человек и техника”. Однако в дальнейшем его взгляд на природу психических процессов значительно усложнился, получив характерное название системного подхода. Ядро этого подхода образуют несколько ключевых положений:

1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь, во-первых, как субъективное отражение действительности, выступающее в ряду других видов отражения (физического, биологического и социального), во-вторых, как регулятор активности субъекта и, в третьих, как структура личностных образований. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как

относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В их числе различаются когнитивная, регуляторная и коммуникативная подсистемы, которые обеспечивают различные формы взаимосвязи человека со средой. Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем становится основанием разнообразных свойств человека. Наконец, четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных организаций), а психика в целом предстает как отражательная функция мозга.

Ломов Борис Федорович

1927-1989

Выдающийся российский психолог и организатор психологической науки. Доктор психологических наук, член-корреспондент Академии Наук СССР.

Б.Ф. Ломов получил психологическое образование в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под руководством Б.Г. Ананьева. В 1963 году он опубликовал первую в стране монографию по инженерной психологии «Человек и техника». Эта книга сразу же стала настольной не только у психологов, но и у многих инженеров, врачей, конструкторов, создающих сложные человеко-машинные системы.

В 1966 году Ломов становится первым деканом только что созданного факультета психологии Ленинградского государственного университета. Благодаря его деятельности инженерная психология и такие ее отрасли как авиационная и космическая психология, занимают достойное место в отечественной науке. В 1972 Ломов создает в Москве Институт психологии Академии Наук, привлекая к его работе многих талантливых исследователей. Директором этого института он оставался до конца жизни. В 1970-1980-е годы научные интересы Б.Ф.Ломова все более концентрируются на теоретических и методологических проблемах. Он становится главным идеологом системного подхода в психологии, посвящая ему свой главный теоретический труд «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

При этом целостное описание психики предполагает сочетание всех планов анализа.

Наши рекомендации