Витальный аспект ментального сознания (vital mental)
III.2. Данный сектор поля Шри Ауробиндо называет динамичным разумом. Это разум воли, разум решений, стремящийся воплотить в жизнь идеи чистого разума (III.3). Он оперирует идеями и суждениями, а также отвечает на вопрос "Как это сделать?". Динамичный разум, как и витальный, занят планированием и организацией, но действует он совершенно иначе, поскольку ради достижения цели прагматично выстраивает наиболее оптимальную последовательность действий [8: 80; 26: 326].
Рассудок и витальный разум
Используя мысль как средство выражения витальных побуждений и жизненной силы, витальный разум прибегает к рассуждениям лишь для того, чтобы оправдать требования этих сил и навязать их рассудку.
Овладев им, витальный разум:
- превращает прагматично мыслящий разум в своего помощника и даже адвоката, находящего всевозможные извинения и оправдания его импульсам и эмоциям,
- наполняет рассудок амбициозными мечтами, подчиняет его волю и побуждает к действию [43, p. 323, 326, 341, 1106, 1329, 1387].50
В одной из бесед с учениками Шри Ауробиндо описывает механизм такого воздействия. По его словам, заявление Муссолини "И для Италии должно быть место под солнцем", – типично витальная мысль, а не ментальная, поскольку она исходит из его витального эго и опирается на чувство патриотизма. Овладев разумом, она может потребовать, чтобы тот нашел ей оправдание: "Я сказала то-то и то-то. А теперь объясни, почему эти слова истинны" [11, с. 79-80].
Прагматично мыслящий разум может стать выше витальных движений (мечтаний и эмоций), однако в большинстве людей он полностью подчинен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях и оценках [43, p. 336, 1387].
Комментарий
В период "Арьи" Шри Ауробиндо рассматривал прагматичный разум как средний уровень буддхи и описывал его следующим образом.
Над элементарным мыслящим разумом – первым уровнем буддхи – находится динамичный, прагматично мыслящий интеллект (dynamic, pragmatic intellectuality), для которого подлинным мотивом являются действие и воля, а мысль и знание нужны лишь для реализации задуманного.
Этот прагматично мыслящий разум (pragmatic idea mind) поднимает себя над жизнью и действует как посредник между правдой жизни и силой идеи. Он берет данные из жизни, приводит их в систему и вырабатывает план действий. На этом ментальном уровне мысль интересна душе лишь (или преимущественно) как средство действия и обретения опыта.
Если высший уровень буддхи (см. ниже) пытается, скорее, воспринять Истину, не внося в нее ничего личного, то средний его уровень – прагматичный рассудок (pragmatic reason)51 – пытается сам создать истину. Ему она представляется лишь полезным инструментом для организации внешней и внутренней жизни, а также для управления ею.
Таким образом, рассудок вырабатывает интеллектуальную концепцию жизни, состоящую из целого свода полезных истин и правил. Он же формирует набор эстетических и этических стандартов, структуру нашего мнения, нормы мысли и намерений. Этот уровень буддхи является ведущим во всех умственно развитых людях.
Несовершенство прагматичного разума заключается в том, что он зависит от первого уровня буддхи – воспринимающего понимания (current understanding) – как от своего основания, и потому направляет все свои усилия на мир становления, мир событий. Он не может быть опорой и дать неизменный уровень смысла. Будучи в большей степени разумом воли, чем разумом знания, он живет в истине на час, а не в какой-либо вечной и неизменной Истине. Поэтому сам по себе он является игрушкой Времени и рабом Жизни.
Но, будучи очищен от влияния привычного понимания (customary understanding), он превращается в великого созидателя, а в соединении с высшим уровнем буддхи становится надежным каналом и отважным помощником реализации Истины в жизни. В поисках безмолвия йогин должен отстраниться от этого разума, сосредоточенного на Жизни, и трансформировать его с помощью Воли духа [20: 535-536, 657-658; 21: 136; 38: 652, 670-671, 842-843].
Как видно из описания, в 1920-1930-е гг. взгляды Шри Ауробиндо на природу рассудка почти не изменились. Возможно, поэтому в письмах ученикам отсутствует подробный анализ данного аспекта сознания.
Правда, стоит отметить, что если в "Синтезе йоги" Шри Ауробиндо нередко использует термины "reason", "intellect", "intelligence", "mind" как взаимозаменяемые, то в "Письмах о йоге" термин "reason", как правило, связан именно с прагматично мыслящим разумом.
Семантическое поле термина "витальный аспект ментального сознания" | |
Синонимы | |
различающий, распознающий интеллект | discerning intellect |
различающий рассудок | discriminating reason |
рассуждающий интеллект | reasoning intelligence |
прагматично мыслящий разум, рассудок | thinking mind (reason) |
динамичный интеллект | dynamic Intelligence |
динамичный разум | dynamic Mind |
динамичный аспект разума | dynamic part of the mind |
витальный, или динамичный, аспект ментала | vital dynamic part of the mental |
логически мыслящий интеллект | logical intelligence |
волящий разум | willing mind |
волящий интеллект | willing intelligence |