Место дисциплины в структуре образовательной программы. Учебная дисциплина «Мировоззрение, идеология и политика в борьбе с преступностью» является дисциплиной по выбору и входит в вариативную часть цикла

Учебная дисциплина «Мировоззрение, идеология и политика в борьбе с преступностью» является дисциплиной по выбору и входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин подготовки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.04.01 "Юриспруденция" программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право», (квалификация (степень) магистр). Данная дисциплина опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин "Философия права", "Социальные основы уголовного права", "Потерпевший от преступления", "Зарубежная криминология", "Актуальные проблемы пенологии", "Римское и современное уголовное право", "Глобализация и преступность", "Проблемы социальной адаптации лишенных свободы" взаимосвязана с изучаемыми дисциплинами "История и методология юридической науки", "Сравнительное правоведение", "Сравнительное уголовное право", является предшествующей для последующих дисциплин: "Стратегии борьбы с преступностью", "Правоприменительные ошибки по уголовным делам", "Педагогическая практика".

В соответствии с рабочим учебным планом, общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе аудиторная работа – 16 часов, самостоятельная работа студента – 56 часов, форма итогового контроля – зачет.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, используются в процессе подготовки курсовой работы, рефератов, решении задач и выполнении тестов, магистерской диссертации, научных студенческих исследований.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Дисциплина изучается на 2 курсе в 3-м семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия (всего) 0,44  
в том числе:  
Лекции 0,11  
в том числе активных и интерактивных      
Практические занятия (ПЗ)      
в том числе активных и интерактивных      
Семинары (С) 0,33  
в том числе активных и интерактивных      
Лабораторные работы (ЛР)      
в том числе активных и интерактивных      
Самостоятельная работа (всего) 1,56  
в том числе:  
Подготовка реферата, эссе      
Изучение лекционного материала 0,17  
Подготовка к дискуссии 0,39  
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,89  
Подготовка к итоговому контролю 0,11  
Вид итогового контроля Зачет  

Форма обучения – заочная

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2-м семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия (всего) 0,34  
в том числе:  
Лекции 0,06  
в том числе активных и интерактивных      
Практические занятия (ПЗ)      
в том числе активных и интерактивных      
Семинары (С) 0,28  
в том числе активных и интерактивных      
Лабораторные работы (ЛР)      
в том числе активных и интерактивных      
Контроль      
Самостоятельная работа (всего) 1,56  
в том числе:  
Подготовка реферата, эссе      
Изучение лекционного материала 0,06  
Подготовка к дискуссии 0,28  
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 1,11  
Подготовка к итоговому контролю 0,11  
Вид итогового контроля Зачет  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.1. Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения

№ п/п Содержание Объем в часах
лекц. сем. сам.р.
1. Реформы и методологический модерн в социальных науках и уголовной юриспруденции  
2. Мировоззрение, идеология и политика в сфере борьбы с преступностью
3. Эмпирия – теория – методология -
4. Объект и предмет науки -
5. Методология как сплав мировоззрения, философского знания и частных исследовательских приемов -
6. Методы современной науки уголовного права -
7. Методологические направления и методические союзы в сфере анализа уголовно-правовых явлений -
  ИТОГО:

4.1.2. Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения

№ п/п Содержание Объем в часах
лекц. сем. сам.р.
1. Реформы и методологический модерн в социальных науках и уголовной юриспруденции  
2. Мировоззрение, идеология и политика в сфере борьбы с преступностью -  
3. Эмпирия – теория – методология -
4. Объект и предмет науки -
5. Методология как сплав мировоззрения, философского знания и частных исследовательских приемов  
6. Методы современной науки уголовного права  
7. Методологические направления и методические союзы в сфере анализа уголовно-правовых явлений -
  ИТОГО:

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Реформы и методологический модерн в социальных науках и уголовной юриспруденции Особенности национального менталитета, патернализм, благоволение к крайностям и революционным скачкам в развитии. Предельная нагрузка, роль и поведение ученой юриспруденции во времена социальных трансформаций. Проблема сциентичности общественных наук. Специфика неэволюционных эпох и ее отражение в юриспруденции. Политизация правовой мысли и покаяние адептов прежней (советской) науки. Замена мировоззренческих сторожей мыслительной вольницей и методологическим (акмеологическим) психозом. Фальшивость тезиса о полной деидеологизации, деполитизации и департизации власти в 90-х годах XX века. Ценность политики и идеологии в сфере борьбы с преступностью. Плоды идеологического и политического рвения в отраслевой науке (превознесение прав и свобод на фоне умолчания об обязанностях, масштабное возвеличивание суда в государственном механизме, пересмотр иерархии основных ценностей, некорректное понимание объективного и ставка только на субъективнее вменение, протесты против «механического» применения всех и любых нормативных актов с призывом подчиняться только демократическим законам) и их преодоление. Профилактика новых идеологических обольщений в уголовно-правовой науке посредством опоры на метод дихотомии, широкое и обязательное использование инструментальных приемов естественных наук, ужесточение социологических стандартов для отраслевых аттестационных работ, углубленную трактовку социальной детерминации уголовно-правовых явлений и мер, перехода в познании уголовно-правовых явлений от автономных методов к их союзам и целым гносеологическим направлениям.
2. Мировоззрение, идеология и политика в сфере борьбы с преступностью Гармония мировоззренческой свободы, общественной идеологии, политической ориентации и методологической дисциплины в уголовно-правовой науке. Пагубность отраслевой автаркии. Мировоззрение как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление (в основном умственной) деятельности и отношение к ней отдельного человека, социальной группы или общества в целом», базирующееся на философии и предполагающее удовлетворительное решение её основных вопросов и опору на него при определении стратегий и границ познания. Идеология как система взглядов по поводу стратегии общественного развития, принадлежащая различным группам населения, и политика, олицетворяющая тактику управления социумом, находящаяся в собственности правящей элиты. Отрыв российской власти от обслуживаемого ею общества, агностицизм и социальная апатия. Новая иерархия ценностей (личность – общество – государство) и прославление прав и свобод индивида применительно к публичному уголовному праву.
3. Эмпирия – теория – методология Три уровня познания окружающей действительности: 1) сбор и сортировка фактов (конкретное); 2) постепенное возвышение над ними или выработка общих представлений о преступности и мерах борьбы с нею – на базе выявления тенденций и построения прогнозов (абстрактное); 3) формирование технологий мыслительной обработки фактов (самопознание науки).
4. Объект и предмет науки Наука как сопряжение процессов экстенсификации и интенсификации (первое направление опережает по времени и объему второе), сочетание теоретического багажа (общая сумма знаний о «внешнем» для человека мире) и методологического фундамента («внутренние» правила работы разума), объекта (вычлененный для анализа реально существующий сегмент действительности) и предмета (всегда часть объекта, объективно «ограниченная» возможностями интеллекта и субъективно – утилитарными целями и задачами) исследований. Объект и предмет как варианты онтологического и гносеологического выражения действительности. Предмет как идеализированное, субъективное, отвлеченное, сущностное отражение разумом (части) реального объекта. Объект уголовного права как конкретные преступления и самозащитная реакция общества на них (законодательство и его применение, научная рефлексия и общественное мнение). Предмет уголовного права в исследованиях Н.В. Генрих.
5. Методология как сплав мировоззрения, философского знания и частных исследовательских приемов Человеческое знание как аналитическая работа ума по 1) собиранию фактов (эмпирия), 2) их последующему логическому осмыслению (теория) и 3) систематической переоценке применяемых для этого гносеологических технологий (методология). Отставание самопознания (методологии) науки от объемов и скорости накопления ею же добываемых эмпирических и теоретических знаний как естественный и неизбежный процесс. Смена гносеологических идеалов и методологических установок науки как рефлексия на сбои разума, когда ранее избранные и проверенные каналы мышления перестают приносить результаты или даже ведут к ошибкам. Методология как система гносеологических координат или напутствий, учение о методах познания (синтез), включающее в себя философские постулаты (о соотношении бытия и сознания, познаваемости мира, темпоральном релятивизме истин) и категории, общенаучные и специально-юридические средства, а также частные методику и технику исследований. «Философия уголовного права» и ее адепты.
6. Методы современной науки уголовного права Метод как способ достижения целей, упорядоченная деятельность, путь познания, вектор поиска и действия. Методы науки и уголовно-правового регулирования. Связь методов с предметом анализа. Естественно-правовая доктрина, догматический (нормативизм), социологический, психологический системный, логический, исторический, структурно-функциональный и антропологический подходы к познанию уголовно-правовых явлений – как классические методы отрасли и синергетика, герменевтика, эмпатия, правовая биоэтика, методы ролевых и имитационных игр, вероятностные приемы познания – как экзотика.
7. Методологические направления и методические союзы в сфере анализа уголовно-правовых явлений Внутренняя упорядоченность и внешняя обусловленность любых физических тел, явлений и процессов. Адаптационные реакции уголовного права и его внутренняя защитная структуризация. Достаточность отдельных методов для познания маломерных и слабо детерминированных объектов. Необходимость объединения классических приемов анализа в общетеоретические или методологические направления (метаметоды) – для адекватного гносеологического отражения объектов и процессов сложноорганизованного типа, развитие которых обусловлено многими переменными. Предпочтительность: исторического компаративизма перед раздельным применением сравнительно-правового и исторического методов, мониторинга против теорий криминализации (плюс пенализации) и эффективности, объединения классификаторских приемов анализа с архивированием добытых знаний, стабилизирующих (принципы и аксиомы) и развивающих (презумпции) истин.

Наши рекомендации