Философия Средневековья. Общая характеристика

“Философия – служанка богословия”

Ф. Аквинский.

Философия Средних веков (V – XV вв.) представляет собой своеобразный синтез античных философских идей и теологии (тео–Бог), в котором объединяющим принципом является идея единого Бога.

Особенности средневековой философии:

– неразрывная связь со Священным Писанием, рассматриваемом как отправной пункт философии, ее рамки и образец;

– философия должна была выявлять связь между явлениями культуры и “божественной реальностью”;

– философское творчество состояло в философском толковании Священного Писания;

– средневековая философия основана на традиции, преемственности, ей не свойственны нигилизм, скептицизм;

– средневековая философия предполагает идею божественного предопределения, начала и конца мира;

– она включает теодицею (богооправдание), т.е. не Бог ответственен за мировое зло;

– несмотря на то, что в средневековой философии различается божественное и человеческое, небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное, она не дуалистична (ду – два), а монистична (моно – один), предполагая одно начало, а не два.

Вывод: Главной особенностью средневековой философии является теоцентризм,

что предопределило подчиненное положение философии по отношению к

теологии.

1а. Философское значение патристики(от лат. “патрис” – отец) – II – VI вв.

Патристика – учение “отцов церкви”, заложивших основы Священного Предания, которое наряду со Священным Писанием (Библией) составляет основу христианской средневековой философии.

Патристика включала два этапа: а/ апостольский период (до сер. II в.), связанный с деятельностью ближайших последователей Христа – апостолов (от греч. – посол), посланных проповедовать его учение; б/ апологетический (II-IV вв.), связанный с деятельностью первых христианских мыслителей – защитников христианского учения от античных философов и римского государства, которое преследовало первых христиан; в/ зрелая патристика (IV-VI вв.) – синтез христианских положений и античных философских идей, разработка целостных философских учений.

Вывод: Патристика (Тертуллиан, Ориген, Аврелий Августин и др.) защитила и

теоретически обосновала христианство, оформила стандарты

христианской мысли.

1б. Общая характеристика западноевропейской схоластики(XI-XIV вв.) (от лат. схола – школа).

Три периода в развитии схоластики: ранняя (XI-XII вв.), зрелая (XIII в.), поздняя (XIV-XV вв.). Важнейшие проблемы схоластической философии:

– рациональное доказательство бытия Бога;

– проблема соотношения веры и разума (Ансельм Кентерберийский (XI в.): “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь”);

– свобода воли и теодицея;

– соотношение воли и разума в человеке;

– креационизм как проблема обоснования божественного творения мира;

– провиденциализм как проблема божественного провидения, т.е. предопределенности всего происходящего;

– борьба с пантеизмом (пан – все), согласно которому Бог “растворен” в мире и оба они вечны;

– проблема универсалий как проблема соотношения общего (универсалий) и единичного (реализм и номинализм).

В рамках решения этих и других проблем было создано несколько перспективных теорий:

1. Теория двойственной истины, согласно которой истины Откровения и истины разума не противоречат друг другу;

2. Теория воображаемых допущений – философское предположение может противоречить общепризнанным положениям, поскольку для Бога нет ничего невозможного;

3. Структура схоластической философии оказалась благоприятной для развития логики, поскольку первая разрабатывалась преимущественно в форме комментариев и обоснований.

Вывод: Схоластическая философия (Ансельм Кентерберийский, Росцелин,

Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др.) была важной

формой развития человеческой культуры, поставила ряд значимых

философских проблем. Полемика номинализма и реализма сыграла

важнейшую роль в дальнейшем развитии науки: реалисты нацеливали

человеческий ум на поиск скрытых сущностей, а номиналисты – на

анализ опытных фактов – и то, и другое есть важнейшими

составляющими науки.

2. Философия Эпохи Возрождения (по фр. Ренессанс) – XIV-XVI вв.

“Эпоха требовала своих титанов и получила их”

Ф.Энгельс о Дж. Бруно

Эта эпоха (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, Монтень, Лютер, Бруно, Макиавелли, Мор и др.) осознает себя как возрождение античной культуры (и, в первую очередь, отношения к человеку как “к планете среди иных планет”), но в действительности ренессансная культура существенно отличается от античной: продолжая средневековую традицию, обновляет систему ценностей идеалами античности, детерминируя новое мироощущение и новые духовные процессы.

Основными чертами философии Возрождения являются антропоцентризм и гуманизм.

Антропоцентризм Возрождения проявляется в следующем:

– философы представляли человека не просто как телесное, природное существо, но в качестве творца самого себя;

– человек как творец самого себя может спастись сам – он поставлен в центр мира над всей природой – ослаблен мотив греховности и необходимости божественной благодати;

– философия представляет инженера и художника не просто как искусника, а как подражателя божественному творчеству; формируется культ человека – творца, который из области искусства распространяется на другие сферы;

– многие понятия науки, каноны живописи и другие переосмысливаются, исходя из антропоцентризма (например, Л. Да Винчи (1452 – 1519) утверждает, что человеческий глаз – творец точных наук, создатель искусств и преобразователь природы);

– превыше всего ставится своеобразие и уникальность индивидуума – оригинальность, непохожесть объявляются признаками великой личности.

Сущность гуманизма в контексте ее видения мыслителями Возрождения: в творчестве, познании, служении людям и обществу, причем за счет индивидуального совершенствования и приобщения к культуре. Мировоззренческой основой гуманизма выступает идея центрального положения человека в мире, культ человека – творца.

Выводы:

1. Диалектические идеи (и главная – о совпадении противоположностей) Николая Кузанского (1401 – 1464) сыграли революционизирующую роль в науке;

2. Натурфилософия Возрождения (Парацельс (1493 – 1541), Телезио (1509 – 1588), Джордано Бруно (1548 – 1600) и др.), основываясь на пантеизме и органицизме (природа понимается по аналогии с человеческим организмом или обществом и рассматривается как живая и одушевленная), преодолевает аристотелевско-схоластическое учение о природе, прокладывая путь материалистическому пониманию природы;

3. Лидеры церковной реформации (Мартин Лютер (1483 – 1546), Кальвин (1509 – 1564), Мюнцер (1490 – 1525) и др.), четко различив веру и знание, способствовали процессу ликвидации монополии католической церкви в земных делах и, прежде всего, - в идеологии, мировоззрении, философии, инициировали становление новой этики, идеи свободы личности;

4. Мыслители эпохи Возрождения (Никколо Макиавелли (1469 – 1527), Томас Мор (1476 – 1535), Томаззо Кампанелла (1568 – 1639) и др.), исходя из гуманистических идеалов, представили образцы критики реального общества, заложили основы теоретического поиска социально-политических идеалов.

3. Новое время в Европе: развитие культуры и философии (XVII-XVIII вв.)

“Знание - сила”

Ф. Бэкон

Европейскую философию Нового времени XVII-XVIII вв. называют классической – были созданы оригинальные философские учения, отразившие существенные изменения в культуре: появляются новые интересы в политике (активно развиваются капиталистические отношения, особенно в протестантских странах; меняется социальная структура общества), в экономике (на смену ремесленному труду приходит мануфактура, способствовавшая внедрению машинного производства и становлению классического этапа инженерной деятельности), развивается опытно-экспериментальное изучение природы и математическое выражение его результатов, что значительно влияет на философию – меняется мировоззрение: культура в целом приобретает светский характер, однако полной независимости от религии нет даже в науке.

Особенности философии Нового времени:

– критическое отношение к средневековому духовному наследию, в частности, к схоластике;

– философия выступает за практическую значимость философских и научных идей;

– философия ориентируется на науку как действенное знание о природе;

– на первый план выдвигается гносеология (“гносис” – знание) – теория получения знания и методология – теория метода;

– продолжается разработка онтологической (“онтос” – бытие) проблематики;

– активно разрабатывается социальная философия и философия истории на основах гуманизма, свободы, разума.

Вывод: Классическая философия Нового времени, отражая изменения в

культуре, предложила новые проблемы и новые решения, отличалась

рационалистической аргументацией, стремлением к научному статусу.

Наши рекомендации