Половые различия в завистливости

В обыденном сознании существует достаточно устойчивый стереотип о большей склонности к зависти женщин, нежели мужчин, что подтверждают данные исследования Т. В. Бесковой (2010). Так, 54,8 % респондентов убеждены, что чаще и сильнее завидуют женщины; 38,7 % предполагают, что зависть не зависит от пола, и лишь 6,5 % респондентов считают, что мужчины более завистливы. Различия между тремя выделенными группами ответов были статистически значимыми: между первой и второй группами ответов z = 2,39, между второй и третьей z = 6,99 (различия значимы, р = 0,01). Таким образом, по субъективным представлениям респондентов завистливость женщин значительно выше мужской.

В исследованиях Р. Векчио и К. Муздыбаева были предприняты попытки сравнения уровня склонности к зависти у мужчин и женщин при помощи разработанных ими опросников. Результаты, полученные названными авторами, оказались противоречивыми.

Векчио (Vecchio, 1995) выявил бо́льшую склонность к завистливости мужчин, нежели женщин. Он объясняет это тем, что мужчины больше настроены на соперничество, на занятие высоких должностей. К. Муздыбаев (2002) установил, что это различие характерно только для возрастной группы 30–34 года. В других возрастных группах значимых различий нет.

С. К. Летягина (2010) нашла, что женская часть опрошенных респондентов является более завистливой, чем мужская (средние значения 47,5 и 43,1 балла), однако статистически значимых различий между женской и мужской выборками не было выявлено.

Т. В. Бескова (2011) с помощью разработанного ею опросника «Представления о зависти и ее самооценка» измеряла выраженность у респондентов (194 мужчин и 227 женщин) общей завистливости по пятибалльной шкале, минимальное значение которой было обозначено как «никогда никому не завидую» (1 балл), а максимальное — как «завидую часто и многим» (5 баллов). В результате средний балл склонности к зависти у мужчин составил 2,29, а у женщин — 2,35. Эти результаты указывают на отсутствие статистически значимых различий в склонности к зависти мужчин и женщин (t = 1,65). Подобные результаты получены Т. В. Бесковой и при сравнении уровня зависти, измеренного косвенным способом (по среднему арифметическому уровню зависти к различным предметным сферам) (t = 0,167).

Аналогичные результаты были получены Т. В. Бесковой и с использованием теста «Методика исследования завистливости личности», в котором имеются две шкалы: «зависть-неприязнь» и «зависть-уныние».

Таким образом, результаты ее исследования говорят об отсутствии значимых различий как в общем уровне завистливости мужчин и женщин, так и в завистливости по шкалам «зависть-неприязнь» и «зависть-уныние», что, в общем, совпадает с выводами К. Муздыбаева и имеет расхождение с субъективной оценкой завистливости (в массовом сознании женщины завистливее мужчин).

Установлено, что у мужчин самоотношение не имеет статистически значимых связей с уровнем их зависти; у женщин, напротив, наблюдается отрицательная связь уровня зависти с когнитивной составляющей позитивного самоотношения (положительным результатом сопоставления себя с другими), а также прямая связь с эмоциональной составляющей негативного самоотношения (отрицательным результатом сравнения себя «реального» с теми требованиями, которые человек предъявляет самому себе) (Т. В. Бескова, 2010в). Также доказано, что у мужчин зависть возникает при рассогласовании ценностей, а у женщин это условие никак не влияет на уровень их зависти (2010д).

Иными словами, пишет Т. В. Бескова, зависть у мужчин возникает при фрустрации потребностей в определенных сферах («хочу, но не имею»). У женщин зависть может проявляться и в других ситуациях: «имею, но хочу иметь больше» или «не надо, но все равно хочу».

Чтобы проверить эволюционные объяснения зависти, доктор Хилл и ее коллеги искали различия между мужчинами и женщинами в их реакциях на фотографии и интервью со сверстниками своего пола. Оказалось, что женщины чаще, чем мужчины, завидуют физически привлекательным сверстницам. Эти результаты показывают, что в соответствии с теорией эволюционных психологов красота является более важным для женщин фактором репродуктивного успеха.

Богатство должно было бы быть более важным для репродуктивного успеха мужчин, но в этом эксперименте не было выявлено никаких гендерных различий в отношении денег. Женщины завидовали женщинам с «BMW» больше, чем мужчины завидовали парню, имеющему ту же машину.

Это можно интерпретировать как свидетельство того, что гендерный разрыв по деньгам сужается, поскольку все больше женщин работают вне дома. Или это может свидетельствовать, как отмечают исследователи, что деньги имеют одинаковую ценность для репродуктивного успеха обоих полов.

«Я не была сильно удивлена, что женщины такие же завистливые в отношении богатства, как и мужчины, — сказала доктор Хилл. — В конце концов, с точки зрения эволюции (или любой другой точки зрения, если на то пошло) мужчины не были бы до такой степени озабочены приобретением ресурсов, если бы женщины не любили так много ресурсов».

Наши рекомендации