Твердые и мягкие языковые системы

Параметр описания Характеристика для твердых языков Характеристика для мягких языков
Онтологическая природа референта Общие предметы (классы объектов), метафизические объекты, свойства и отношения Референты любой природы, включая отсутствующие в нашем мире
Преобладающие типы знаков Символ с зафиксированным значением Все типы знаков
Степень контекстной зависимости значений Практически отсутствует Высокая
Степень устойчивости значений Высокая. Стремление к отсутствию метафоричности Семантический спектр значений, метафоричность
Степень открытости словаря Низкая Достаточно высокая
Алгоритмы генерирования текстов Строгие Нестрогие
«Помощь» вербального языка В большей степени необходима В меньшей степени необходима
Степень переводимости на другие языки Переводимость на твердые и вербальный Перевыражение через / на другие мягкие, вербальный, твердые
Возможность универсального использования вне национальных границ Высокая В меньшей степени высокая
Степень энтропийности текстов Низкая Высокая
Степень рациональности языковой системы Высокая Стремление к преодолению рациональности
Степень субъективности, вероятностности в порождении и интерпретации текстов Низкая Высокая
Степень дискурсивности Недискурсивные языки Дискурсивные языки

Дадим необходимые пояснения к таблице, следуя порядку параметров описания языковых систем.

Примером языков, стремящихся к абсолютной твердости, являются формальные языки – программирования, язык математики. К наиболее мягким языкам отнесем языки живописи, музыки. Теперь уже будем говорить и о параметрах вербальных языков, занимающих на шкале «твердый – мягкий» положение в центре. Наше описание приведет к парадоксальной ситуации: сейчас мы исходим из того, что графическое представление спектра языков – это прямой отрезок с противоположными значениями:

○-------------------○-------------------○

твердые вербальный мягкие

языки язык языки

В результате анализа возникнет необходимость сомкнуть противоположные концы и представить спектр языков в виде круга.

1. Онтологическая природа референтов отображения.

Отображая мир, языки обращаются к референтам различной онтологической природы. Это могут быть:

· индивидные объекты – конкретные предметы нашего мира, имеющие пространственно-временную протяженность (т.е. дискретные), размещенные в определенной точке времени-пространства;

· классы подобных объектов, или так называемые общие предметы (бабочка как таковая);

· свойства классов объектов, отношения между объектами / классами (летающий, притягивать);

· метафизические конструкты, или объекты, не имеющие пространственно-временных измерений, эмпирически не познаваемые, созданные в языковом измерении (Бог, вечность);

· объекты физической / нефизической природы, принадлежащие возможным мирам (кентавры, единороги).

Референтами языка математики выступают классы объектов: a есть класс некоторых объектов, обладающих определенным свойством, например, a; 3 – это класс из трех любых объектов. Объектами отображения могут быть метафизические конструкты: например, это понятие бесконечности, обозначаемое знаком ∞. Математика также обращается к отображению «чистых» отношений, примером которых выступает сложение (+), приблизительное тождество (≈)и др. Сама природа референтов (их непринадлежность к дискретным объектам физического мира) создает абстрактность математического языка.

Референтами языка живописи (например, реалистической) могут быть индивидные объекты: человек (референт для жанра «портрет»), предметы (референт для жанров натюрморт, пейзаж, интерьерные изображения) и т.д. Однако реалистическая живопись, казалось бы, означивающая конкретные референты, неизбежно переходит в процесс типизации и, таким образом, делает референтами (уже отображения) классы предметов. В живописи абстракционизма трудно определить конкретные референты вообще – предметом отображения становятся, скорее, структурные отношения между объектами мира. И в живописи, и в музыке предметами отображения выступают психологические состояния человека, состояния сознания.

Тексты же на вербальном языке могут обращаться к референтам любой онтологической природы. Например, у И.Бродского:

И по комнате, точно шаман кружа,

Я наматываю как клубок

На себя пустоту её…

Здесь знак комната в большей степени обращен к конкретному объекту мира (вспоминается именно эта комната). Знаки клубок, шаман могут рассматриваться как имена классов объектов. Пустота – знак, обращенный к метафизическому объекту (существование отсутствия чего-либо).

В высказывании На ветку садятся птицы, большие, чем пространство… референт отображения принадлежит возможному миру И.Бродского, сконструированному посредством языка, текста.

Таким образом, вербальный язык позволяет означивать любые референты – нашего и возможного миров, а следовательно, обладает наибольшим потенциалом в отображении мира.

2. Преобладающие типы знаков.

В твердых языках мы встречаемся, по преимуществу, с символами, обладающими зафиксированными значениями (заметим, что в таких символах очень выражена и индексальная составляющая). Таковы в химии знаки таблицы Менделеева (Cu), в физике – знаки для обозначения массы (m), скорости (v), времени (t) и др. Так называемые математические операторы тоже индексально указывают и символизируют стоящие за ними отношения (∆; ≠; ≤; ≥). Такие символические знаки, естественно, отличаются от вербальных символов, обладающих часто размытым спектром значений.

В вербальном языке и языках, определяемых как преимущественно мягкие, диапазон знаков используется полностью. Так, живописный портрет индексально указывает на свою модель, иконически воспроизводит изображаемый объект и одновременно обладает возможностью символизировать (стилистические элементы эпохи, тип личности и др.). Соединяя и комбинируя в высказывании знаки с различным потенциалом (см. 1.2.), эти языки имеют возможность «подстраиваться» к миру.

И опять, языки абстрактной живописи, музыки используют, как и формальные, очень ограниченный спектр знаков. Это вновь символы, но уже с совершенно неопределенным, слабо конвенциональным спектром значений.

Наши рекомендации