Физический аспект ментального сознания (physical mental)

Физический аспект ментального сознания (physical mental) - student2.ru

III.1. Физический аспект ментального сознания Шри Ауробиндо называет объективирующим разумом (externalising mind)47, а тот, в свою очередь, – физическим [26: 373, 374].

Физический разум имеет дело исключительно с физическими явлениями. Он зависит от разума чувств (sense-mind) и не видит ничего, кроме внешних объектов и действий. Он делает свои выводы на основе данных чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до тех пор, пока не будет озарен свыше [26: 327, 1266].

Функции физического разума

  1. Физический разум отвечает за вербальное мышление. Через него получают свое выражение в речи те аспекты сознания, которые в данный момент управляют мышлением человека.48

Так, физический разум облекает в слова те идеи, которые вырабатывают чистый (III.3) и динамичный разум (III.2), поэтому в физическом разуме могут выражаться и разумное мышление, и разумная последовательность действий. Его инструментом является речевой аппарат, а сам этот аспект сознания проецируется на нижнюю часть лица (рот) и горло [26: 326, 330, 373, 374, 376, 1285].

  1. Благодаря физическому разуму человек способен не только упорядочивать (тем или иным образом) объекты внешнего мира, но и создавать новые, воплощая идеи динамичного и чистого мыслящего разума.

Физический разум адаптирует эти идеи к условиям физической реальности. Поэтому он хочет, чтобы все давалось легко. Когда же этот аспект ментального сознания открывается влиянию Божественного, приходит совершенство в действиях (искусность в работе) [26: 326, 328, 705, 1266].

Стандарт реальности

С точки зрения Шри Ауробиндо, физический разум склонен ставить с ног на голову истинный порядок вещей. Поверхностные силы и явления Природы он рассматривает как фундаментальные, не понимая их производности от более глубоких (или тонких) процессов. Внешний мир физических объектов он считает единственно реальным, а все супрафизическое, нематериальное, неочевидное – зыбким, обманчивым, иллюзорным. Даже в своей собственной реальности физический разум убеждается лишь благодаря физическому телу, в котором он обитает. В такой науке, как физика, полагает Шри Ауробиндо, этот тип ментальности преобладает: хотя физика далеко выходит за пределы нашего чувственного восприятия, "стандарт реальности", которую она изучает, остается тем же [26: 1267; 33: 413, 1023].

Феномен скепсиса

Поскольку физический разум сосредоточен на событиях и объектах физического мира, он

"скептически относится к тем супрафизическим явлениям, непосредственным свидетелем которых он не был и которым не может найти подходящего объяснения, – но даже когда с ним случаются духовные переживания, он легко их забывает и с трудом верит в то, что они действительно были" [26: 347-348].

Именно физический разум считает, что Бог и трансцендентная реальность это иллюзии или в лучшем случае абстрактные идеи, которые нельзя выразить иначе, как с помощью символов и метафор. На физический разум, не затронутый внутренним пробужденным сознанием, не произведет никакого впечатления даже переживание космического сознания или вечного безмолвного Атмана (Self). Сталкиваясь с подобными переживаниями, физический разум ничуть не меняется. Он остается таким же самоуверенным, надменным и догматичным в своем неведении. Так, он может сказать: "Любопытно, конечно, даже интересно, но слишком субъективно, не так ли? А если так, то это галлюцинации!" [26: 626, 1445-1446; 29: 354; 33: 35].

Для любого аспекта физического сознания характерно повторение, поэтому даже если физический разум и принимает идею реинкарнации, то он рассматривает ее лишь как повторение одной и той же личности в разных телах: переходя из жизни в жизнь, личность в принципе не изменяется – ее характер, предпочтения, наклонности остаются прежними [33: 816].

Личность самого физического аспекта ментального сознания (physical-mental personality) – это скептик, агностик и экстраверт. Если в человеке преобладает личность физического разума, он придает большое значение своей внешней жизни и придерживается сугубо утилитарных взглядов, игнорируя все другие [26: 53, 624, 717-718; 33: 717].

Феномен скепсиса Шри Ауробиндо объясняет следующим образом. Если наш индивидуальный разум может познавать себя непосредственно, то в отношении внутренней жизни других он остается в полном неведении и может судить о ней лишь по аналогии со своей собственной или по тем знакам, которые, как он считает, на нее указывают. Поэтому каждый индивид реален для самого себя, а невидимая жизнь других ему доступна лишь через призму разума, жизни и чувств. Это ограничение связано с физическим разумом человека, и оно создает в нем привычку полностью доверять лишь своему собственному опыту и собственным представлениям, сомневаясь в том, что с ними расходится. Отсюда – отрицание всего нового со стороны физического разума [33: 620, 649].

Как и в случае с физическим аспектом витального сознания, Шри Ауробиндо советует отвергать не сам физический разум (необходимую часть нашей природы), а его главные дефекты – ограниченность и сомнение [26: 1269], подчеркивая при этом, что в дальнейшем скептицизм физического разума может быть полезен для отвержения ложных форм мистического опыта [26: 53].

Комментарий

Термин "физическая ментальность" (physical mentality) встречается в дневниковых записях от 10 и 16 июля 1919 г. [47: 84, 107], а примерно через два месяца (3-24 сентября) появляется выражение "слабость в физическом аспекте ментального сознания" (physical-mental laxity) [47: 163].

Напомним, что термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) упоминается в дневниках уже в 1918 г. Позднее оба термина вошли в создаваемую Шри Ауробиндо систему понимания и описания опыта.

* * *

Индийский мыслитель проводит тонкое различие между ментальным аспектом физического сознания (I.3) и физическим аспектом ментального (III.1). Оба они ориентированы на объекты физического мира (поэтому Шри Ауробиндо и называет их физическим разумом), но при этом ментальный аспект физического сознания интериоризирует (mentalises) чувственные данные, полученные в результате контакта со внешним миром, тогда как объективирующий разум, работает с этими данными на основе идей, полученных от прагматичного и чистого планов разума [26: 326-327, 344, 1445, 1446]. Таким образом, человек обладает интериоризирующим физическим разумом и объективирующим.

Существует еще одно важно различие: если интериоризирующий разум ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом [26: 326], то объективирующий не только ограничен данными внешнего восприятия, но и скептически относится ко всем переживаниям и явлениям супрафизического характера, интерпретируя их как игру воображения [26: 347-348, 1076, 1445].

Упомянутая выше двусмысленность термина "физический разум" может быть связана с тем, что ментальный аспект физического сознания (I.3) и физический аспект ментального сознания (III.1) образованы из одних и тех же компонентов. Только в первом случае ведущей оказывается природа физического плана сознания, а во втором – ментального. На практике, указывает Шри Ауробиндо, деятельность этих аспектов обычно смешивается [26: 326-327].

* * *

В этом указании можно усмотреть воспоминание Шри Ауробиндо о своем собственном опыте понимания. Дело в том, что в ранний период йоги он не различал эти аспекты и соотносил их деятельность с низшим уровнем буддхи. Эта точка зрения представлена в главах "Синтеза йоги", которые выходили в выпусках "Арьи" за апрель-июнь 1919-го и октябрь 1920 гг. Чтобы дать представление об этом уровне сознания, приведем сводное его описание.

В природе человека существует элементарный мыслящий разум (elementary thinking mind), который не выходит за пределы данных разума чувств (sense-mind), памяти, сердца и сознания нервной системы (sensational mentality). Он повторяет все вслед за ними, бесконечно двигаясь в привычном круге мыслей и желаний или следуя внушениям жизни – в любом новом направлении, которое открывается его восприятию и пониманию.

С функциональной точки зрения, низший уровень буддхи это и есть простейшее перцептивное понимание (perceptive understanding). Оно постоянно сопровождает нас в повседневных, привычных делах.49

Привычно мыслящий разум (habitual thought mind) соединяет разум чувств с рассудком (reason). Вследствие этого он основывает свои идеи не только на данных чувственного восприятия или поверхностных реакциях нервного и эмоционального существ – он берет идеи рассудка и обращает их в ходячую монету мнения, привычный стандарт мысли или канон действия, поскольку сам неспособен сформировать чистую мысль. Оперируя всем привычным, он опирается в своем мышлении на привычные взгляды, сформированные образованием, внешней жизнью и окружением. Из-за своей инертности и неумения мыслить самостоятельно, он неспособен ни к серьезному изменению, ни к принятию чего-либо принципиально нового.

Этот привычный разум включает в себя два движения, одно – постоянное низовое течение автоматически возвращающейся мысли, всегда повторяющей себя в том же самом кругу физического, витального, ментального переживания и опыта, другое – более активно работающее на весь новый опыт, с которым сталкивается разум, и сводящее его к формулам привычного мышления. Умственные способности среднего человека ограничены этим привычным умом и весьма несовершенно реализуются в его замкнутом движении.

Когда мы отстраняемся от него и стараемся сохранять рассудок незанятым, наблюдающим и безмолвным, мы обнаруживаем, что этот разум начинает носиться по кругу, повторяя все свои устоявшиеся мнения и реакции на восприятие внешнего мира. Но по мере того, как этот низший уровень понимания лишается поддержки со стороны рассудка, он начинает слабеть, теряет уверенность в себе, свои привычки и, наконец, умолкает. Приведение в безмолвие потока повторяющейся мысли элементарно мыслящего разума является одной из наиболее значимых практик йоги [20: 535, 657; 21: 135; 38: 651-652, 670, 842].

В приведенном описании низшего уровня буддхи прослеживаются характеристики физического аспекта ментального сознания (работа с идеями рассудка; шаблонное, привычное мышление; трудности в восприятии нового) и ментального аспекта физического сознания (ограниченность физическим взглядом на мир и данными чувств; циклическое, замкнутое на одном и том же мышление).

Семантическое поле термина "физический аспект ментального сознания"
Синонимы
физический разум physical mind, physical mentality
подлинный физический разум true physical mind
сознательный физический разум conscious physical mind
объективирующий (физический) разум externalising (physical) mind
объективирующий разум externalising Mind
объективирующий ментал externalising mental
выражающий разум expressing mind
выражающий, или объективирующий, разум expressive or externalising mind, expressive externalising mind
принимающий и объективирующий интеллект receiving and externalising intelligence
выражающий аспект разума formative part of the mind
воспринимающий (т.е. работающий с данными чувственного восприятия) интеллект perceiving intelligence
низший подплан интеллекта the lowest sub-plane of the intelligence
низший рассудок lower reason
материалистически мыслящий рассудок materialistic reason
разум, обусловленный влиянием материального тела materialised mind

Наши рекомендации