Витальный аспект физического сознания (vital physical)

Витальный аспект физического сознания (vital physical) - student2.ru

I.2. Шри Ауробиндо дает следующее определение витального аспекта физического сознания: "это носитель нервных реакций нашей физической природы, это область и инструмент мельчайших ощущений, желаний и всевозможных реакций на воздействия внешней физической и грубой материальной жизни" [26: 348].

Основные задачи данного аспекта: приводить в действие различные органы тела, а также регулировать функции физического существа. Именно он дарует телу здоровье и силу [8: 82].

Его действия совершенно иррациональны – даже когда он прав, он не может объяснить, почему; ибо он действует автоматически, повинуясь привычным инстинктам, импульсам, ощущениям и чувствам. Разум может найти объяснение его поступкам, но если он попросит его самого объяснить причину своих действий, то услышит в ответ: "Я так хочу", "мне так нравится", "не нравится", "мне так кажется" [26: 1446].31

Тонкая нервная система

Витальный аспект физического сознания это нервная система человека, точнее – тонкая нервная система [26: 344, 704]. Согласно Шри Ауробиндо, нервы выходят за пределы материального тела, соединяя собой тонкое тело и грубое [26: 352; 38: 337]. Поэтому наряду с грубой, физической нервной системой, состоящей из материальных нервов и сплетений, человек обладает и тонкой нервной системой. Она состоит из многочисленных каналов-нади, а ее центрами являются чакры [25: 555; 26: 1147; 35: 158; 38: 535, 537].32

Шри Ауробиндо также называет витальный аспект физического сознания жизненной силой, тесно связанной с реакциями, желаниями, потребностями и ощущениями тела. Это витальная энергия, погруженная в материю и обусловленная ее законами [26: 327, 345-348, 704].33 Именно она управляет реакциями нервов и телесного сознания, непроизвольными эмоциональными реакциями (reflex emotions) и ощущениями, являясь причиной большинства поверхностных, почти незаметных движений, характерных для нашей повседневной жизни [26: 344, 348].

Сексуальность

Витальный аспект физического сознания тесно связан с физическим аспектом витального сознания34. Объединившись с ним, этот аспект порождает похоть, ревность, гнев и ярость [26: 344, 348]. Отсюда такое выражение, встречающееся в работах Шри Ауробиндо, как "сексуальные эмоции витального аспекта физического сознания" (vital physical sex-emotion) [26: 1524].

В любом сексуальном побуждении есть витальный элемент, но чисто витальное движение не заинтересовано в физическом контакте или половом акте. Оно заинтересовано в игре эмоций, власти, подчинении, разногласиях, примирении, обмене энергией и т.д. Именно витальный аспект физического сознания придает большое значение прикосновению, объятиям,35 половому акту. Таким образом, низший витал порождает желание, а чувственность возникает в результате взаимодействия низшего витала и тонкой нервной системы. Тогда витальный аспект физического сознания начинает рассматривать чувственное восприятие через призму удовольствия [26: 1523, 1537].

Передаваясь из низшего витала в тонкую нервную систему, сексуальное желание может не только обострить чувственность, но и породить ощущение тепла.36 Само же это желание (vital-physical desire) существует лишь ради себя и не вызвано реальными потребностями тела. Вот почему физическое удовлетворение не способно его ослабить [26: 1408].

Тонкая нервная система (nervous being) находится под влиянием витальных сил (в частности, сил низшего витала). Когда же они отвергаются или изгоняются, она становится вялой и безжизненной, и потому хочет вернуть их обратно – ибо от них она привыкла получать наслаждение и силу жизни, а не от духовной, или божественной, Силы свыше [26: 1304].

В связи с практикой брахмачарьи (сохранения сексуальной энергии) Шри Ауробиндо не раз приходилось отвечать на вопрос, не является ли воздержание вредным для психического и физического здоровья.

Действительно, если секс – естественная потребность витального аспекта физического сознания (такая же, как пища или сон), то его полное запрещение может привести к серьезным последствиям. Однако нарушения в работе нервной системы возникают лишь в том случае, полагает Шри Ауробиндо, если человек потворствует сексуальному импульсу, подавляя его внешние проявления. В этом случае вполне оправдана точка зрения медицинской теории, высказывающейся против сексуального воздержания [26: 1511].

Тонкий (воображаемый, использующий визуализацию) вариант удовлетворения сексуального желания еще более опасен, если человек рассматривает его как часть садханы. Это прямой путь к духовному падению и привлечению в тонкую атмосферу сил, препятствующих нисхождению супраментального Света. Вместо него нисходят враждебные витальные силы и существа, откликаясь на соответствующие витальные вибрации в поле сознания. Если же человек прилагает истинное духовное усилие и совершенствуется в искусстве целомудрия, то никаких опасностей и никакого вреда для его здоровья не возникает [26: 1508, 1511].

Сексуальный импульс можно победить, только отсоединив его от низшего витала. Тогда он будет проявляться лишь на уровне безусловных рефлексов (purely physical movement of the mechanical kind). Если же его отбросить из витального аспекта физического сознания, а также освободить от него центр физического сознания37, то сексуальный импульс исчезнет полностью [26: 1520, 1536].

Растительное начало

Если физический аспект витального сознания, или низший витал (II.1), – это животная часть человека [26: 1294], то витальный аспект физического сознания – это растительное начало в нас. В растениях, полагает Шри Ауробиндо, представлен главным образом именно этот аспект [26: 17, 292, 294].

Иррациональность сознания нервной системы (nervous consciousness) человек получил в наследство от растений и примитивных животных [25: 310; 33: 173].

Это витальное сознание, действующее в клетках тела. Именно его непроизвольные (automatic) реакции побуждают нас совершать целенаправленные действия и подчиняться симпатиям и антипатиям, о причинах которых не ведает наш разум. Поиски света и борьба растения за свое существование, его удовольствие и боль, его сон и пробужденность и вся та странная жизнь, наличие которой, по словам Шри Ауробиндо, индийские ученые выявили строго научными методами, – все это движения сознания, но не ментального [33: 87].

Необходимость достаточного сна и питания

Чрезмерное напряжение сил, слишком продолжительный труд или непрерывная работа истощают нервную систему, витальный аспект физического сознания. Поэтому цель сна, считает Шри Ауробиндо, – это отдых тела и обновление сил данного аспекта [26: 704, 1480].

Тело и нервная система являются основой садханы. Недостаток сна ослабляет тело и оболочку тонкой нервной системы. А нарушение равновесия в тонкой нервной системе может привести к неврастении и различного рода маниям [26: 1477, 1760, 1767].

Не спать достаточно – большая ошибка. Нормальная продолжительность сна должна составлять семь-восемь часов, за исключением позднего возраста, когда он может сократиться. Если человек обладает очень сильной нервной системой, он может сократить время сна до шести, иногда даже до пяти часов, но такое бывает редко и к этому не нужно стремиться без необходимости [26: 1477].

Никакая йога невозможна без достаточной пищи и сна. Пост или воздержание ото сна делают нервы болезненными и возбужденными, ослабляют мозг и приводят к галлюцинациям или игре воображения. Есть и спать по потребности – лучшее, что можно сделать [26: 1470].

Сокращение питания может способствовать очищению витального аспекта физического сознания [26: 1537]. Однако

"продолжительное голодание может привести к возбуждению тонкой нервной системы (nervous being), которое нередко порождает яркую игру воображения и галлюцинации, принимаемые за подлинный опыт; часто такой пост предлагается витальными сущностями, поскольку он приводит сознание в состояние неуравновешенности, которое благоприятствует исполнению их замыслов. Поэтому здесь (в ашраме. – А. В.) голодание не поощряется. Следует придерживаться правила, установленного Гитой, которое гласит, что "йога – ни для тех, кто ест слишком много, ни для тех, кто не ест вообще"; иными словами – необходимо умеренное потребление пищи для поддержания физического здоровья и силы" [26: 77].

Нужно научиться соблюдать определенное равновесие и гармонию между различными аспектами сознания. Пища необходима лишь для того, чтобы обеспечивать потребности тела. Если тело получает меньше, чем ему нужно, оно порождает голод. Если же оно получает сверх своих потребностей, то процесс еды превращается в потакание низшему виталу [26: 1467].

Комментарий

Приблизительно 6 января 1927 Шри Ауробиндо пишет в своем дневнике, что чувство голода возникает из витала в теле (the vital in the body). Именно этот телесный витал (bodily vital) уже мог воздерживаться от принятия пищи, но наиболее материальные части (the most material parts) не были к этому готовы [48: 130].

Очевидно, что речь здесь идет о витальном аспекте физического сознания. Представление о нем формировалось еще в ранний период йоги. Тогда его активность описывалась как действие Праны, или жизненной энергии, которая наделяет силой нервную систему [36: 83].

Прана соединяет ум и тело. Подобно лошади, она запряжена в колесницу тела и повинуется вознице-разуму, реализуя его намерения [35: 158]. Жизненная энергия течет по нади, или каналам тонкой нервной системы йогина (the nadis or nerve-channels of his system). Первая цель Пранаямы – очищение [тонкой] нервной системы [38: 534, 535]. После такого очищения упражнения Пранаямы активизируют пранакошу (витальную оболочку) [38: 34], в результате чего йогин обретает различные сверхъестественные способности.

Семантическое поле термина "витальный аспект физического сознания"
Синонимы
витал, погруженный в физическое сознание vital in the physical
витал в теле vital in the body
телесный витал bodily vital
телесная жизнь bodily life
собственно витальный аспект физического сознания vital-physical proper
тонкая нервная система subtle nervous system, nervous being, nervous (vital physical) being, the vital-physical part of the being
оболочка тонкой нервной системы (пранакоша) nervous body (prānakosha), nervous envelope, nervous aura
Низшие слои
наиболее грубая часть витального аспекта физического сознания the crude vital-physical
витальный аспект материального сознания vital-material (vital material)

Наши рекомендации