Социальный статус и функции философии в современном мире.
Философия это:
1.феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, философия это знание которое, будучи фрагментом духовной культуры общества, претендует на выявление глубинных принципов бытия человека и мира.
2.явление духовной жизни общества, сложное системное образование, которое можно характеризовать с разных сторон, вот отсюда эта многомерность, с одной стороны мы все не охватим, в разных ракурсах, в разных плоскостях можно характеризовать этот феномен. Например, философию в каком плане можно характеризовать: в историческом срезе можно говорить о классической и о постклассической философии, сквозь срез стратегий развития классики и постклассики,…..
Можно говорить о многомерности философии, многомерность философии это ее разные функции: мировоззренческая, методологическая, социально-критическая и др.
Многомерность как приумножение проблемных полей: новые актуальные проблемы – проблемы коэволюции природы и человека, проблемы связанные со становлением и развитием информационного общества, проблемы связанные с информацинной компьютерной революцией, целый ряд новых морально-этических проблем и другие.
Социальный статус философии в современном мире – не такой как раньше, потому что общество меняется. На этапе классической философии – западноевропейская философия выступала вот этим «обоснованием» проекта просвещения, она несла с собой мысль о возможности познания мира и преобразования на разумных началах, она обосновывала эту возможность, исследуя природу и самого человека и обосновывала этот тезис, который сквозным образом проходит через всю культуру техногенного общества вплоть до XX в, «Мы мир познаем и в состоянии его разумно преобразовать» (– Огюст Конт, основатель позитивизма,строит социальную физику, где отношения между людьми уподобляются отношениями в системе материальных точек, там точно так же действуют приложенные силы, результат; вот калька научного сознания на понимание социального сознания, это первые попытки подойти с научной позиции)
Дальше, что происходит с самим обществом? Проект просвещения не приносит желаемых результатов и все больше обнаруживает издержки: природу загрязнили, изуродовали, климат изменили, в XX в. осуществили геноцид и разрушительные войны продолжаются, не смотря на то, что носят локальный характер, человек стал массовым человеком, одномерным, процесс глобализации приводит к постепенному уничтожению этнических образований, культур и многие другие издержки научно технического прогресса и развития техногенной цивилизации. Проект просвещения с одной стороны очень хорошо воплощен, живем совершенно в других условиях нежели предшественники 3 столетия тому назад, а с другой стороны эти надежды целиком и полностью неоправдались. В таких случаях сразу начинают искать виновного, философия не выполнила своего предназначения, философия не оправдала надежд, философия превращается в литературное творчество, в словесные игры и не более того. Вот эта жестко педалированная позиция за собой имеет тот кризис, который переживает не только современная философия, но и вся духовная жизнь общества. Все культурные программы перестраиваются и должен перестроиться геном цивилизации, даже затрагивается незыблемое, святое – наука, - наука виновата, наука зло, науку надо изменить, в лучшем случае придать ей гуманистическую окраску, потому что она гуманистически не окрашена. Сильны антисциентистские настроения в разных версиях, вплоть до появления псевдонауки, до отрицания роли и значимости науки в современном мире. И в этих условиях табу с философии не снимается. В современных условиях, когда обществом переживается крупнейший цивилизационный сдвиг, основная функция философии – социально критическая: анализ наличного состояния человеческого общества, и человека в этом мире, не только в социальной среде, и попытка прогнозировать, предвидеть, нарисовать возможные версии дальнейшего развития. Отсюда в современной философии вот эти исследования получают приоритетное значение в современных условиях, - то, что называется глобалистикой в частности, поскольку мы стоим в истоках формирования нового типа по видимому цивилизационного развития, это в данном случае перестройки оснований нашей цивилизации, и в зависимости от того, как выражался Тойнби «Как интеллектуальная элита сможет ответить на этот вызов» с большой буквы, от этого зависит не только благополучие отдельных государств, отдельных цивилизаций, от этого зависит существование современного человеческого общества.