Краткий очерк эволюции взглядов шри ауробиндо на сверхсознание
Наиболее ярко эволюция религиозно-философских взглядов Шри Ауробиндо проявляется в описании им планов сверхсознания и тех сил, которые их олицетворяют.
Изложение материала, посвященного этой теме, целесообразно представить в следующей последовательности:
- ранние публикации;
- дневники за 1914-1920 гг., номера "Арьи" за 1914-1921 гг.;
- вечерние беседы 1922-1926 гг.;
- дневники за 1927 год;
- "Письма о йоге", 1930-1938 гг.;
- книга I "Жизни Божественной", редакция 1939 года;
- книга II "Жизни Божественной", редакция 1940 года;
- "Синтез йоги" издания 1948 года (полностью отредактирована первая часть из четырех, а также отдельные главы из второй части);
- "Супраментальное проявление на Земле", 1949-1950 гг.
Ранние публикации
В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, при рассмотрении сверхсознания Шри Ауробиндо отождествлял виджняну, идеальность и высший буддхи:
"Над буддхи, который является высшей способностью разума, находится еще более высокий буддхи, или виджняна, некая совершенная способность (ideal faculty)..." [16: 14].
Большей информации относительно центрального понятия в системе Шри Ауробиндо – виджняны-сверхразума – в ранних публикациях обнаружить не удалось, поэтому перейдем к его дневникам.
Планы сознания в дневниках
Дневники Шри Ауробиндо – это своего рода хроника йогического опыта. В ней Шри Ауробиндо кратко описывает свой опыт и, приводя переживания в систему, разрабатывает фиксирующую их терминологию. Дневники ведутся с 1909 по 1927 год. При этом следует учитывать, что 1910 год в них не отражен, а более-менее регулярные записи ведутся с января 1912 по октябрь 1920 года. Затем следует перерыв, и записи вновь возобновляются на рубеже 1926 и 1927 годов. В конце 1927 года Шри Ауробиндо прекращает ведение дневников, поэтому о последующих двадцати трех годах развития его садханы почти ничего не известно [43: 104].
Следует отметить, что дневники – это своеобразная терминологическая лаборатория. В ней Шри Ауробиндо создает термины и их группы. Постепенно одни системы терминов вытесняют другие. В дневниках Шри Ауробиндо фиксирует этапы реализации программы йоги ("Семь четверок"), данной ему Кришной.
Шри Ауробиндо располагает источник своей йоги в области сверхсознания. Сверхразум (виджняна) находится сразу над головой. Из него нисходит супраментальная шакти, преобразующая обычную природу человека.
До 24 ноября 1913 Шри Ауробиндо проводит разделение на интеллект и виджняну. Интеллект относится к области сознания, а виджняна – к области сверхсознания. В этот день Шри Ауробиндо пишет о самообразовании виджнянабуддхи (vijnanabuddhi, vijnana buddhi, Vijnana Buddhi) – интуитивного разума (intuitional mind) [44: 21, 54].
20 ноября 1914 года Шри Ауробиндо пишет о том, что существует три вида виджняны. Первый соотносится с материальным разумом и позволяет ему интуитивно обращаться с вещами и с идеями, которые следуют из чувственного опыта. Это праджнянамайя виджняна, интуитивная и различающая. Вторая соотносится с интуитивным разумом (intuitive mind) и не зависит от какого-либо опыта. Она имеет характер вдохновения. Третья – чистая виджняна. Это откровение и непосредственное видение [46: 25].
В ноябре 1914 года Шри Ауробиндо определяет откровение, вдохновение, интуицию и различение как аспекты супраментальной активности Сурьи. В декабре эти же способности приписываются интуитивному рассудку:
"... Ила, Сарасвати и Сарама представляют три из четырех способностей интуитивного рассудка (intuitive reason) – откровение, вдохновение и интуицию" [17: 277; 36: 36].
В марте 1915 года они снова становятся характерными силами сверхразума:
"Я полагаю, что Дакшина, подобно более известным Иле, Сарасвати и Сараме, – одна из четырех богинь, представляющих четыре способности ритам, или Сознания Истины. Ила представляет истинное видение, или откровение; Сарасвати – истинное слышание, вдохновение, божественное слово; Сарама – интуицию; Дакшина – интуитивное различение" [17: 469; 36: 73].
По-видимому, интуитивный разум или рассудок Шри Ауробиндо рассматривал в этот период как пограничную область взаимодействия между ментальным сознанием и сверхсознанием. Отсюда – указания на различающий (т.е. ментальный) характер интуиции (способности сверхсознания).
Если соотнести способности Сурьи-сверхразума с тремя планами виджняны, то Ила относится к третьему плану, Сарасвати ко второму, а Сарама и Дакшина – к первому.
Дневники, 1919-1920 гг.
В 1919-1920 гг. Шри Ауробиндо продолжает изучать три плана виджняны (triple ideal supermind), выделенные им в еще 1914 году.
Он использует термины "logistic" и "logistis" для описания первого плана виджняны. Слово "logistic" происходит от греческого "logisticos" (искусный в объяснениях, рассуждениях). В записях от 20 июля 1919 года говорится, что идеальная способность к объяснению (logistic ideality, logistic gnosis, logistis, logistic vijnana) – это божественный рассудок (divine reason). Шри Ауробиндо называет его также лучезарным рассудком (luminous reason).
Божественный рассудок представляет собою самый первый план виджняны. Его сущностью является смрити – припоминание сокровенного знания, потерянного в невежестве разумом. Надо полагать, что данное толкование смрити согласуется с платоновским учением о познании как припоминании. Косвенно на это указывает пояснение Шри Ауробиндо: "smriti, divine mnemosyne" [47: 116]. В апреле 1920 года Шри Ауробиндо пишет своему брату Бариндракумару: "После пятнадцати лет я только сейчас восхожу к самому нижнему из трех планов сверхразума..." [23: 361].
Далее следует герметическая идеальность (hermetic ideality, germesis, higher ideality), сущностью которой является шрути – божественное вдохновение в трактовке Шри Ауробиндо (поэтому этот план также называется шраута виджняна). Это вторая ступень гнозиса (19 июля 1919 г.), или вторая виджняна (7 февраля 1920 г.). Упоминание о шраута виджняне появляется в дневниках уже в апреле 1914 [44: 156].
Третий план – провиденциальная идеальность (seer ideality, highest ideality), ее сущностью является дришти – откровение.
Три плана виджняны, описываемые Шри Ауробиндо в 1914 году, последовательно совпадают с планами образца 1920 года.
* * *
Не вдаваясь в подробное рассмотрение всей терминологии, которая встречается в дневниках за этот период, приведем пример того, каким образом Шри Ауробиндо терминировал и описывал свои йогические состояния. Он выделял несколько (в основном три) характерных для определенного переживания свойства, а затем в каждом из них (как в подплане) рассматривал всевозможные их комбинации, достигая тем самым гибкости и спектральности используемой терминологии.
Ступени терминирования
1-я ступень
Vijnana | |||
Levels | Forms | ||
intuitive / representative | inspired / interpretative | revelatory / imperative | |
Seer ideality | |||
Hemetic ideality | |||
Logistic ideality | intuitional ideality | inspired ideality | revelatory ideality |
2-я ступень
Logistic Ideality | |||
Levels | Forms | ||
intuitive / representative | inspired / interpretative | revelatory / imperative | |
Revelatory ideality | intuitive revelation | inspired revelation | full revelation |
Inspired ideality | |||
Intuitional ideality |
3-я ступень
Revelatory Ideality | |||
Levels | Forms | ||
intuitive / representative | inspired / interpretative | revelatory / imperative | |
Full revelation, full drashta luminous reason | revelation with interpretation but the front representative | the front interpretative with intuition involved in the drishti | the whole drishti with the two other powers taken into the drishti |
Inspired revelation | |||
Intuitive revelation |
Беседы, 1922-1926 гг.
15 августа 1923 года, в одной из вечерних бесед, Шри Ауробиндо рассказывает ученикам о трех планах сверхразума.
Первый – интерпретирующий сверхразум (interpretative supermind). Это супраментальный аналог интуиции. Ментальный план интуиции и супраментальный интерпретирующий сверхразум соотносятся как возможно и потенциально сущее. Наличие сущего в потенции на уровне сверхразума объясняет его возможность на уровне разума, а также раскрывает саму природу интуиции.
Далее следует репрезентативный сверхразум (representative supermind). Он соответствует вдохновению. Этот план фиксирует процесс перехода потенциально сущего в актуально сущее.
Результат этого перехода являет собою императивный сверхразум (imperative supermind). Он соответствует откровению. Это знание, обладающее врожденной силой самореализации [8: 130; 39: 484].
Это описание планов супраментала, данное в "Вечерних беседах" 1923 года Пурани, расходится с их последовательностью и толкованием в дневниках. Там дается иная последовательность:
- репрезентативный супраментал является низшей силой и соответствует интуиции,
- интерпретирующий супраментал – высшая форма вдохновения, далее же следует
- императивный супраментал (высший).
В беседе от 18 августа 1926 года приводится правильная последовательность планов [7: 308]. По ошибке версия Пурани была опубликована как фрагмент, написанный самим Шри Ауробиндо, под названием "Сверхразум" в 17-м томе собрания сочинений на 26 странице [48: 229].
Итак, на месте трех планов идеальности, или виджняны, появились репрезентативный сверхразум, интерпретирующий и императивный.
Термин "репрезентативный сверхразум" впервые встречается в сентябрьском выпуске "Арьи" за 1920 г.: в главе "Супраментальная мысль и знание" "Синтеза йоги" Шри Ауробиндо называет супраментальный рассудок (supramental reason) низшей формой активности репрезентативного сверхразума [21: 68; 38: 827]. Этот рассудок представляет собой пограничную область между разумом и сверхразумом.
В предыдущей главе ("Градации сверхразума") встречается мысль, которая послужила источником для данного утверждения. Шри Ауробиндо описывает восхождение способности восприятия истины, которое осуществляется с помощью йоги в области сверхсознания.
Когда духовный рассудок (spiritual reason) поднимается, он оказывается способным вместить в себя репрезентативное действие, через которое проявляется реальность [безличного] божественного "Я" в нас и вокруг нас. Еще выше следует интерпретирующее действие супраментального знания, которое выражается в открытии для нас потенциально сущего во времени, пространстве и за их пределами. Завершает восхождение высочайшее знание посредством тождества. Этот уровень – врата к пробуждению относительно высшего [личного] "Я", а также всеведения и всемогущества Ишвары [38: 823-824].
По сути, здесь представлено четыре плана. В "Синтезе йоги" из них названы только божественный супраментальный рассудок и репрезентативный сверхразум. В "Беседах" post factum появляются интерпретирующий сверхразум и императивный сверхразум.
Что касается супраментального рассудка, то он, по-видимому, может рассматриваться двояко: а) как отдельный план; б) как форма репрезентативного сверхразума (тогда он отдельно не выделяется).
Возвращаясь к "Беседам", отметим, что в них приводится еще одно важное указание на новое толкование Шри Ауробиндо планов виджняны (сверхразума). В беседе, которая состоялась18 июня 1926 года, Шри Ауробиндо отвечает на вопрос ученика о возможности предсказания будущего и степени детерминированности предсказанных событий:
"Существуют движения трех видов, их необходимо различать при видении будущего. Прежде всего, это – следствие наличия актуально существующего; область эта очень узка, все здесь фиксировано и обычно относится к очень близкому будущему.
Во-вторых, существует игра потенциальных возможностей, в которой идет игра неких сил; вы можете увидеть ту силу, которая скорее всего добьется успеха. Обычно же это – сила, представляющая собой высшее решение в этом плане. Но вы не сможете до конца быть уверены в том, что этой силе будет способствовать успех, если вы не будете обладать безусловным знанием того, что она представляет высшее решение – Истину.
И третье – существует более высокий план, где принимаются важные решения. Для реализации этого последнего движения вы должны подняться очень высоко. Различать указанные три вида непросто, большинство же ясновидящих смешивают их" [8: 27].
Приведенный пример – не что иное, как изложение характеристик репрезентативного, интерпретирующего и императивного сверхразума в контексте трикаладришти58 – способности, развитие которой предписывается программой "Семь четверок".