Общая характеристика Средневековья

Введение

Период Средневековья - это неотъемлемая часть западноевропейской цивилизации: события, открытия и процессы этого периода определяют характер экономического, политического и духовного развития стран Западной Европы. Несмотря на то, что средневековье ассоциируется с невежеством, болезнями, опустошительными войнами, многочисленными процессами над еретиками, смутьянами и ведьмами, с инквизицией, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, способствующее формированию буржуазных отношений, протестантство. В это же время складывается городская культура, возникают парламенты и практически реализуется принцип разделения властей, закладывается фундамент науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. Именно период Средневековья связывается в сознании людей с непревзойдёнными созданиями архитектуры и культуры в целом, с Болонским процессом, монашеством, феноменом рыцарства, кодексом чести и культом прекрасной дамы.

В этой работе я выделю основные черты экономики, политики, социальной ситуации и культуры Средних веков, а также опишу развитие социальных учений в этот период, в особенности акцентируя внимание на таких ярких мыслителях Средневековья как Фоме Аквинской и Августине Блаженном.

Общая характеристика Средневековья

Состояние экономики

Средневековое общество было аграрным, основа - сельское хозяйство, в котором было занято большинство населения. Был развит ручной труд, и, следовательно, темпы развития медленные. В сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, но урожайность была низкой. Держали в основном мелкий скот (козы, овцы, свиньи). Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства (полеводство, скотоводство, различные ремесла). Хозяйство было натуральным и товарно-денежные отношения были слабо развиты. Внутренний рынок очень ограничен, а внешняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои. Промышленость в период Средних веков существовала в виде ремесла и мануфактуры. Подавляющая часть населения Западной Европы жила вне города, и роль городов была незначительной, хотя с течением времени их влияние усиливается.

Система вассалитета

Иерархическая структура, система вассалитета – это важнейшая характеристики западноевропейского общества Средних веков. Король - номинальный глава государства, но не всемогущий деспот, а «первый среди равных». Также король мог быть вассалом другого короля или папы римского. Вторую ступень занимали крупные феодалы (непосредственные вассалы короля), которые обладали различными видами иммунитета (налоговый, судебный, административный). Подчинение этого уровня королю было скорее формальным, нежели реальным. На третьей ступени феодальной лестницы находились бароны (вассалы герцогов, графов, епископов), пользующиеся фактическим иммунитетом в своих поместьях. Ниже располагались рыцари, у которых в подчинение могли быть более мелкие рыцари или крестьяне (но крестьяне стояли за пределами феодальной лестницы).

Становление феодальных отношений

Ранее Средневековье характеризуется становлением средневекового общества - значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации. Шло становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями.

Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну и являлся их собственностью. Это путь формирования вотчинно - аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь - практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Участки земли (бенефиции) все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Вся система этих общественно-экономических отношений - феодализм. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества

Два основных класса феодального общества:

- феодалы, духовные и светские - собственники земли;

- крестьяне - держатели земли;

Две группы в среде крестьян, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу:

- лично-свободные (могли уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний, они могли свободно переселялись в города или на новые места, платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина);

- лично-зависимые крестьяне (подвергались произвольному обложению, несли ряд специфических налогов, не пользовались свободой передвижения). К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина: феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: "Нет человека без господина".

Этнические процессы и феодальная раздробленность

В период Средних веков идет расселение германских племен по территории Западной Европы: экономическая, религиозная, культурная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться на этнической общности западноевропейских народов. В результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя - Франкское государство, но после смерти предводителя империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Усиление власти могущественных феодалов и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, постепенно распространившееся во всех европейских странах, становясь государственной религией. Оно определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Начинается формирование идеи и практики гражданского общества в европейской культуре и формирование иных более значимых, нежели политические идеалов. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утверждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.
Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. Так существовала одна религия для всех народов, христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Культура, нравы и обычаи

Существенные черты средневековой культуры – это постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью - все выставлялось напоказ, например, по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Также одна из особенностей - великое множество ограничений и условностей, так каждый цвет в одежде и сочетания цветов имели свое назначение. Символизм - важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Средневековое общество характеризовалось жестокостью, практиковались казни, а в отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускались.

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность, сочетающиеся с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех - и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
Средневековье - время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Они, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.
Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой, что выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Твердая воля и желание изменить мир к лучшему отсутствовали в обществве.

Культура Средневековья отвергала политеизм, преклонение перед космосом, моральное разложение общества, презрение к труду, частную собственность и омерзительны гладиаторские бои, так характерные античной культуре.

Основные тезисы, характерные для культуры средних веков:

1) Теоцентризм (понимание мира, в котором источник и причина всего сущего - Бог; все люди рождаются в результате порочного зачатия)

2) Креационизм (Бог из ничего сотворил живую плоть, пребывающую в постоянном изменении).

3) Провиденциализм - от лат. «Провидение»- система взглядом, в соответствии с которой всеми историческими событиями (большими и малыми), в том числе жизнью людей, управляет провиденция (Божественная воля).

4) Трактовка священных писаний.

Августин Блаженный (354-430гг.)

Аврелий Августин Блаженный - один из величайших мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. А. Блаженный является отцом философии, в то время как Геродот - отец истории.

Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. С самого детства интересовался науками, изучал риторику в Карфагене, после преподавал красноречие в Риме и в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. На следующий год возвратился в свой родной город и встал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы, руководя всей африканской церковью.

В своей подвижнической деятельности Августин Аврелий отстаивал чистоту учения в борьбе с различными ересями, обосновывал единство божественного начала, всемогущество благодати и учение о предопределении.

Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в трудных условиях. С одной стороны, в условиях возрастающего авторитета христианства, а с другой,- ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому варварами.

Он автор большого числа богословских сочинений, в главном из которых "О граде Божием", написанном во время хаоса и разрыва политический связей, ранее скреплявших Римскую империю, развивается идея церкви как священного института, связующего небо и землю; с этого труда началась христианская философия истории.

В «Граде Божием» Августин поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей – светской и церковной, доказывает главенствующую роль божественной (церковной) власти и определяет необходимость поставить государство под контроль христианской церкви.

По учению Августина Блаженного, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и всевозможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Земной град составляют люди, желающие жить и живущие ради удовольствия, ради чувственного. А небесный град - люди живущие по духу, ограничивающие себя. Наиболее яркое проявление земного града – это государство как сосредоточение града. Мыслитель полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь.

Фома Аквинский (1225-1274)

Фома Аквинский был самым ярким представителем схоластической философии периода ее расцвета. Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств. В возрасте 19 лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем самым свою семью, и поэтому свыше года содержался дома. В конце концов ему было разрешено продолжать обучение и в 1252 г. он поехал в Парижский университет, читал лекции и получал звание профессора, которого добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в, не оправившись от сердечного приступа.

Фома Аквинский оставил после себя большое литературное наследие, самыми важными из которого являются два объемистых тома, подводящие итог его творческой деятельности: "Сумма против язычников" (известная также под другим названием - "Сумма философии") и "Сумма теологии". В последнем, используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Философ пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. А также что, если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.

В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех возможных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические.

Отталкиваясь от идеи законов, мыслитель делит законы на несколько:

1) вечный, познание которого недоступно и невозможно;

2) естественный закон, диктуемый человеческим разумом. Это совокупная предрасположенность, действия согласно разуму, например, стремление к соединению мужчины и женщины, воспитание детей, склонность к благу, познание истины от Бога;

3) человеческий закон;

4)божественный закон;

5) закон, диктуемый не разумом, а чувствами (это закон греховного побуждения);
Изложение Фомой философско-теологического материала отличалось исключительной логичностью и являлось образцом для дальнейшего освоения.

Заключение

Средние века - это целый этап культуры Западной Европы, который сыграл огромную роль в развитии всего человеческого общества. Религиозная целостность европейских стран, складывание основ парламентаризма, принцип разделения властей, рывок в развитии архитектуры и культуры в целом- это одни из целого ряда достижений людей Средневековья.

Имена же таких великих философов как Фома Аквинский и Августин Блаженный навсегда останутся кирпичиками в стене мировой культуры.

Библиография

1. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. Всемирная история. Средневековье. Становление европейской цивилизации. Общая характеристика западноевропейского средневековья (5-17вв.). Библиотека Гумер.

2. www.chronos.msu.ru

3. libsib.ru

4. www.gumer.info

Наши рекомендации