Физический аспект ментального сознания (physical mental)
III.1. Физический аспект ментального сознания Шри Ауробиндо называет объективирующим разумом (externalising mind)47, а тот, в свою очередь, – физическим [26: 373, 374].
Физический разум имеет дело исключительно с физическими явлениями. Он зависит от разума чувств (sense-mind) и не видит ничего, кроме внешних объектов и действий. Он делает свои выводы на основе данных чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до тех пор, пока не будет озарен свыше [26: 327, 1266].
Функции физического разума
- Физический разум отвечает за вербальное мышление. Через него получают свое выражение в речи те аспекты сознания, которые в данный момент управляют мышлением человека.48
Так, физический разум облекает в слова те идеи, которые вырабатывают чистый (III.3) и динамичный разум (III.2), поэтому в физическом разуме могут выражаться и разумное мышление, и разумная последовательность действий. Его инструментом является речевой аппарат, а сам этот аспект сознания проецируется на нижнюю часть лица (рот) и горло [26: 326, 330, 373, 374, 376, 1285].
- Благодаря физическому разуму человек способен не только упорядочивать (тем или иным образом) объекты внешнего мира, но и создавать новые, воплощая идеи динамичного и чистого мыслящего разума.
Физический разум адаптирует эти идеи к условиям физической реальности. Поэтому он хочет, чтобы все давалось легко. Когда же этот аспект ментального сознания открывается влиянию Божественного, приходит совершенство в действиях (искусность в работе) [26: 326, 328, 705, 1266].
Стандарт реальности
С точки зрения Шри Ауробиндо, физический разум склонен ставить с ног на голову истинный порядок вещей. Поверхностные силы и явления Природы он рассматривает как фундаментальные, не понимая их производности от более глубоких (или тонких) процессов. Внешний мир физических объектов он считает единственно реальным, а все супрафизическое, нематериальное, неочевидное – зыбким, обманчивым, иллюзорным. Даже в своей собственной реальности физический разум убеждается лишь благодаря физическому телу, в котором он обитает. В такой науке, как физика, полагает Шри Ауробиндо, этот тип ментальности преобладает: хотя физика далеко выходит за пределы нашего чувственного восприятия, "стандарт реальности", которую она изучает, остается тем же [26: 1267; 33: 413, 1023].
Феномен скепсиса
Поскольку физический разум сосредоточен на событиях и объектах физического мира, он
"скептически относится к тем супрафизическим явлениям, непосредственным свидетелем которых он не был и которым не может найти подходящего объяснения, – но даже когда с ним случаются духовные переживания, он легко их забывает и с трудом верит в то, что они действительно были" [26: 347-348].
Именно физический разум считает, что Бог и трансцендентная реальность это иллюзии или в лучшем случае абстрактные идеи, которые нельзя выразить иначе, как с помощью символов и метафор. На физический разум, не затронутый внутренним пробужденным сознанием, не произведет никакого впечатления даже переживание космического сознания или вечного безмолвного Атмана (Self). Сталкиваясь с подобными переживаниями, физический разум ничуть не меняется. Он остается таким же самоуверенным, надменным и догматичным в своем неведении. Так, он может сказать: "Любопытно, конечно, даже интересно, но слишком субъективно, не так ли? А если так, то это галлюцинации!" [26: 626, 1445-1446; 29: 354; 33: 35].
Для любого аспекта физического сознания характерно повторение, поэтому даже если физический разум и принимает идею реинкарнации, то он рассматривает ее лишь как повторение одной и той же личности в разных телах: переходя из жизни в жизнь, личность в принципе не изменяется – ее характер, предпочтения, наклонности остаются прежними [33: 816].
Личность самого физического аспекта ментального сознания (physical-mental personality) – это скептик, агностик и экстраверт. Если в человеке преобладает личность физического разума, он придает большое значение своей внешней жизни и придерживается сугубо утилитарных взглядов, игнорируя все другие [26: 53, 624, 717-718; 33: 717].
Феномен скепсиса Шри Ауробиндо объясняет следующим образом. Если наш индивидуальный разум может познавать себя непосредственно, то в отношении внутренней жизни других он остается в полном неведении и может судить о ней лишь по аналогии со своей собственной или по тем знакам, которые, как он считает, на нее указывают. Поэтому каждый индивид реален для самого себя, а невидимая жизнь других ему доступна лишь через призму разума, жизни и чувств. Это ограничение связано с физическим разумом человека, и оно создает в нем привычку полностью доверять лишь своему собственному опыту и собственным представлениям, сомневаясь в том, что с ними расходится. Отсюда – отрицание всего нового со стороны физического разума [33: 620, 649].
Как и в случае с физическим аспектом витального сознания, Шри Ауробиндо советует отвергать не сам физический разум (необходимую часть нашей природы), а его главные дефекты – ограниченность и сомнение [26: 1269], подчеркивая при этом, что в дальнейшем скептицизм физического разума может быть полезен для отвержения ложных форм мистического опыта [26: 53].
Комментарий
Термин "физическая ментальность" (physical mentality) встречается в дневниковых записях от 10 и 16 июля 1919 г. [47: 84, 107], а примерно через два месяца (3-24 сентября) появляется выражение "слабость в физическом аспекте ментального сознания" (physical-mental laxity) [47: 163].
Напомним, что термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) упоминается в дневниках уже в 1918 г. Позднее оба термина вошли в создаваемую Шри Ауробиндо систему понимания и описания опыта.
* * *
Индийский мыслитель проводит тонкое различие между ментальным аспектом физического сознания (I.3) и физическим аспектом ментального (III.1). Оба они ориентированы на объекты физического мира (поэтому Шри Ауробиндо и называет их физическим разумом), но при этом ментальный аспект физического сознания интериоризирует (mentalises) чувственные данные, полученные в результате контакта со внешним миром, тогда как объективирующий разум, работает с этими данными на основе идей, полученных от прагматичного и чистого планов разума [26: 326-327, 344, 1445, 1446]. Таким образом, человек обладает интериоризирующим физическим разумом и объективирующим.
Существует еще одно важно различие: если интериоризирующий разум ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом [26: 326], то объективирующий не только ограничен данными внешнего восприятия, но и скептически относится ко всем переживаниям и явлениям супрафизического характера, интерпретируя их как игру воображения [26: 347-348, 1076, 1445].
Упомянутая выше двусмысленность термина "физический разум" может быть связана с тем, что ментальный аспект физического сознания (I.3) и физический аспект ментального сознания (III.1) образованы из одних и тех же компонентов. Только в первом случае ведущей оказывается природа физического плана сознания, а во втором – ментального. На практике, указывает Шри Ауробиндо, деятельность этих аспектов обычно смешивается [26: 326-327].
* * *
В этом указании можно усмотреть воспоминание Шри Ауробиндо о своем собственном опыте понимания. Дело в том, что в ранний период йоги он не различал эти аспекты и соотносил их деятельность с низшим уровнем буддхи. Эта точка зрения представлена в главах "Синтеза йоги", которые выходили в выпусках "Арьи" за апрель-июнь 1919-го и октябрь 1920 гг. Чтобы дать представление об этом уровне сознания, приведем сводное его описание.
В природе человека существует элементарный мыслящий разум (elementary thinking mind), который не выходит за пределы данных разума чувств (sense-mind), памяти, сердца и сознания нервной системы (sensational mentality). Он повторяет все вслед за ними, бесконечно двигаясь в привычном круге мыслей и желаний или следуя внушениям жизни – в любом новом направлении, которое открывается его восприятию и пониманию.
С функциональной точки зрения, низший уровень буддхи это и есть простейшее перцептивное понимание (perceptive understanding). Оно постоянно сопровождает нас в повседневных, привычных делах.49
Привычно мыслящий разум (habitual thought mind) соединяет разум чувств с рассудком (reason). Вследствие этого он основывает свои идеи не только на данных чувственного восприятия или поверхностных реакциях нервного и эмоционального существ – он берет идеи рассудка и обращает их в ходячую монету мнения, привычный стандарт мысли или канон действия, поскольку сам неспособен сформировать чистую мысль. Оперируя всем привычным, он опирается в своем мышлении на привычные взгляды, сформированные образованием, внешней жизнью и окружением. Из-за своей инертности и неумения мыслить самостоятельно, он неспособен ни к серьезному изменению, ни к принятию чего-либо принципиально нового.
Этот привычный разум включает в себя два движения, одно – постоянное низовое течение автоматически возвращающейся мысли, всегда повторяющей себя в том же самом кругу физического, витального, ментального переживания и опыта, другое – более активно работающее на весь новый опыт, с которым сталкивается разум, и сводящее его к формулам привычного мышления. Умственные способности среднего человека ограничены этим привычным умом и весьма несовершенно реализуются в его замкнутом движении.
Когда мы отстраняемся от него и стараемся сохранять рассудок незанятым, наблюдающим и безмолвным, мы обнаруживаем, что этот разум начинает носиться по кругу, повторяя все свои устоявшиеся мнения и реакции на восприятие внешнего мира. Но по мере того, как этот низший уровень понимания лишается поддержки со стороны рассудка, он начинает слабеть, теряет уверенность в себе, свои привычки и, наконец, умолкает. Приведение в безмолвие потока повторяющейся мысли элементарно мыслящего разума является одной из наиболее значимых практик йоги [20: 535, 657; 21: 135; 38: 651-652, 670, 842].
В приведенном описании низшего уровня буддхи прослеживаются характеристики физического аспекта ментального сознания (работа с идеями рассудка; шаблонное, привычное мышление; трудности в восприятии нового) и ментального аспекта физического сознания (ограниченность физическим взглядом на мир и данными чувств; циклическое, замкнутое на одном и том же мышление).
Семантическое поле термина "физический аспект ментального сознания" | |
Синонимы | |
физический разум | physical mind, physical mentality |
подлинный физический разум | true physical mind |
сознательный физический разум | conscious physical mind |
объективирующий (физический) разум | externalising (physical) mind |
объективирующий разум | externalising Mind |
объективирующий ментал | externalising mental |
выражающий разум | expressing mind |
выражающий, или объективирующий, разум | expressive or externalising mind, expressive externalising mind |
принимающий и объективирующий интеллект | receiving and externalising intelligence |
выражающий аспект разума | formative part of the mind |
воспринимающий (т.е. работающий с данными чувственного восприятия) интеллект | perceiving intelligence |
низший подплан интеллекта | the lowest sub-plane of the intelligence |
низший рассудок | lower reason |
материалистически мыслящий рассудок | materialistic reason |
разум, обусловленный влиянием материального тела | materialised mind |