Ментальный аспект витального сознания (mental vital)
II.3. "Ментальный аспект витального сознания" и "витальный разум" – синонимы. Оба термина Шри Ауробиндо использует в широком и в узком смысле. В широком смысле они означают сектор поля, образованный пересечением ментальной оболочки и витального плана сознания, а в узком – подпланы, которые Шри Ауробиндо выделяет в этом секторе. Оба подплана тесно взаимосвязаны. Один из них проецируется на уровень сердца [26: 334], а другой занимает область между сердцем и основанием горла [26: 334, 342, 1019].44 Начнем с последнего, более высокого, уровня.
Высший витальный разум
Ментальный аспект витального сознания придает ментальное выражение эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа [26: 334]. То же самое, но в более развернутом виде, Шри Ауробиндо пишет относительно витального разума:
"Витальный разум – это своего рода посредник между витальными эмоциями, желаниями, импульсами и т.п. и ментальным планом. Он выражает желания, чувства, эмоции, страсти, амбиции, тенденции витала обладать и действовать и облекает их в форму мысли" [26: 326].
Будучи инструментом желания, этот разум жизни (life-mind) не довольствуется тем, что есть, – он оперирует возможностями, как делец на бирже (it is a dealer in possibilities); он жаждет новизны и всегда готов расширить сферу своего опыта ради удовлетворения своих желаний, ради наслаждения, ради экспансии своего влияния и получения еще большей выгоды. Он наслаждается, обладая тем, что ему подконтрольно (possesses actualities), но не останавливается на этом – он буквально охотится за еще нереализованными возможностями, стремится воплотить их в жизнь, чтобы также обладать и наслаждаться ими. Витальный разум всегда разжигает страсти и желание, порождает состояние неудовлетворенности, беспокойства, стремление к чему-то большему, нежели то, что жизнь может дать ему: он открывает новые горизонты, обращаясь к нашим нереализованным возможностям, он непрестанно требует чего-то большего, ему нужны новые миры, чтобы покорить их; это постоянное стремление переступать границы обстоятельств и расширять свое жизненное пространство [33: 414].
Витальный разум не в состоянии мыслить свободно и независимо от игры витальных сил, поэтому свои мысли он формирует в соответствии с их требованиями [26: 323, 336, 341].
В процессе придания ментальной формы движениям витального сознания этот разум:
- мечтает о несбыточном, представляя себе все то, что могло бы быть сделано,
- планирует будущее, размышляя о том, что и как устроить в соответствии с требованиями жизни – желаниями и эмоциями, волей к действию (will to action), волей к власти (will to power), волей к обладанию (will to possession),
- формирует будущие события на тонком уровне [26: 323, 334-336, 341].
Сильный витальный разум
Последняя функция реализуется только в том случае, если человек энергетически одарен и, соответственно, обладает сильным витальным разумом. Тогда этот аспект сознания не только строит планы на будущее (formations for the future), которые воля может попытаться реализовать при благоприятных обстоятельствах, но и сам прилагает силы к тому, чтобы сделать эти обстоятельства, необходимые для решения разнообразных жизненных задач, благоприятными [26: 335].
В частности, эта функция витального разума проявляется в форме внутреннего диалога45 с другими людьми.
"Таким образом, – пишет Шри Ауробиндо, – он действует на тонком плане, пытаясь придать дискуссии благоприятный для себя исход, особенно если на физическом плане речь прекратилась или оказалась скованной [внешними обстоятельствами]" [26: 338].
Как средство формирования желательных событий, витальный разум полезен для человека, однако часто он действует наобум, а его чрезмерная активность, без какой-либо дисциплины и экономии своих сил, не позволяет ему сосредоточиться на том, что действительно необходимо сделать [26: 336].
Сильный витальный разум достигает своих целей благодаря способности мобилизовать всю энергию витального плана. Однако часто он получает энергию других аспектов витального сознания в результате принуждения и насилия, а не путем приведения в гармонию различных движений витального существа [33: 899].
Слабый витальный разум
Если витальному разуму недостает энергии, то процесс формирования событий и обстоятельств превращается в игру воображения. Тогда человек предается грезам наяву, которые выстраиваются в соответствии с особенностями его фантазии (интересами, излюбленными темами и желаниями).
Не имея реальной возможности повлиять на мир событий, витальный разум продолжает действовать и в качестве компенсации создает воображаемый мир, где все складывается наилучшим образом. В этом проявляется одна из характерных особенностей человеческого витального разума (human vital mind) – желание достичь чего-то великого или стать кем-то великим сразу. У него совсем нет чувства меры, т.е. умения соразмерять желания и возможности, поэтому он вполне может противоречить самому себе и желать противоположные и несовместимые друг с другом вещи одновременно. Он строит воздушные замки, однако это его отнюдь не смущает, поскольку он получает удовольствие от собственных импульсов.
Если человек потакает неуправляемой деятельности витального разума, его внутренний диалог наполняется бесконечными историями о невероятных приключениях, великих подвигах и свершениях, героем которых он является [26: 89, 323, 326, 335, 337, 338].
Низший витальный разум
Низший витальный разум представляет собой еще более глубокий уровень погружения ментала в витальное сознание (a lower stage of the mental in the vital), на котором движения витальной субстанции просто выражают себя, но уже без какого-либо подчинения влиянию интеллекта [26: 326, 336].
Поэтому Шри Ауробиндо пишет, что витальный разум это разум динамичной (а не рассуждающей) воли46 – разум действия и желания, обуреваемый переживаниями силы и успеха, удовлетворения и обладания, наслаждения и страдания, бескорыстия и расчета, развития и экспансии, победы и поражения, удачи и неудачи [26: 336].
Низший витальный разум Шри Ауробиндо называет эмоциональным виталом (emotional vital), поскольку тот является средоточием различных чувств – таких как любовь, радость, печаль, ненависть и т.д. Он способен на раскаяние и сожаление, когда понимает, что совершил ошибку. Ему также свойственна сентиментальность [26: 334, 782, 1349].
Низший уровень ментального аспекта витального сознания также способен влиять на разум. Страсти, импульсы и желания поднимаются из него в буддхи (III), тем самым омрачая или искажая его деятельность [26: 326].
Комментарий
Рассматривая в одном из писем вопрос о природе высшего витального сознания, Шри Ауробиндо вспоминает свой опыт работы с различными вариантами классификации терминов:
"Что касается вопроса об эмоциональном и высшем витале, то на него трудно ответить однозначно. В той классификации, в которой разум понимается в широком смысле, а не только как мыслящий, воспринимающий и волящий интеллект, эмоциональный витал можно рассматривать как часть разума, или ту часть витального плана, которая пересекает ментальную оболочку. В другой классификации это, скорее, наиболее ментализованная часть витальной природы.
В первом случае термин "высший витал" означает то широкое движение сознательной жизненной силы, которое связано с творением, энергией, властью и победой, с бескорыстием и самоотдачей, сосредоточением энергии из окружающего мира для последующих действий и тратой сил, со внутренним порывом броситься в бескрайний океан жизни и потребностью отвечать великим целям Природы. Во втором – это эмоциональное существо, которое стоит на вершине витальной природы и вместе с ней образует высший витал" [26: 338].
Очевидно, что упомянутые две классификации соответствуют двум вариантам таблицы бинарных терминов, приведенным в разделе "Топографическая модель". Речь здесь идет об одном и том же секторе поля или аспекте сознания (II.3), но обозначается он по-разному – "vital mental" и "mental vital". Напомним, что в первом варианте таблицы терминов критерием их систематизации служит план, а во втором – оболочка. Отсюда и акцент в интерпретации того, какая составляющая бинарного аспекта – витальная или ментальная – является ведущей.
Так, в первой классификации Шри Ауробиндо перечисляет все три аспекты ментального плана (воспринимающий, волящий, мыслящий; см. ниже), но подчеркивает, что если рассматривать разум в широком смысле (т.е. не только как план, но и как оболочку), то эмоциональный витал окажется частью разума, а точнее – той частью витального плана, которая пересекает ментальную оболочку (the vital in the mental [sheath]). Во второй классификации эмоциональный, или высший, витал трактуется как часть ментальной оболочки, пересекающей витальный план человеческой природы (the most mentalised part of the vital nature).
* * *
Выше мы упоминали о человеческом витальном разуме, и это не случайно. Шри Ауробиндо утверждает, что животные также обладают данным аспектом сознания. Их разум, способный лишь напряженно чувствовать, грубо мыслить и планировать, он называет витальным разумом желаний (vital mind of desire) [24: 175; 25: 428; 26: 292, 294]. В соответствии с его природой животные стремятся главным образом к выражению эмоций, удовлетворению своих желаний и телесных потребностей. Они – витальные творения, поэтому их разум тоже витальной природы [26: 498].
Витальный разум животных напоминает низший витальный разум человека. Об этом прямо говорит и Шри Ауробиндо. Он полагает, что обычный человеческий разум – это и есть разум жизни (life-mind), витальный разум, который учился мыслить ради собственных целей и своим собственным образом, а не ради достижения знания, как подлинный разум. В процессе эволюции Природа восходила от витального разума животного к мыслящему разуму человека [24: 176; 32: 99].
Что касается самого термина "витальный разум", то он появился уже в период "Арьи".
Семантическое поле термина "ментальный аспект витального сознания" | |
Синонимы | |
высший витал | higher vital |
наиболее ментализованная часть витальной природы | the most mentalised part of the vital nature |
разум витала | mind of the vital |
разум в жизни | mind in life |
разум, проявленный в жизни | mind manifested in life |
разум жизни | life-mind |
витальный разум (разум, погруженный в витальное сознание) | vital Mind (mind involved in vital) |
витальный разум желаний | vital mind of desire, vital desire-mind |
витальный разум | vital mentality |
сильный витальный разум | vigorous vital mind |
мыслящий разум желаний | thinking desire mind |
эмоциональный разум | emotional mind |
эмоциональный витал | emotional vital |
обычный разум человека | ordinary mind in man |
энергичный поверхностно мыслящий разум | superficially active thinking mind |
динамичный разум [витального] импульса | dynamic mind of impulse |
Низшие слои | |
низший витальный разум | lower vital mind |
МЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН
Третий план – ментальный. При его пересечении оболочками поля образуются:
- физический аспект ментального сознания (III.1, physical mental),
- витальный аспект ментального сознания (III.2, vital-mental) и
- чистый разум (III.3, mental proper).