Общая характеристика Средневековья.
Хронология Средневековья имеет во многом условный характер, впрочем, как и любая хронология, и любая периодизация. Наиболее распространенная датировка Средневековья – конец V – конец XV/начало XVI вв. н. э.
Начало Средних веков обычно связывают с падением Западной Римской империи. В 476 году военачальник варваров низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь – столицу Восточной Римской империи. 476 год является условным рубежом, поскольку к тому времени Западная Римская империя фактически уже не существовала. Ее территория была поглощена множеством больших и малых варварских королевств. Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще тысячу лет. Но и в ней блеск античной культуры с каждым столетием чувствовался все меньше и меньше. Античная цивилизация к середине первого тысячелетия погибла безвозвратно.
Основа античной цивилизации - частное крестьянское хозяйство, рабское производство, торгово-ремесленные города - исчезла. В сельском хозяйстве в последние века существования Римской империи все более доминировали крупные латифундии земельных магнатов, обрабатываемые зависимыми крестьянами. В городах же ремесло и торговля приходили в упадок, а сами города нищали и пустели.
Одной из главных причин этого обнищания был чудовищный гнет вездесущего римского государства. Чем больше разрасталась Римская империя, тем больше она требовала материальных и людских ресурсов для управления и защиты. До поры до времени эта империя «кормилась» ресурсами, извлекаемыми из покоряемых народов. Но раздувшись до предела, она уже больше не могла расширяться, а, значит, и извлекать средства для своего существования из завоеваний.
Для поддержания границ, порядка и управляемости внутри империи пришлось использовать ресурсы самой империи. Римская империя стала пожирать самое себя. Подобная гигантская социальная конструкция нуждалась в гигантском бюрократическом аппарате и в огромной армии.
Этот циклопический механизм не мог работать без сбоев. Неоднократно Римская империя сотрясалась гражданскими войнами. Войны, нашествия варваров, чудовищный фискальный гнет все подавляющего государства в итоге убили античную городскую цивилизацию, а, значит, и античную культуру.
Уже в первые века нашей эры в Римской империи начинает распространяться христианская религия. В IV веке она становится государственной и начинает все более подавлять остатки античной, языческой культуры. В 529 году император Юстиниан приказал закрыть все философские школы в Афинах. С этого момента официально существовать могла лишь христианская философия.
В течение второй половины первого тысячелетия нашей эры территория Римской империи была окончательно поглощена и освоена варварами.
Большая часть территории Восточной Римской империи (Византии) была захвачена сначала арабами, а в первой половине второго тысячелетия – турками-османами. На территориях, захваченных арабами, воцарился ислам и исламская философия. Эта философия находилась под сильнейшим очарованием античной мысли, но это очарование не меняло сущностный характер исламской философии и цивилизации.
На все более сужающейся территории Византийской империи царило христианство и христианская философия. Деспотический характер византийского общества способствовал консервации культуры. Византийская культура ориентировалась не на создание нового, а на благоговейное воспроизведение традиции.
То же можно сказать и о западной средневековой культуре. При крушении Западной Римской империи уцелел лишь один институт – западная христианская церковь. Она стала для варваров посредником в получении античного наследия. Но, к сожалению, это посредничество не могло быть эффективным. Варвары не способны были воспринять античное наследие целиком. Да и сама церковь предпочла оставить большую часть этого наследия в прошлом, поскольку оно слишком явно было связано язычеством.
Кроме того, упадок западного общества способствовал и упадку западной христианской церкви. Римский первосвященник сидел в опустевшем, полуразрушенном Риме, находясь во власти сначала варваров, а затем местных магнатов. Церковная же иерархия на местах оказалась во власти варварских королей. Какие-либо признаки образованности и цивилизации почти полностью исчезли в Западной Европе. Лишь немногие представители церкви могли читать и писать, но блестящие знания античности были ими позабыты.
Культурное возрождение, казалось бы, началось в VIII веке с возникновением империи Карла Великого. Эта империя востребовала ученость ирландских монахов, которые единственные в Западном мире на тот момент сохранили хоть что-то от античной мудрости. Но империя очень скоро распалась, и Европа вновь погрузилась во мрак невежества.
В X веке Западная Европа представляет печальную картину. Она вся покрыта лесами. Кое-где среди лесов виднеются деревни и небольшие городки, возникшие вокруг властных или религиозных центров. Торговля и какие-либо коммуникации между поселениями и между областями сведены к минимуму – очень трудно перемещаться сквозь лес, пересекая многочисленные владения различных сеньоров и подвергаясь нападениям либо этих сеньоров, либо разбойников. Дороги почти отсутствуют, гостиниц нет. Монастыри и бедные деревни с трудом могут прокормить редких путешественников. На дорогах неспокойно. Набеги норманнов, многочисленные феодальные войны, разбой местных сеньоров не способствуют путешествиям. Европа замыкается в стены замков и жалких лачуг. Все представители общества сверху донизу не образованны и дики. Потребность в грамотных людях минимальна и полностью удовлетворяется представителями церкви. В итоге церковь оказывается хозяйкой умов, а религия – единственной формой мировоззрения.
В этом отношении, европейцы того времени являют весьма удручающее и, вместе с тем, забавное зрелище. По сути, они - варвары, невежественные, дикие и суеверные. Они бедны и агрессивны. Их быт жалок и примитивен. Сами они грязны и покрыты паразитами, поскольку им в голову не приходит, что следует мыться. Но они уверены, что обладают сокровенной Истиной, сообщенной им Богом, и готовы неистово нести эту Истину не только дикарям, обитающим в лесах на Севере и Востоке Европы, но и достаточно цивилизованным людям Востока.
Ситуация постепенно начинает меняться, начиная с тысячного года. Историки часто говорят о «Средневековом Возрождении 1000 г.». Западный мир постепенно упорядочивается и начинает накапливать цивилизационные навыки. Нашествия норманнов прекращаются, а восточно-европейские страны служат барьером для постоянно накатывающихся на Европу волн восточных кочевников. Эта относительная геополитическая безопасность способствует постепенному развитию сельского хозяйства и, самое главное, торгово-ремесленных городов. Эта же безопасность способствует отсутствию гигантского деспотического централизованного государства. Относительная политическая децентрализация Европы позволяет ее экономике и культуре развиваться свободно.
Крепнущие и богатеющие города, совершенствующееся сельское хозяйство поставляют средства для существования все большего количества образованных людей. И эти люди оказываются востребованы теми же городами и формирующимися национальными государствами. Постепенно в городах возникают университеты, а монастыри становятся центрами образования и учености.
Конечно, это неуклонное развитие время от времени прерывается и приостанавливается масштабными войнами (например, Столетняя война) и масштабными эпидемиями (например, Черная смерть, свирепствовавшая в XIV – XV вв.). Но оно возобновляется вновь и вновь. Это развитие становится основой для расцвета средневековой философии. В XII – XIV вв. христианская западная философия достигает совершенства и глубины.
В конце XV - начале XVI века экономический подъем Европы выливается в формирование нового типа экономики и общества – капитализма. Капитализм – это социальная форма индустриального общества. Именно в рамках капиталистических отношений и на их базе возникает индустриальное производство, научно-технический прогресс, современное гражданское общество, демократия, современные искусство и наука и т.д. В результате всех этих процессов общество становится все более светским, мирским. Религия не исчезает, но превращается в одну из многих сфер духовной жизни. Значимость религии и религиозной мысли умаляется. Новая эпоха порождает новое мировоззрение.
Таким образом, мы видим, что доминирующей культурной формой в Средние века является религия. Это, прежде всего, христианство и ислам. Соответственно и философия в Средние века всецело подчинена религии. В Средневековой Европе существовала даже формула, определяющая это подчинение: философия – служанка богословия. Именно поэтому история средневековой философии есть история философии религиозной.
В этой главе я сосредоточу свое внимание на истории средневековой христианской философии. История средневековой мусульманской философской мысли достойна отдельной книги, ибо ее успехи велики - велики настолько, что она даже часто оказывалась источником для заимствования идей христианами. То же можно сказать и об иудейской философии того времени.
В рамках исследования средневековой христианской философии я собираюсь придерживаться следующего плана. Сначала мы рассмотрим историю возникновения христианства и суть его религиозной доктрины. Затем обратимся к периоду, именуемому патристикой – времени отцов церкви. В заключение же мы рассмотрим схоластическую философию Запада.
Я буду излагать сущность и историю христианства с позиции науки. Это предупреждение принципиально, поскольку оно указывает на характер последующего текста. Моя книга является светской книгой и, я надеюсь, научной книгой. Наука же, как известно, чужда каких-либо политических, религиозных, национальных и других предпочтений. Ее интересует истина. Истина, удостоверяемая эмпирически и рационально. В силу этого, взгляд науки на историю христианства отличен от взгляда христианской церкви.
Для церкви история христианства есть история открытия человечеству Истины Богом и дальнейшего распространения этой Истины среди народов. Для науки же история христианства есть естественноисторический процесс формирования одной из мировых религий. В этом отношении наука не видит здесь какой-либо разницы между христианством и другими духовными течениями. Наука изучает историю христианства точно так же, как она изучает историю коммунизма, фашизма, либерализма или феминизма.
Моя задача - адекватно изложить сущность христианства. Затем я должен проинтерпретировать этот материал с позиции науки. И моя воля – прокомментировать его с философской и личной точек зрения.
Позиция науки в данном случае мне представляется тем более предпочтительной, поскольку она избавляет меня от необходимости встревать в яростные споры различных конфессий (исповеданий), которые раздирают христианство с самого момента его возникновения. Христиане уже давно отчасти смирились с заблуждениями науки. Поэтому сегодня им легче простить ученому то, что они никогда не смогут простить своим конкурентам на поле религии. Ученый – это заблуждающийся. Христианин же иной конфессии – еретик.
Если бы я излагал историю христианства с позиции православия, то были бы крайне раздражены католики, протестанты и многие другие. Если же - с позиции католицизма, то раздражены были бы уже православные, протестанты и другие. И так далее. В итоге, мой текст превратился бы в проповедь взглядов той или иной конфессии.
Спор между конфессиями никогда не будет разрешен, если, конечно, не задействовать политические средства, например, репрессии. Но в случае с наукой дело обстоит куда лучше. Здесь мы можем прибегнуть к рациональным доказательствам и, наконец, обнаружить истину. Именно поэтому я держусь позиции науки, а не религии.
Если же кого-либо из верующих моя научная позиция не устраивает, то воспримите этот текст как способ еще раз проверить и укрепить стойкость вашей веры. Она малого стоит, если ее могут смутить суждения какого-то там философа-атеиста! И не стоит пугаться моих суждений: если вы пугаетесь «хомяка» и кричите «волк», то что же будет с вами, когда вы встретите настоящего волка.
Первые две главы, посвященные истории возникновения и эволюции христианства, оформлены несколько необычным образом. Признаюсь, что при конечной правке текста книги эти главы показались мне неудовлетворительными. Хороший автор господствует над материалом и оформляет его надлежащим образом. Я надеюсь, что предыдущие главы продемонстрировали читателю, что я – хороший автор.
Но в случае с двумя первыми главами о христианстве меня постигла неудача. Материал одолел меня! Одна из причин этого – в юности я увлекался христианством, много читал и думал на эту тему. И сегодня эта тема вызывает мой живейший интерес. Мне не удалось упорядочить все, что мне хотелось бы сказать на этот счет в рамках двух относительно небольших глав. Мои многочисленные комментарии явно собьют и отвлекут читателя от основной линии изложения. Осознавая это, я в последний момент перед публикацией книги постарался спасти эти главы и сделать их более удобными для чтения человеком, не склонным погружаться в детали и частности. Для этого я отнес наиболее эмоциональные или детальные фрагменты текста, напечатанные мелким шрифтом в конец главы, пронумеровав их как комментарии № 1, № 2, № 3 и т. д. При желании читатель может ознакомиться с ними либо во время чтения главы, либо после.