Ментальный аспект физического сознания (mental physical)

Ментальный аспект физического сознания (mental physical) - student2.ru

I.3. Ментальный аспект физического сознания ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом: он облекает в ментальную форму (mentalises)38 переживания, полученные в результате контакта со внешним миром, но не идет дальше этого [26: 326]. По сути, этот аспект отвечает за осознанное восприятие и ориентацию на физическом плане. Его интересует лишь то, что происходит вокруг, а не то, почему это происходит.

В тех же выражениях Шри Ауробиндо описывает и физический разум. Эта часть ментального сознания имеет дело исключительно с физическими явлениями; она не видит ничего, кроме объектов и событий внешнего мира, а ее выводы основываются лишь на данных чувственного восприятия. Физический разум также имеет обыкновение наблюдать за всем, что происходит вокруг, независимо от того, есть в том польза или нет [26: 327, 328].

Автоматически мыслящий разум

Низшей формой (или подпланом) ментального аспекта физического сознания является автоматически мыслящий разум (mechanical mind), который, будучи предоставлен самому себе, "лишь повторяет привычные идеи и записывает (record) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира" [26: 327].

Он именно "повторяет идеи и фиксирует реакции", а не "облекает в ментальную форму" данные чувственного восприятия, как это делает высший уровень ментального аспекта физического сознания. Автоматический разум ничего не создает сам – он лишь

"повторяет привычные мысли и движения или, самое большее, добавляет к ним свои рефлекторные реакции на события внешней жизни (без какого-либо понимания того, что вокруг происходит)" [26: 328].

Это своего рода машина: какие бы мысли или движения к нему ни приходили, он вовлекает их в свое круговое движение и повторяет до бесконечности, не интересуясь, что они собой представляют. Автоматический разум действует по инерции, поэтому ему трудно остановиться [26: 329, 1221].

С автоматическим разумом связаны навязчивые воспоминания и прошлые желания. Из-за своей привязанности к движениям, сформированным в прошлом, автоматический разум легко забывает и отрицает все новое [26: 340, 1221]. Как будет показано ниже, все новое отрицает и физический аспект ментального сознания (III.1). Однако автоматический разум, в отличие от него, не может быть скептиком, поскольку не способен вырабатывать собственные мысли. Поэтому он просто отрицает и забывает.

Термин "автоматический разум" Шри Ауробиндо использует не только для обозначения низшего уровня ментального аспекта физического сознания, но и для обозначения самого этого аспекта в узком смысле:

"Природа ментального аспекта физического сознания в том и состоит, чтобы бессмысленно повторять то движение, которое оказалось в поле его внимания. Это сознание мы называем автоматическим разумом – он наиболее силен в детстве, когда мыслящий разум еще не вполне развит, а круг интересов слишком узок. В дальнейшем автоматическое мышление становится низовым течением ментальной активности" [26: 329].

Физический разум также всегда полон привычных, постоянно повторяющихся мыслей, он всегда занят внешними событиями и объектами. Сама физическая природа существует благодаря постоянному повторению, поэтому способность к упрямому повторению, считает Шри Ауробиндо, – одна из характерных черт физического разума. В отличие от материального сознания (I.1) он отнюдь не инертен. Если он не повторяет что-либо, то впадает в состояние апатии [26: 351, 1268, 1434].

Комментарий

Можно ли рассматривать термины "ментальный аспект физического сознания" и "физический разум" как синонимы? – Можно, но лишь отчасти. Дело в том, что физическим разумом Шри Ауробиндо называет не только описываемую часть поля, но и сектор, образованный пересечением ментального плана и тонкой физической оболочки (III.1).

Один и тот же термин функционирует в разных значениях, что, собственно, признает и сам Шри Ауробиндо:

"Термин "физический разум" несколько двусмысленен, поскольку может означать как объективирующий разум, так и разум в физическом сознании (mental in the physical)" [26: 326].

Отсюда – проводимое им различие между физическим разумом, примыкающим к области подсознания (I.3), и той его частью, которая натренирована для ментальной работы с объектами внешнего мира (III.1, подробнее о ней см. ниже) [26: 1445].

Таким образом, термин "физический разум" действительно используется Шри Ауробиндо для обозначения как объективирующего разума (III.1), так и разума, погруженного в физическое сознание (I.3). В последнем случае этот термин совпадает по смыслу с термином "ментальный аспект физического сознания" – как в широком, так и в узком смысле.39

В дневниках термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) впервые встречается 14 мая 1918 г. [47: 33]. В записи от 2-5 апреля 1920 г. появляется выражение "ментализованный физический тамас" (the mentalised physical tamas) [48: 24]. И в том, и в другом случае просматриваются контуры будущей системы терминов.

* * *

Что касается термина "физический разум", то именно так в период "Арьи" Шри Ауробиндо называл манас. Манас – это разум чувств (sense mind, sense-mind): разум зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Он позволяет воплощенному сознанию вступать в контакт с окружающим миром через тот или иной канал восприятия. В качестве шестого чувства манас способен работать в двух режимах – внешнем и внутреннем. В первом случае он стремится воспринимать лишь мир объектов и ограничивается тем, что привлекает внимание субъекта ко внешним воздействиям, полученным через нервную систему и органы чувств. Во втором – ориентируется на субъективную реальность и непосредственно воспринимает внутренние процессы через своего рода отождествление с ними (by a sort of identity with them) [33: 62; 38: 650, 651]. Поэтому мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать – наше внимание привлекло что-то во внешнем мире или оно полностью переключилось на внутренний мир, где мы осознаем мысли, эмоции и желания, отождествляясь с ними.

В поздний период йоги Шри Ауробиндо полагает, что хотя большая часть действий физического разума соответствует действиям манаса, последний включает в себя также многое из того, что можно соотнести с витальным разумом (II.3) и тонкой нервной системой (I.2) [26: 331]. Тем не менее, он продолжает использовать термины "разум чувств" и "физический разум" как синонимы [33: 648, 717].

Возникает вопрос: какой именно физический разум имеет в виду Шри Ауробиндо? По-видимому, ментальный аспект физического сознания, поскольку функции Манаса и данного аспекта практически совпадают. Основная функция Манаса – воспринимать объекты и ментально на них реагировать (react mentally) [26: 331], а ментального аспекта физического сознания – записывать и облекать в ментальную форму (mentalises) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира [26: 326-327].

Что же Шри Ауробиндо имеет в виду? Возможно, следующее. Воспринимающий разум чувств, по его словам, служит ментальной основой аффектов нервной системы (nervous mental basis of the affections); он откликается на воздействие объектов внешнего мира, порождая реакции ментального удовольствия или раздражения, которые образуют основу полярных эмоций симпатии и антипатии. Все эмоции сердца сопровождаются аккомпанементом разума нервной системы. Так, страх или гнев, с точки зрения Шри Ауробиндо, нередко являются реакцией нервной системы, переведенной на язык эмоций [38: 649, 661].

Семантическое поле термина "ментальный аспект физического сознания"
Синонимы
животная, физическая, или перцептивная ментальность animal, physical or sense mentality
манас manas
разум, погруженный в физическое сознание mental in the physical, mind in the physical
направленный вовне разум чувств outward sense-mind
физический разум physical mind
физический разум чувств physical sense-mind
перцептивный разум sensational thought-mind, sensational mentality
разум чувств sense mind (sense-mind)
разум нервной системы nervous mind, nervous mentality
воспринимающий перцептивный разум receptive sensational mind
Низшие слои
ментальный аспект материального сознания mental material
автоматически действующий ментальный аспект физического сознания mechanical mental physical
автоматически действующий физический разум mechanical physical mind
автоматический разум mechanical mind

ВИТАЛЬНЫЙ ПЛАН

Ментальный аспект физического сознания (mental physical) - student2.ru

Переходим к описанию второго плана – витального. При его пересечении оболочками поля образуются:

  • физический аспект витального сознания (II.1, physical vital),
  • чистый витал (II.2, vital proper) и
  • ментальный аспект витального сознания (II.3, mental vital).

Наши рекомендации