Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

Структурирование научного знания. Структурировать науку можно по разным основаниям, например, выделить дисциплинарную организацию науки. Но наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня организации научного познания.

Специфика эмпирического уровня – в том, что он направлен конкретно на объект.

Структура эмпирического уровня:

· данные наблюдений;

· научные факты – инварианты множества наблюдений;

· эмпирические закономерности – связь между собой научных фактов (сами по себе ничего не объясняют).

Методы эмпирического уровня:

· Наблюдение – есть постановка цели, план наблюдения, носит систематизированный характер. Предполагает максимальную приближенность к естественной сути процесса. Но есть проблема воспроизводимости. Проводятся в естественных условиях и не всегда позволяют выявить основные закономерности и могут быть опасными для наблюдателя.

· Эксперимент – исследование в искусственно созданных условиях. Вхождение в науку эксперимента связано с именами Галилея и Бэкона.

Свойства эксперимента:

- воспроизводим;

- момент абстрагирования – можно выделить только нужные явления;

- использование экстремальных условий, которых нет в природе.

· Описание – фиксация результатов в языке.

Тенденции развития эмпирического уровня.

В ходе развития научного познания, несмотря на огромные заслуги в этом процессе теоретического исследования, эксперимент не только не утрачивает свою ценность, но приобретает все большую значимость. Особенно ярко она проявляется, например, при изучении мега- и микромира, в осуществлении которого существенная роль принадлежит современным экспериментальным установкам и входящим в них сложным приборным комплексам, без обращения к которым невозможно не только зафиксировать важнейшие параметры изучаемой предметной области, но даже просто выявить объект исследования и сделать его точкой приложения исследовательских усилий.

Эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание.

Задачи эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимопредполагают друг друга.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, как и научное исследование в целом, характеризуются особой структурной организацией. Для эмпирического уровня элементами структурной организации выступают непосредственные наблюдения и данные наблюдений во время эксперимента, научные факты и эмпирические закономерности, в совокупности образующие эмпирический базис научной дисциплины.

Научный факт представляет собой результат сложного процесса, предполагающего выявление некоего инварианта множества наблюдений (непосредственных или в качестве данных, полученных в эксперименте) с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, которые находятся в распоряжении исследователей. Установление связи между научными фактами, зачастую представленной в форме математического выражения, позволяет сформулировать эмпирическую закономерность, объяснение которой предстоит дать в теоретическом исследовании. Выявление научных фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного научного знания, предполагает постановку проблемы.

Проблема - это “знание о незнании”, влекущее за собой поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.

Специфика теоретического уровня – оперирование абстрактными понятиями, подчинёнными определённой задаче – идеальными конструктами.

Научная теория – это целостная, непротиворечивая система идей в обобщённой форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некоторой предметной области. Система, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение событий, относящихся к этой предметной области.

Требования к научной теории:

- непротиворечивость – не должны возникать следствия исключающие друг друга;

- внутренняя логика связей – т.е. это логически организованное множество высказываний;

- полнота – объяснение всех явлений, относящихся к этой области.

Структура научной теории:

- частные теоретические схемы;

- фундаментальные теоретические схемы;

- математический аппарат;

- эмпирический базис теории (позволяет проверить).

В классической науке движение от частных теоретических схем к фундаментальным, в неклассической – наоборот.

Функции научной теории:

· Объясняющая

Схемы объяснений были разные в различные эпохи:

-схоластическая – поиск фундирующей основы;

-натурфилософская;

-позитивистская – сведение к уже известным свойствам;

-классическая наука – нахождение причин;

-неклассическая и постнеклассическая наука – проблема объяснения становится дискуссионной.

· Предсказывающая

· Синтезирующая

Собирает вместе явления, далеко отстоящие друг от друга в области науки.

Наши рекомендации