Интеллект и половые различия

Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах развития, примерно до 7 лет, девочки в своем интеллектуальном развитии обычно опережа­ют мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые женщины и мужчины не отличаются по усредненным показателям интеллектуального раз­вития. В то же время имеются данные о том, что число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измерения IQ, заметно превосходит число женщин. Иначе говоря, среди мужчин больше как тех, кто имеет высокий интеллект, так и тех, показатель IQ которых приближается к умственной отсталости.

Результаты психометрических исследований также показывают, что у женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин зрительно-пространственный. Немало дискуссий было посвящено математическим способностям мужчин и женщин. Обычно результаты исследований указывают на то, что математические способности мужчин превосходят способности женщин. Однако к результатам подобных исследований нужно относиться с большой осторожностью. Скорее всего женщины не ориентированы на занятие математикой, поскольку с раннего возраста привыкают к мысли о том, что это не их сфера деятельности. Как показа­но в современных исследованиях, успешность в том или ином виде деятельности

Интеллект и половые различия - student2.ru обусловлена не только определенными способностями, но и соответствием (несо­ответствием) успешности половой роли. В случаях, когда обнаруживается несо­ответствие успешности в какой-либо деятельности социальным или групповым стереотипам женской половой роли (например, в случае занятия математикой), может актуализироваться так называемый мотив избегания успеха.

Очевидные физиологические различия между мужчинами и женщинами не­мало исследователей наталкивали на мысль о том, что имеются биологические основания различий в познавательной сфере. Так предполагалось существование генетического механизма наследования пространственных способлостей (Staf­ford, 1961; и др.). Однако в последующих работах эти предположения не получили подтверждения. Различия в познавательной сфере также связывали с контроли­руемыми гормонами различиями в скорости созревания женщин и мужчин. Но и в этом случае отсутствуют экспериментальные доказательства. В последние годы достаточно активно ведутся работы, в которых различия в познавательной сфере связываются с функциональной специализацией мозговых полушарий. Согласно полученным результатам, отмечается более выраженная тенденция к латерализа-ции вербальных и пространственных способностей у мужчин и к билатеральному представительству обоих типов функций у женщин. В то же время все больше исследователей вполне справедливо приходят к выводу о том, что биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не могут объяс­нить всей сложности имеющихся данных.

В целом нужно признать, что пол не оказывает значимого влияния на уровень интеллекта, измеряемого с помощью распространенных стандартизованных те­стов интеллекта.

Интеллект и питание

Многие из авторов исследований 1980-1990-х гг. стремились изучить влияние на интеллектуальное развитие детей особенностей их питания. К одним из наиболее известных относится исследование Шоенталера (Schoenthaler,1986), который изучал на протяжении нескольких лет изменения результатов выполнения Кали­форнийского теста достижений в зависимости от условий питания школьников Нью-Йорка. В ходе исследования из пищи детей постепенно устраняли синтети­ческие красители и вкусовые добавки, а также некоторые консерванты. В то же время из питания, также постепенно, исключали продукты, содержащие сахаро­зу. Результаты этого исследования представлены на графике (рис. 4.7).

В 1997 г. Айзенк и Шоенталер (Eysenck, Schoenthaler, 1997), обратившись к изучению влияния витаминов и минералов на коэффициент интеллекта, обобщи­ли результаты наиболее значительных исследований. Эти авторы отмечают, что в любом из известных исследований наблюдался прирост невербального интеллек­та при нормализации уровня витаминов и минералов в пище детей и подростков. Эмпирические данные по этим исследованиям представлены в табл. 4.9.

По результатам собственной работы (для определения IQ использовались про­грессивные матрицы Равена и некоторые другие невербальные тесты) Айзенк и Шоенталер приходят к следующим выводам.

1. Интеллект и половые различия - student2.ru Неадекватные уровни минералов и витаминов в крови приводят к сниже­
нию IQ детей ниже оптимального уровня.

2. Добавление в стандартную детскую диету витаминов и минералов может
привести к значимому подъему невербального IQ

3. Этот эффект подъема касается только текучего интеллекта (невербальные
тесты) и не относится к кристаллизованному интеллекту (вербальные тесты).

4. Чем младше ребенок, тем больше наблюдаемый эффект. Меньший эффект
наблюдается у подростков.

5. Подъем IQ не наблюдается у детей с адекватным уровнем в крови минера­
лов и витаминов.

6. Дефицит витаминов имеет большее значение, чем дефицит минералов, за
исключением, возможно, магния и железа.

7. Примерно у 20 % американских детей, имеющих стандартную диету, при
добавке витаминов и минералов происходит приращение IQ на 9 единиц.

8. Этот процент имеет тенденцию к повышению в условиях городского гетто
и других групп детей, лишенных социальной опеки и т. п.

9. Средний показатель для всех обследованных детей относительно мал
(3,5 /Q-единиц в среднем для всех исследований), потому что у большинства
детей эффект приращения был незначителен или не наблюдался вообще.

Интеллект и половые различия - student2.ru

Рис.4.8. Показатели Калифорнийского теста достижений до и после изменения диеты

10. Рассматриваемые эффекты, связанные с пищевыми микродобавками, про­являются на протяжении года и даже дольше.

Интеллект и половые различия - student2.ru Таблица 4.9

Прирост /Q в группах, получавших пищевые добавки (по данным

десяти независимых исследований)

Автор и источник Примеча­ние Возраст Контроль­ная группа (АО Экспери­ментальная группа (JV) Изменения в контроль­ной группе Изменения | в экспери­ментальной группе а, Подъем IQ
Бентон и Роберте, 1988 а 12-13 30 26 1,8 4,0   9,0 0,01 +7,2 +5,0
Нельсон и др., 1990 Ь 7-12 12,4   15,7 попе +3,3
Кромби и др., 1990   11-13 1,5   3,9 0,22 +2,4
Бентон и Баттс, 1990   2,0   5,0 0,02 +3,0
Бентон и Кук, 1991   1,2   10,8 0,001 +9,6
Шоенталер и др., 1991а   13-16 11- -1,0   5,0 0,05 +6,0
Шоенталер и др., 19916 с 12-16 8,9   10,1 12,5 0,01 + 1,0 +3,5
Найдих и др., 1993   8-9 4,9   9,8 0,04 +4,9
Шоенталер и Айзенк, 1994а d 12-16 24 30 21 7,0   8,1 8,5 11,1 0,27 + 1,1 +0,5 +4,1
Шоенталер и др. 1994 е 18-21 96 90 6,3   7,1 8,9 0,12 +0,8 +2,6
Средний показатель     6,16   9,68 0,001 +3,5

Примечание, а — 30 человек контрольной группы получали плацебо, а 26 не получали таблеток; Ъ — основной показатель невербального IQ сообщается, но это ненадежное из­мерение IQ, с — три типа добавок сравнивались с плацебо; d — три типа добавок сравнива­лись с плацебо; е — два типа добавок сравнивались с плацебо.

Рассмотренные исследования подтверждают значимость ранней жизненной стимуляции, в нашем случае богатого витаминами питания, для психического развития детей.

Последнее, о чем хотелось бы упомянуть в этом разделе, — периодически об­суждаемый за рубежом вопрос о влиянии питания во время беременности на ко­личественные показатели интеллекта. В ряде исследований отмечается, что при недостаточно богатом витаминами питании матерей IQ их детей в 3-4-летнем воз­расте был заметно ниже, сравнительно с детьми, чьи матери получали полноцен­ное питание.

В то же время показано, что голодание не ведет к структурным изменениям в мозге, замедляющим последующее интеллектуальное развитие. Правда, эти ре­зультаты получены при обследовании лиц с удовлетворительным питанием пос-

Интеллект и половые различия - student2.ru ле рождения. Очевидно, резкое ухудшение питания матери как во время беремен­ности, так и в первые месяцы после рождения может повлечь за собой снижение интеллектуального уровня ребенка, имеющее, скорее всего, обратимый характер. Как справедливо заметила А. Анастази, результаты подобных исследований напо­минают результаты экспериментов над белыми крысами, в которых было проде­монстрировано влияние недостаточного пренатального питания на способности этих животных к научению. Эта мысль Анастази в известной степени справедли­ва и в отношении вышерассмотренных работ по влиянию разного рода диет на умственное развитие детей. В конечном счете за невозможностью получения пол­ноценного питания стоят прежде всего факторы социально-средовые, тем более в тех случаях, когда речь идет о каких-либо культурно или регионально обуслов­ленных особенностях пищевых предпочтений индивидуумов.

Наши рекомендации