Витальный аспект ментального сознания (vital mental)

Витальный аспект ментального сознания (vital mental) - student2.ru

III.2. Данный сектор поля Шри Ауробиндо называет динамичным разумом. Это разум воли, разум решений, стремящийся воплотить в жизнь идеи чистого разума (III.3). Он оперирует идеями и суждениями, а также отвечает на вопрос "Как это сделать?". Динамичный разум, как и витальный, занят планированием и организацией, но действует он совершенно иначе, поскольку ради достижения цели прагматично выстраивает наиболее оптимальную последовательность действий [8: 80; 26: 326].

Рассудок и витальный разум

Используя мысль как средство выражения витальных побуждений и жизненной силы, витальный разум прибегает к рассуждениям лишь для того, чтобы оправдать требования этих сил и навязать их рассудку.

Овладев им, витальный разум:

  • превращает прагматично мыслящий разум в своего помощника и даже адвоката, находящего всевозможные извинения и оправдания его импульсам и эмоциям,
  • наполняет рассудок амбициозными мечтами, подчиняет его волю и побуждает к действию [43, p. 323, 326, 341, 1106, 1329, 1387].50

В одной из бесед с учениками Шри Ауробиндо описывает механизм такого воздействия. По его словам, заявление Муссолини "И для Италии должно быть место под солнцем", – типично витальная мысль, а не ментальная, поскольку она исходит из его витального эго и опирается на чувство патриотизма. Овладев разумом, она может потребовать, чтобы тот нашел ей оправдание: "Я сказала то-то и то-то. А теперь объясни, почему эти слова истинны" [11, с. 79-80].

Прагматично мыслящий разум может стать выше витальных движений (мечтаний и эмоций), однако в большинстве людей он полностью подчинен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях и оценках [43, p. 336, 1387].

Комментарий

В период "Арьи" Шри Ауробиндо рассматривал прагматичный разум как средний уровень буддхи и описывал его следующим образом.

Над элементарным мыслящим разумом – первым уровнем буддхи – находится динамичный, прагматично мыслящий интеллект (dynamic, pragmatic intellectuality), для которого подлинным мотивом являются действие и воля, а мысль и знание нужны лишь для реализации задуманного.

Этот прагматично мыслящий разум (pragmatic idea mind) поднимает себя над жизнью и действует как посредник между правдой жизни и силой идеи. Он берет данные из жизни, приводит их в систему и вырабатывает план действий. На этом ментальном уровне мысль интересна душе лишь (или преимущественно) как средство действия и обретения опыта.

Если высший уровень буддхи (см. ниже) пытается, скорее, воспринять Истину, не внося в нее ничего личного, то средний его уровень – прагматичный рассудок (pragmatic reason)51 – пытается сам создать истину. Ему она представляется лишь полезным инструментом для организации внешней и внутренней жизни, а также для управления ею.

Таким образом, рассудок вырабатывает интеллектуальную концепцию жизни, состоящую из целого свода полезных истин и правил. Он же формирует набор эстетических и этических стандартов, структуру нашего мнения, нормы мысли и намерений. Этот уровень буддхи является ведущим во всех умственно развитых людях.

Несовершенство прагматичного разума заключается в том, что он зависит от первого уровня буддхи – воспринимающего понимания (current understanding) – как от своего основания, и потому направляет все свои усилия на мир становления, мир событий. Он не может быть опорой и дать неизменный уровень смысла. Будучи в большей степени разумом воли, чем разумом знания, он живет в истине на час, а не в какой-либо вечной и неизменной Истине. Поэтому сам по себе он является игрушкой Времени и рабом Жизни.

Но, будучи очищен от влияния привычного понимания (customary understanding), он превращается в великого созидателя, а в соединении с высшим уровнем буддхи становится надежным каналом и отважным помощником реализации Истины в жизни. В поисках безмолвия йогин должен отстраниться от этого разума, сосредоточенного на Жизни, и трансформировать его с помощью Воли духа [20: 535-536, 657-658; 21: 136; 38: 652, 670-671, 842-843].

Как видно из описания, в 1920-1930-е гг. взгляды Шри Ауробиндо на природу рассудка почти не изменились. Возможно, поэтому в письмах ученикам отсутствует подробный анализ данного аспекта сознания.

Правда, стоит отметить, что если в "Синтезе йоги" Шри Ауробиндо нередко использует термины "reason", "intellect", "intelligence", "mind" как взаимозаменяемые, то в "Письмах о йоге" термин "reason", как правило, связан именно с прагматично мыслящим разумом.



Семантическое поле термина "витальный аспект ментального сознания"
Синонимы
различающий, распознающий интеллект discerning intellect
различающий рассудок discriminating reason
рассуждающий интеллект reasoning intelligence
прагматично мыслящий разум, рассудок thinking mind (reason)
динамичный интеллект dynamic Intelligence
динамичный разум dynamic Mind
динамичный аспект разума dynamic part of the mind
витальный, или динамичный, аспект ментала vital dynamic part of the mental
логически мыслящий интеллект logical intelligence
волящий разум willing mind
волящий интеллект willing intelligence

Наши рекомендации