Декарт – основоположник рационализма в философии нового времени (принцип сомнения, учение о двух субстанциях)
Фил. Взгляды Декарта дуалистичны. По мысли Декарта человек состоит из тела и души, обладающей мышление и волей.
Декарт создал доказательства бытия Бога:
· наличие самой идеи Бога в человеческом разуме предполагает сущ-е источника этой идеи
· реальность предполагает существование объекта, свойством которого она является, т. е. Бога
Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную.
· Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них.
· Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.
Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания.
Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному.
Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".
Основные принципы теории познания Канта
Любой человек обладает 3мя априорными формами получения знаний о явлениях: формы чувств познания, рассудка и разума. С их помощью человек способен получить правильное знание о явлениях.
Априорными формами чувств познания являются пространство и время. Смысл этого утверждения: когда вещи воздействуют на органы чувств, то возникают ощущения. Эти ощущения первоначально хаотичны. Однако с помощью врожденных форм чувств познания, те пространства и времени, на первой ступени познания происходит пространств- временное упорядочивание ощущений. Пространство и время у Канта – это не реальное пространство и время, это априорные (доопытные) формы наших чувств, рамка, в кот группируются наши ощущения.
Априорные формы рассудка (категории) вступают в действие после первого, чувств этапа познания. Рассудок действ с помощью априорных категорий, которыми обладает любой человек: категории количества(единство, целостность,); качества ( реальность, отрицание, ограничение); отношения(причинность, взаимодействие); модальности (возможность, существование, необходимость и случайность). Рассудок подводит эти категории под ощущения.
Априорные формы разума(идеи). – третья ступень познания. Идеи –суждения, кот возникают на базе первой и второй ступеней познания, благодаря способностям человека разума делать умозаключения.
Вывод: Вещь в себе, скрытая от чела сущность мира – непознаваема. Однако разум чела устроен так, что он стремится к познанию мира, но тк это принципиально невозможно, то разум рождает антиномии. Антиномия – неустранимое противоречие в идеях при попытке их доказательства, или противоречие между 2ми положениями, каждое из кот признано лог доказуемым.
Свое учении кант назвал критическим идеализмом. Оно исследует вопрос о том, как может сущ. априорное(истинное) знание.
Нравственное учение Канта
Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов».
Учения канта описывают идеи о чистом разуме, он говорит заключительное слово, после которого в дело вступает область практического разума и воли человека. Практический ум значительно преобладает над теоретическим, ведь человеческая воля обязывает быть человека нравственным существом, он предписывает человеку свойство познавать вещи в себе, которые бывают только мыслимыми, например, веру в свободу или в Бога. Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.
Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.
По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.
Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.
Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.