Мировоззрение, идеология коммунистов

Мировоззрение, идеология – явления в известном смысле тождественные. Под ними понимаются обобщенные представления людей об окружающей их действительности и своем месте в ней, а также обусловленные данными представлениями ценностные ориентации, устремления, принципы познания и практических действий. Следовательно, можно сказать: каково ми­ровоззрение, какова идеология, таковы и сами люди, таковы их мысли, чувства, поступки. Этим определяется огромное значение указанных явлений для жизни об-щества, деятельности классов, слоев, их партий, организаций, движений.

Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм–теория, созданная Карлом Марксом(1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924). Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей полного освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества – коммунистической общественно-экономической формации.

Вооружению рабочего класса, трудящихся и их партий тщательно продуманным, твердым, цельным мировоззрением, тщательно продуманной, твердой, цельной идеологией создатели марксизма-ленинизма отводили решающее место. Ведь любой борющийся за свободу класс, любая возглавляющая его партия революционны лишь постольку, поскольку являются носителями наиболее прогрес-сивных идей своего времени. И пока их движение проходит под знаком отсталых или ошибочных теорий, подлинно и до конца революционным оно никогда не станет. Вопреки стремлениям своих участников оно неизбежно будет содержать в себе реакционные элементы, что в конечном счете, вследствие объективной логики борьбы, приведет к полной утрате им всякой революционности. Отсюда работу по выдвижению и научно-теоретическому обоснованию революционных идей создатели марксизма-ленинизма ставили на первый план. Значение их они оценивали в известном смысле даже выше, чем революционную, но научно-теоретически не обоснованную практическую деятельность. На такую деятельность, писал Маркс, власть может ответить пушками, как только увидит в ней опасность. «...Идеиже, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, – это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им»[1]. Научно-теоретически обоснованные идеи представляют собой своего рода динамит, не заменимый никакими взрывчатыми веществами в мире.

Создатели марксизма-ленинизма рассматривали революционную теорию как могучее духовное оружие борьбы, позволяющее верно осмысливать жизнь, намечать эффективную стратегию и тактику действий. Энгельс отметил, что в политике только ясный анализ может выявить правильный путь в лабиринте фактов. Поэтому политические события нужно всегда измерять масштабом теоретических положений. И обязанность коммунистов состоит в том, чтобы все более просвещать себя по теоретическим вопросам. Отталкиваясь от данных положений, Ленин, уже применительно к России, еще раз особо подчеркнул, что «без революционной теории не может быть и революционного движения» и что «...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией»[2]. Отсутствие революционной теории, указал он, пренебрежительное отношение к революционной идеологии неминуемо играют на руку идеологии врагов революционного направления, отнимают у него право на существование и неизбежно осуждают его, рано или поздно, на политический крах. Ленин неустанно призывал обращать на теорию усиленное внимание, поднимать всю партийную практику на высоту теоретического освещения революционных задач.

Исторические условия возникновения

Марксизма

При осмыслении вопроса надлежит исходить из того, что любые общественные идеи, теории не есть результат лишь, так сказать, чистого сознания каких-либо умов. Ведь все рождающиеся в человеческих головах идеи, теории представляют собой верные или неверные отражения окружающей людей объективной действительности. И, значит, корни любых идей, теорий надо искать не в сознании их создателей, а в общественных отношениях, отражением которых они являются. Каковы общественные отношения, таковы и существующие общественные идеи, теории. Причем новые идеи, теории всегда возникают там и тогда, где и когда в жизни людей начинается разложение старых порядков, складываются предпосылки для новых порядков и делаются необходимы связанные с ними изменения. Следствием этого и является формирование новых идей, теорий. Пока предпосылки для новых порядков не созрели и связанные с ними изменения не делаются необходимы, новые идеи, теории не могут появиться. Им просто неоткуда взяться. Одновременно с разложением старых порядков идет и разложение старых идей, теорий. Противостоя им, новые идеи, теории постепенно распространяются в обществе, становятся доминирующими. Стало быть, и марксизм тоже весьма поверхностно считать лишь результатом сознания его создателей, крайне ошибочно полагать, что если бы они жили, скажем, столетием раньше, то и марксизм мог сформироваться тогда же. Как и любое общественное учение, он представляет собой отражение реальных жизненных процессов и появился не потому только, что так субъективно захотелось его создателям, а в силу определенных объективных исторических условий и объективной исторической необходимости.

Конкретно речь идет о следующем.

Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ века. Это было время, когда в западном мире на смену феодализму шел капитализм. Он совершил промышленный переворот, дал гигантский толчок техническому прогрессу и привел к невиданному росту производительных сил. Но, подобно феодализму, капитализм оставался антагонистическим строем, базировался на эксплуатации и угнетении. Сменившая дворян буржуазия эксплуатировала и угнетала порожденных ею новых трудящихся – рабочий класс, пролетариат. Реакцией на такие отношения стала борьба рабочего класса, пролетариата против буржуазии.

Поначалу борьбу вели отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельных капиталистов. Причем удары свои рабочие направляли не столько против буржуазных производственных отношений, сколько против их технических компонентов. Они разбивали машины, поджигали фабрики, уничтожали конкурирующие иностранные товары, видя в них главную причину бедствий. На этой стадии рабочие представляли собой раздробленную, аморфную, несознательную массу. Но с развитием промышленности пролетариат численно рос, скоплялся в крупные коллективы, увеличивал свою силу, все более ощущая ее. Его борьба, набирая опыт, приобретала организованный, массовый характер, и удары пролетариата переносились уже с техники на общественную форму ее использования, на капиталистические отношения. В арсенал борьбы прочно входили забастовки, демонстрации, митинги, нередкими становились и вооруженные выступления. Так, в 1831 и 1834 гг. произошли восстания лионских ткачей во Франции, в 1844 г. – силезских ткачей в Германии. Аналогичные выступления различных отрядов пролетариев имели место во многих европейских городах. Рабочие время от времени побеждали, но эти победы носили преходящий характер. Главным результатом их борьбы был не непосредственный успех, а крепнущее объединение рабочих. Постепенно, шаг за шагом складывалась широкая сеть легальных и полулегальных профессиональных союзов, других объединений. Появились тайные революционные об-щества. Пролетариат неуклонно формировался в действительный класс, превращался в самостоятельную социальную силу.

По мере возмужания рабочего класса делалась все более ощутимой потребность в его не только организационном, но и идейном оснащении. То есть потребность в такой общественной теории, которая бы смогла с научных позиций отразить капиталистическую действительность и помочь рабочему классу осознать в ней свое место, свои интересы, понять, к чему он должен стремиться, верно определять свои действия на различных этапах борьбы. Предпосылки для создания такой теории уже существовали в самой капиталистической действительности. Утверждаясь на планете, капитализм явственнее показывал присущие ему законы, противоречия, социальные язвы. В нем зародились и стали обнаруживаться тенденции, враждебные буржуазным порядкам, несущие им гибель, а также элементы новых, более прогрессивных общественных отношений. Назрела задача осмыслить все это, сделать должные выводы и свести их в целостную научную теорию. Без нее движение рабочего класса сознательным быть не могло. Оно продолжало бы идти методом проб, ошибок, терпя поражения, принося многочисленные жертвы. Такой теорией и стал марксизм.

Следовательно, возникновение марксизма есть отнюдь не случайность, а глубокая историческая закономерность. Оно обусловлено, с одной стороны, – объективной необходимостью вооружить пролетариат эффективным, истинным идейным оружием борьбы, а с другой стороны, – уровнем зрелости тогдашних общественных отношений, сделавших это возможным. Великая заслуга Маркса и Энгельса заключалась в том, что они осознали данную необходимость и превратили возможность возникновения научной пролетарской теории в действительность, создали ее.

Наши рекомендации