Степень разработанности темы
Литература на западноевропейских языках, посвященная взглядам Ауробиндо Гхоша, огромна. Однако для наших целей ее значение невелико: изложение мировоззрения часто сопровождается эмоциональной восторженностью и подается как откровение, нисшедшее из вечности и не подверженное каким-либо изменениям. Эволюция взглядов индийского мыслителя не прослеживается и даже сама проблема эволюции не ставится. Элементы европейской и индийской традиций, нашедшие свое продолжение в системе взглядов Ауробиндо, как правило, не отражены или даются мельком.
Выходят достаточно глубоко проработанные биографии, которые, однако, в большинстве случаев не позволяют с уверенностью говорить о причинах развития его философских взглядов.
Серьезная исследовательская работа ведется в архиве ашрама Шри Ауробиндо. В издании ашрама "Archives and Research" ("Архивы и исследования"), как то следует из названия, публикуются неизданные ранее фрагменты и небольшие работы Ауробиндо, его дневники, письма, документы и фотографии. Большую ценность представляют комментарии, которые их сопровождают. Ведет эту кропотливую работу американский ученый Питер Хиз, перевод книги которого "Шри Ауробиндо: Краткая биография" вышел в Одессе в 1993 году. Публикуя дневники Ауробиндо, в которых тот фиксировал развитие своего йогического опыта, Питер Хиз ставит перед собой задачу в пояснительных статьях показать эволюцию терминологии, используемой Ауробиндо. Однако сопоставление эволюции терминов с идеями, представленными в книгах Ауробиндо, фрагментарно, поскольку эта задача в обязанности архивариуса не входит.
* * *
В отечественной литературе к изучению творческого наследия Ауробиндо впервые обратились в начале 60-х годов. В сборнике "Общественно-политическая и общественная жизнь в Индии", вышедшем в свет в 1962 году, В.В.Бродов опубликовал статью, в которой философия Ауробиндо в целом оценивалась как метафизическая. Он же положил начало традиции рассматривать философию Ауробиндо в социальном ключе, что в общем неудивительно, поскольку любое историко-философское исследование того или иного учения проводилось с точки зрения марксистско-ленинской философии и оценивалось по мере приближения его к последней.
В своей книге, изданной в 1967 году, исследователь в одной из глав кратко описывает философию Ауробиндо (по книге "Жизнь божественная") и его социологию (по книгам "Человеческий цикл" и "Идеал человеческого единства"), которые называет интегральными. Исторически прогрессивным, по мнению В.В.Бродова, в философии Ауробиндо было признание им реальности материального мира, положительная оценка успехов материалистической философии и естествознания (несмотря на то, что их выводы он считал односторонними), а также критика индийского аскетизма за его пренебрежительное отношение к материальным условиям жизни человека. В социальном учении советский исследователь высоко оценивает вклад Ауробиндо в борьбу за независимость Индии, отстаивание им ее самобытной культуры и пропаганду национального образования. Критике подвергаются мистика и иррационализм в философии Ауробиндо, а также его "двойственная позиция" по отношению к фашизму и коммунизму, поскольку он выступал и против того и против другого.
В.С.Костюченко продолжил изучение философии Ауробиндо. Он защитил диссертацию на тему "Философские взгляды Ауробиндо Гхоша", а затем, в 1970 году, издал ее в виде книги под названием "Интегральная веданта".1 В ней рассматриваются социальные и идейные истоки философии Ауробиндо, его учение об эволюции мира и общества, а также учение о йоге. В.С.Костюченко задался целью показать взгляды Ауробиндо во всей полноте, и в определенной мере ему это удалось. Трудность осуществления этой задачи была связана, в частности, с тем, что полное юбилейное собрание сочинений индийского мыслителя на английском еще не вышло, поэтому исследователю приходилось пользоваться литературой не только на английском, но и на французском языке. Вторая трудность заключалась в невероятной разносторонности и разобщенности взглядов Ауробиндо.
В заслугу В.С.Костюченко можно поставить то, что именно он впервые сказал о необходимости реконструкции мировоззрения Ауробиндо, а также предпринял попытку обосновать метод этой реконструкции:
"Поскольку сам Гхош ни в одной из работ не дал суммированного изложения всей своей системы, ее приходилось выяснять и в значительной мере реконструировать, сопоставляя его произведения. При этом нам представлялось существенным не простое воспроизведение внешних результатов движения философской мысли Гхоша, а раскрытие внутренних механизмов этого движения – тех проблем и трудностей, которые с самого начала возникли перед ним, и, принимая все новые обличия, воспроизводились на разных ступенях развертываемой им системы".2
Указанные выше проблемы и трудности заключались в обращенности философии Ауробиндо к религиозному опыту, что совершенно верно, но тенденция эта оценивается В.С.Костюченко как реакционная. Ауробиндо, по его словам, призывает отказаться от мышления во имя интуиции и ото всяких, в том числе и подлинно человеческих, желаний и чувств – таким образом, "рафинированный осовремененный аскетизм Гхоша приносит в жертву духовный мир человека".3 В.С.Костюченко правильно указал "внутренний механизм" развития философии Ауробиндо, но, к сожалению, этим и ограничился.
Недостаточное внимание к специфике религиозного опыта Ауробиндо и производности от него теоретических построений закономерно влечет исследователя к утверждению, которое противоречит взглядам Ауробиндо. По мнению В.С.Костюченко, исходным пунктом в его философской системе является Ниргуна Брахман – начало, сходное с тем, которое признается адвайтистами, но, в отличие от него, получившего динамическую трактовку.4
В своей оценке творчества индийского философа В.С.Костюченко, по сути, присоединяется к мнению В.В.Бродова:
"Подлинно историческую ценность представляла отнюдь не мистически-религиозная деятельность Гхоша, а его деятельность в качестве одного из лидеров и теоретиков национального движения. Отрыв от последнего оказался роковым для Гхоша. Чем более он уходил от участия в общественной жизни, чем более замыкался в тесных рамках ашрама, тем бесплоднее становились его искания".5
Следующим по времени к наследию Ауробиндо Гхоша обращается А.Д.Литман, посвятивший ему одну из глав своей книги "Современная индийская философия". К сожалению, в ней он допускает ряд существенных неточностей в изложении его философии.
Прежде всего, вслед за В.С.Костюченко, А.Д.Литман приписывает Ауробиндо отождествление Ниргуна Брахмана и Парабрахмана. С его точки зрения, Ауробиндо из Сагуна (наделенного качествами) и Ниргуна (бескачественного) Брахмана упанишад и веданты выбрал последнего и рассматривал оного как высшего (пара), сделав его "ничем не обусловленной, ни от чего не зависимой, объективной субстанцией мироздания".6 С этим утверждением трудно согласиться: для Ауробиндо Сагуна Брахман и Ниргуна Брахман – это аспекты Парабрахмана.
Нельзя согласиться с автором и в том, как он излагает восходящую последовательность планов сознания. По версии А.Д.Литмана она такова: обычный разум, высший разум, интуитивный разум, суперразум и глобальный разум. Суперразум исследователь называет "связующим звеном между предшествующими тремя типами разума и наивысшим типом – Глобальным разумом".7 На самом деле именно глобальный разум предшествует суперразуму. Он еще относится к космическому сознанию, хотя и представляет собою высший его план.
Изучение этики Ауробиндо также связно с социальной философией. В книге И.П.Челышевой "Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б. Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша" освещается связь эволюции этической мысли Индии начала XX века с социально-политическими процессами. Она вслед за В.С.Костюченко разделяет творчество Ауробиндо на три периода:
- 1905-1910 гг., когда Ауробиндо является одним из лидеров крайних (экстремистов);
- 1910-1921 гг. – в этот период Ауробиндо разрабатывает религиозно-философские проблемы;
- 1922-1950 гг. – с точки зрения И.П.Челышевой самый бесплодный, поскольку "Шри Ауробиндо погружается в умозрительные спекуляции: иррационализм, мистицизм, метафизика поглощают его полностью".
И.П.Челышеву, как и всех вышеперечисленных исследователей, интересует главным образом первый и отчасти второй период творческой деятельности Ауробиндо. Она отмечает развитие его взглядов на карма-йогу – так, акцентируя все внимание на значении практического действия, Ауробиндо постепенно сводит его, по словам И.П.Челышевой, к божественной духовной активности.8
В работах отечественных и зарубежных исследователей задача исследовать эволюцию взглядов Ауробиндо Гхоша не ставилась. Его мировоззрение рассматривалось как ставшее. Давались общие контуры онтологии и учения об эволюции. Развитому терминологическому аппарату описания религиозного опыта, равно как и учению о планах и областях оного внимания практически не уделялось.
Цель и задачи диссертации
Зависимость философии Ауробиндо от религиозного опыта обуславливает ее эволюцию вслед развитию последнего. Поэтому ее статичное рассмотрение не представляется возможным. Более того, – при таком подходе все рассыпается в противоречиях. Конечно, мировоззрение любого философа в течение его жизни претерпевает определенные изменения. Цель исследования состоит в том, чтобы показать, в чем именно заключалась эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша, для чего будет предпринята попытка реконструировать мировоззрение в динамике его развития и провести унификацию понятий.
Ауробиндо использует множество собственных терминов. Трудность работы с ними заключается не столько в их обилии, сколько в том, что в разные периоды творчества Ауробиндо наполнял одни и те же понятия различным содержанием. Неопределенность и вследствие этого "ноуменальность" терминологии в значительной степени препятствует пониманию той картины мира, из которой исходил Ауробиндо в решении философских проблем и в формулировании принципов собственной философии.
Таким образом, выяснение содержания понятий, используемых мыслителем, тесно связано с реконструкцией его философской картины мира. Говорить о реконструкции картины мира следует потому, что во множестве работ мы сталкиваемся лишь с ее частичными проявлениями, обусловленными темой того или иного текста, но не с ней самой, ясно и четко сформулированной и устраняющей возможные неправильные толкования. Встречаются, конечно, и ясные высказывания, однако они дают представления лишь о фрагментах многоплановой и многоаспектной структуры мировоззрения, не раскрывая ее в целом. Сама структура рассеяна, растворена в потоке речения, наполняющего собой книги Ауробиндо.
Поскольку цель исследования ограничена реконструкцией эволюции религиозно-философских взглядов Ауробиндо, их генезис по отношению к европейской и собственно индийской традиции подробно не рассматривается.
Реконструкция эволюции религиозно-философских взглядов Ауробиндо предполагает реконструкцию последовательности разворачивания его религиозного опыта. Для решения этой задачи требуется работать не только с текстами – необходимо обратиться к биографии индийского философа, однако сразу следует отметить, что биография как простая последовательность событий дает весьма поверхностное представление о жизни Ауробиндо. Так, например, когда ему предложили прокомментировать биографическую статью о нем, он заметил, что таковая едва ли является необходимой и полезной, поскольку она не может отразить его реальную жизнь. "Попытка обречена на провал, потому что ни вы, ни кто-либо другой ничего не знаете о моей жизни – она не была на поверхности, и люди не могли ее видеть".9
Терминологически разделение, данное самим Ауробиндо, на жизнь внешнюю и жизнь внутреннюю можно закрепить с помощью ставшей уже классической оппозиции профанного и сакрального, предложенной Мирча Элиаде. В этом случае биография оказывается состоящей из двух планов или частей – биографии профанной и биографии сакральной.
Под профанной биографией мы подразумеваем ту сторону жизни Ауробиндо, которая определяется чисто земными причинами. Эта биография по сравнению с биографией внутреннего развития, которая связана с опытом трансцендентного, неизбежно становится мирской, во многом производной от нее, символической. Взятая сама по себе, она дает представление о весьма одаренном и разностороннем человеке, блестящем, по оценке Джавахарлала Неру и многих других, политике, который по не вполне понятным причинам, с точки зрения биографии профанной, постепенно отходит от политической деятельности и погружается в медитативное созерцание, оставив свою борьбу за независимость Индии.
Сакральная биография представляет собой историю развития религиозного опыта Ауробиндо. Это название оправдано также и тем, что индийские последователи Ауробиндо в большинстве своем относятся к нему как к аватаре, а жизнь аватары не может не быть предметом религиозного почитания. Сам Ауробиндо не стремился описать сколько-нибудь полно свою внутреннюю биографию. Но ее возможно реконструировать на основе отдельных высказываний Ауробиндо и Матери (Мирры Ришар), "официальной" версии его духовной жизни, принятой в ашраме, и работам Сатпрема, ученика Матери. Сопоставляя с последней тексты в хронологическом порядке их написания, мы получаем не только элементы эволюции взглядов Ауробиндо, но и объяснение их развития. В результате обилие текстов и концепций, в них содержащихся, а также высказывания Ауробиндо, связанные с его сакральной биографией, приводятся в систему, что позволит в дальнейшем более осознанно подходить к изучению его творческого наследия.