Любовь и красота и ананда см. ананда и любовь и красота

ЛЮБОВЬ И БХАКТИ см. БХАКТИ И ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ, БОЖЕСТВЕННАЯ см. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ

МАЙЯ

Вся манифестация исчерпывается двумя терминами: ВИДЬЯ и АВИДЬЯ, сознание Единства и Двойственности. Это два аспекта Майи, представляющие собой созидающую, формообразующую самосущую концепцию Вечного. [12:105]

Термин Майя, первоначально означавший в Веде всеобъемлющее, творческое ЗНАНИЕ и Мудрость, позже стал употребляться в своем втором, производном значении: ИЛЛЮЗИЯ, хитрый, магический. В этом втором значении понятие Майи может относиться лишь к проявлениям НИЗШЕЙ ПРИРОДЫ, апара Пракрити, скрывающей под своим покровом Божественную Мудрость и не выходящей за пределы обособленного ЭГО. [12:82]

Майя в своем изначальном смысле означала всеохватывающее созидающее СОЗНАНИЕ, способное к формообразованию, то есть к проявлению на уровне ограничений и относительности. Майя намечает, определяет и создает формы из бесформенного, делает Непознаваемое познаваемым и доступным психологическому исследованию, придает измеримому природу безграничного. Затем слово Майя стало употребляться не в своем первоначальном смысле знание, умение и понимание, а в производном значении хитрость, обман, иллюзия. Именно в этом втором значении иллюзии, магии термин Майя используется философскими системами. [18:101]

МАЙЯ И ПРАКРИТИ И ШАКТИ см. ШАКТИ И МАЙЯ И ПРАКРИТИ

МАЙЯ И ВЕРХОВНЫЙ РАЗУМ см. ВЕРХОВНЫЙ РАЗУМ И МАЙЯ

МАНАС (ЧУВСТВЕННЫЙ РАЗУМ)

Как производное от БУДДХИ и ЭГО (аханкара) возникает Манас — сила, способная к различению объектов окружающего мира (мы вынуждены пользоваться здесь индийской терминологией, поскольку английские слова плохо передают подлинный смысл этих реалий). [13:90]

Манас развивается на основе ЧИТТЫ; он представляет собой первую попытку упорядоченной организации примитивного материала сознания, возникающего и приводимого в движение контактами с внешним миром, бахья-спарша. [21:636]

Манас, чувственный разум, есть активность, проистекающая из сознательной базы, которая составляет суть того, что мы называем ЧУВСТВОМ. [21:623]

Как правило, я не использую такие термины, как Манас и пр., — они относятся к терминологии старых систем йоги. [22:331]

Термин Манас и др. принадлежит к словарю обычной психологии, применимой к поверхностному уровню сознания. В нашей йоге мы используем другую терминологию, в основе которой лежит непосредственный йогический опыт. Действие Манаса связано с функционированием ФИЗИЧЕСКОГО РАЗУМА и ФИЗИЧЕСКОГО ВИТАЛЬНОГО. Манас получает данные от физических органов чувств и передает их Буддхи, то есть одной из частей МАСЛЯЩЕГО РАЗУМА. Затем Манас получает ответную информацию от БУДДХИ и передает ее в виде идеи и волевого импульса органам чувств, воплощая затем в конкретное действие. [22:330] Манас и Буддхи

Нужно ввести четкое разграничение, которое обычно игнорируется, между разумом, манасом, и буддхи — различающим интеллектом и озаренной волей. Манас — это чувственный разум. Изначальный менталитет человека не имеет никакого отношения к РАССУЖДЕНИЮ и ВОЛЕ. Манас представляет собой животную, физическую, или чувственную, часть разума, состоящую из впечатлений, полученных от воздействия окружающего мира, и из опыта реакций собственного сознания на внешние импульсы. Буддхи же возникает лишь как вторичная, производная сила, которая в ходе эволюции вышла на первое место, но при этом сохраняет зависимость от своей основы, более примитивного орудия — манаса. Деятельность буддхи зависит от чувственного разума и заключается в сложном построении на более высоком уровне упорядоченного интеллектуального знания и поведенческих моделей, основанных на физическом или чувственном фундаменте. Обычный тип человеческого разума — это наполовину озаренный физический, или чувственный, ум. [21:636]

МАНИФЕСТАЦИЯ (ПРОЯВЛЕНИЕ)

АБСОЛЮТ по своей природе не может быть ограничен манифестацией космических отношений, равно как и не может быть ограничен отсутствием космической манифестации. Абсолют не есть совершенная пустота, ибо тогда он уже не будет Абсолютом. Наше представление о Пустоте или Нуле — это всего лишь концептуальный признак неспособности человека представить себе или познать Абсолют на интеллектуальном уровне. Абсолют заключает в себе некую неизъяснимую суть всего сущего и потенциально возможного; и поскольку он несет в себе эту суть и потенциальные возможности, то должен также каким-то абсолютным образом вмещать в себе вечную истину, пусть даже в скрытом виде, и изначальную, доступную постижению реальность основ нашего бытия и бытия мира. Именно эту воплощенную и постижимую реальность, или изначальную истину, реализующую свои потенциальные возможности, мы называем манифестацией и воспринимаем ее как ВСЕЛЕННУЮ. [19:637—38]

Все сущее есть манифестация, проявление бесконечным Духом его собственного БЫТИЯ и СОЗНАНИЯ посредством самореализации, самоопределения и самовоплощения СИЛЫ этого сознания. [21:756]

ТВОРЕНИЕ есть лишь манифестация. [25:68]

МИР представляет собой последовательное самовыражение, манифестацию, развертывание РЕАЛЬНОСТИ во времени, недоступное во всей своей полноте и подлинном значении для восприятия нашего сознания. [18:464—65]

Весь существующий мир есть манифестация, а наше неведение есть средство частичной, ограниченной и невежественной манифестации, в какой-то степени одновременно и выражающей, и скрывающей наше изначальное БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ и Блаженство бытия. Если бы такое положение вещей было постоянным и неизменным, если бы наш мир всегда был вынужден двигаться по этому замкнутому кругу, если бы какое-то НЕВЕДЕНИЕ было не условием и сопутствующим обстоятельством, а причиной всего сущего и всех действий в мире, то тогда действительно искоренение неведения в человеке было бы достижимо лишь посредством бегства человека от жизни, а разрушение мира было бы единственным средством преодоления неведения космического. Но если в основе этого мира заложен эволюционный принцип, если неведение есть лишь частичное знание, стремящееся к знанию всеобъемлющему, то, возможно, в нашей жизни и в мире заложен другой смысл, другая суть, которые приведут нас к духовной реализации в материальной Природе, к великой манифестации. [18:479]

Наши рекомендации