Низкий уровень развития произвольности
Для развития данного умения необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью и в то же время являющийся интересным и занимательным, т.к. только в этом случае он может достаточно долго удерживать внимание ребенка, требуя одновременно сосредоточенности и умственных усилий. Наиболее подходящими в этом случае являются игры.
Упражнение № 68. Игра "Пуговица"
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня именинник"
Для данной игры используется следующий учебный материал:
таблица № 1 с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки.
Все изображения закрыты картинками, на которых нарисованы различные значки (таблица № 2), а также полоска-обпялртт
показывающая, какой значок соответствует какой букве (таблица № 3).
Учитель говорит:
"На этом месте помещены картинки, на которых изображены ... Все картинки закрыты, но на крышке есть значки, по которым можно догадаться, кто же сегодня именинник, т.е. какая картинка спрятана".
Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки"
Учебный материал состоит из фишек "Домино"
Сначала учитель объясняет соотношение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анализировать элементарную схему.
Эта игра также развивает пространственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактное мышление.
Упражнение №71. Игра "Веселые человечки"
Аналогично предыдущей игре используется игра "Веселые человечки". Данная игра происходит как в лото: ведущий достает рисунок, а дети на схеме ищут его изображение.
Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками"
Игра, связанная с развитием воображения.
Составление целой картинки из разрезанных и придумывание небольших рассказов по ней; задания типа: "найди отличие между двумя картинками" и др.
Литература
1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М., 1993.
2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1987.
3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов / Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — М., 1995.
4. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. — Киев, 1985.
5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Сост. Е.А.Бугримен-ко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова. — М., 1989.
6. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.Ф. и др. — М., 1993.
7. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психол. журнал, 1980, т. 1, № 2.
8. Зак А.З. О развитии способности действовать в "уме" у школьников 1-10 классов // Вопр. психологии, 1983, № 1.
9. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. — М., 1988.
10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., 1995.
11. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н.И.Непомнящей. — М., 1975.
12. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1967.
13. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1988.
14. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. — М., 1990.
15. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиаг ностические методики. — М., 1989.
16. Практический материал для психологической работы в школе / Сост. О.Н.Усанова. — М., 1991.
17. Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. А.И.Оботурова. — Сыктывкар, 1991.
18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.
19. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. — М., 1961.
20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
одержание
Введение .................................. и
б/Г сУСсиходиагностические таблицы. Определение типичных
трудностей в обучении .......................... 7
Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении ............... 9
OfT
сУ L сиходиагностические методики. Развитие познавательной сферы .................................. 31
Диагностика развития внимания............... 33
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант) .................... 33
Методика "Красно-черная таблица" ......... 35
Таблицы Шульте....................... 36
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант). ................. 37
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьеро-на — Рузера) ......................... 38
Диагностика развития памяти ................. 40
Методика "Оперативная память" ........... 40
Методика "Долговременная память" ......... 42
Методика "Запомни пару" ................ 43
Диагностика развития наглядно-образного мышления ..................................... 44
Методика "Лабиринт" ................... 44
Диагностика развития логического мышления ..... 57 Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) .............. 57
Методика "Домино"..................... 62
Методика "Четвертый лишний" ............ 66
Диагностика развития речи ................... 68
Методика Эббингауза.................... 68
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). ...... 69
Тест различения и выбора фонем........... 73
Диагностика сформированное™ приемов учебной деятельности. ............................... 82
Методика "Домик" ..................... 82
Методика "Рисование по точкам". .......... 83
Методика "Графический диктант" .......... 87
Методика "Узор" ....................... 90
Диагностика развития личностно-мотивационной сферы ................................... 94
Методика Рене Жиля ................... 94
Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской). ................. 111
Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера -Ю.Л.Ханина). ........................ 112
Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС).............................. 117
Интерпретация результатов теста "Рисунок семьи" ........................... 119
Анализ процесса рисования ........... 124
Z)
•взвивающие упражнения. Коррекция трудностей в обучении ...................................... 127
Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве ......................... 129
Отработка понятий "правый" и "левый". .... 129 Упражнение № 1. Игра "Водители" ..... 130 Упражнение № 2. "Разноцветные точки" . 131
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за...). . 131 Упражнение № 3. "Копирование точек" . . 132
Выполнение упражнений с геометрическим материалом, работа с рисунками ............ 132
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. ................ 133
Упражнение № 4. Игра "Что это?" ...... 133
Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей". ............ 134
Упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков" ............. 135
Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур" ............... 135
Упражнение № 8. "Лабиринты" ........ 135
Низкий уровень развития внимания. ........... 137
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. ..................... 138
Упражнение № 9 ................... 138
Упражнение № 10 .................. 140
Игра "Пуговица" ................... 141
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. .......... 141
Упражнение № 11 .................. 141
Упражнение № 12 .................. 142
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания ....... 143
Упражнение .№ 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания" ........................ 143
Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания" ............. 145
Упражнение .№ 15 .................. 146
Упражнение № 16 .................. 147
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания ................ 148
Упражнение № 17 .................. 148
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. .............. 150
Упражнение № 18 .................. 150
Упражнение № 19 .................. 150
Упражнение ,№ 20 .................. 151
Упражнение № 21 .................. 152
Упражнение № 22 .................. 154
Низкий уровень развития памяти ............. 155
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов, ............ 156
Упражнение № 23. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно". ............................. 156
Упражнение № 24. "Мысленные образы и эмоции".......................... 157
Упражнение № 25. "Мысленные образы и их эмоциональная окраска" ........... 158
Упражнение № 26. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти) ................. 159
Упражнения на осознанное восприятие ..... 160
Упражнение № 27. "Осознание визуального материала". ..................... 160
Упражнение № 28. "Пробуждение "чувства деталей" ....................... 161
Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" ........................ 161
Упражнение № 30. "Оживление" ....... 162
Упражнение № 31 .................. 163
Упражнение № 32 .................. 165
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала................................. 166
Упражнение № 33. "Двойная стимуляция памяти" .......................... 166
Упражнение № 34 .................. 166
Упражнение № 35 .................. 167
Упражнение № 36 .................. 168
Упражнение № 37. "Конкретизация абстрактного" ....................... 168
Упражнение № 38. "Нелогичные ассоциации" .......................... 1RQ
Упражнение № 39. "Нелогичные" парные ассоциации слов" ................... 169
Упражнение № 40. "Запоминание слов" . . 170 Упражнение № 41. "Запоминание стихов". 171 Упражнение .№ 42. "Запоминание текста" . 172 Упражнение № 43. "Запоминание чисел" . 173
Упражнение для использования визуального
кода ............................... 175
Упражнение № 44 .................. 175
Упражнение № 45 .................. 175
Упражнение № 46. "Особый путь зубрежки" ............................. 176
Низкий уровень развития мышления ........... 177
Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. ......... 177
Упражнение № 47. Игра типа "На что это похоже"? ......................... 177
Упражнение № 48. Игра типа "Дополни до..." ............................ 178
Упражнение № 49. Игра типа "Догадайся, кто нарисован" ..................... 178
Упражнение № 50. Задание типа "Заполни пробел" .......................... 179
Упражнение №51. Игра "Кубики" ...... 179
Упражнение № 52. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек" .................. 181
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек .......................... 181
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры ....................... 182
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления .......... 184
Упражнение № 53. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов" ........................... 185
Упражнение № 54. "Формирование искусственных понятий" (по Л.С.Выготскому — Л.С.Сахарову). ..................... 185
Упражнение № 55. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания" .......................... 186
Упражнение № 56. "Формирование умения устанавливать связи между понятиями" ............................. 186
Упражнение № 57. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач" . 188
Упражнение № 58. "Формирование способности оперирования смыслом" ......... 189
Несформированность приемов учебной деятельности 193
Упражнение № 59. "Формирование умения принять учебную задачу" .......... 193
Упражнение № 60. "Формирование умения планировать свои действия" ........ 197
Упражнение № 61. "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)" ..................... 199
Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля .............. 200
1. Ориентировочно-обучающий этап. ..... 200
2. Этап освоения правил.............. 200
3. Этап совместных Форм деятельности ... 201
4. Контрольно-итоговый этап .......... 201
Упражнение № 62. Игра "Офицер — солдат" ............................. 201
Упражнение № 63. Игра "Поиск клада" . . 203
Формирование приемов самоконтроля ...... 204
Упражнение № 64. "Фабрика игрушек" . . 204
Упражнение № 65. Игра "Сделай так же" 205
Упражнение № 66. Игра "Лесенка" ..... 208
Упражнение № 67. Игра "Число — контролер" ............................. 209
Низкий уровень развития произвольности ... 209
Упражнение № 68. Игра "Пуговица .... 209
Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня име
Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки
Упражнение № 71. Игра "Веселые человечки ...
Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками...... 213