Интеллект и интуиция см. интуиция и интеллект
ИНТЕЛЛЕКТ И СВЕРХРАЗУМ
ЧУВСТВЕННЫЙ РАЗУМ человека воспринял новый для него свет, свет интеллекта, представляющий собой одновременно и отражение, и искажение СВЕРХРАЗУМА. Интеллект — это луч света, исходящий от ГНОЗИСА на уровень чувственного разума, где он превращается в нечто иное, отличное от своего изначального первоисточника, ибо является по своей сути агностиком так же, как и чувственный разум, на службе которого он находится. Интеллект стремится овладеть знанием, поскольку не обладает им. В отличие от Сверхразума интеллект не несет в себе знание как неотъемлемую составную часть. [19:710]
ИНТЕЛЛЕКТ И УМ
Все зависит от того, какой смысл вы вкладываете в эти слова; это вопрос терминологии. Обычно, если человек способен хорошо мыслить, то говорят, что он обладает умом, при этом характер, процесс и сфера приложения мысли не имеют значения. Если рассматривать интеллект именно под таким углом зрения, то в нем легко выявить различные уровни, и тогда можно сказать, что Форд является воплощением одного уровня интеллекта, Эйнштейн — другого; Форд обладает практическим, деловым интеллектом предпринимателя, Эйнштейн — образец интеллекта ученого, теоретика, исследователя и первооткрывателя. Но Форда тоже можно назвать теоретиком в своей области, изобретателем и открывателем. Однако к какому разряду людей вы отнесете Форда, к интеллектуалам или к умным людям? Я предпочитаю использовать слово ум для характеристики общих интеллектуальных способностей человека... Все люди обладают, конечно, своего рода “интеллектом”. Например, каждый может обсуждать какие-то вопросы (для чего, как вы верно изволили заметить, необходим интеллект); но каким критерием вы руководствуетесь, когда говорите: “Этот человек обладает интеллектом”, возможно, только тем, что он способен подниматься до уровня чистых идей и свободно ориентироваться там? [24:1248-49]
ИНТУИТИВНЫЙ РАЗУМ
Существует... высшая форма БУДДХИ1, которую можно назвать интуитивным разумом, или интуитивной мыслью.
1Высшая по отношению к низшему Буддхи, который является источником интеллекта (прим. сост.).
Интуитивные видения, откровения и вдохновения, проникающие в суть предмета и обладающие способностью различать истину и ложь, могут выполнять функцию рассудочной деятельности разума на более высоком уровне, обладая большей силой, быстротой и непроизвольной точностью действия. Интуитивный разум озаряется светом истины и не зависит от тусклого света ЧУВСТВЕННОГО РАЗУМА и его ограниченных неопределенных ощущений. Интуитивный разум оперирует не интеллектуальными понятиями, но непосредственным видением определенных реалий, которое заключается в зрительном и слуховом восприятии и в запоминании истины, а также в прямом, не опосредованном различении истины. Эту подлинную интуицию следует отличать от обычной ментальной способности человека, которая заключается в том, что процесс логического мышления проходит как бы подспудно и незаметно и логический вывод возникает словно сам по себе, минуя все этапы движения логической мысли; такую псевдоинтуицию часто принимают за интуицию настоящую. Логическое рассуждение развивается шаг за шагом, проверяя правильность каждого сделанного шага, подобно человеку, передвигающемуся по зыбкой почве, который, прежде чем двинуться вперед, вынужден неуверенным движением ноги ощупывать видимое глазом пространство. То, что мы зачастую принимаем за интуицию, это суперлогический скачок мысли, представляющий собой быстрое распознавание или проникновение в существо предмета; логический разум в этом случае делает как бы прыжок, словно человек, перепрыгивающий с кочки на кочку. Преодолеваемое при этом в прыжке пространство не измеряется и не оценивается во всех подробностях и деталях ни глазом, ни на ощупь, а лишь мгновенно охватывается взглядом. Такое действие логического разума иногда производит впечатление интуиции, ее силы и скорости, светлого озарения и непогрешимой точности, и мы всегда склонны принять обычную мысль за истинную интуицию. Но наше впечатление оказывается ошибочным, и, если мы доверимся ему, оно может привести нас к печальным последствиям. [20:458—59]
Строго говоря, интуитивный разум простирается от собственно ИНТУИЦИИ и ниже, до сферы интуитивного ВНУТРЕННЕГО РАЗУМА; поэтому он одновременно является и силой высших планов сознания, и ментальной силой человеческого ума. [9:350]
Но даже если бы разум и стал по преимуществу интуитивным и начал действовать на основе принципов высшего порядка, ему было бы трудно координировать свои познавательные способности с раздробленностью и фрагментарностью восприятия — и то, и другое выглядело бы всегда как плохо связанная последовательность вспышек разума, — поскольку этой новой ментальной организации не хватало бы связующего звена с надментальным источником, лежащим на высших планах сознания, где действие интуиции проявляется в чистом и естественном виде. [19:948]
То, что называется Интуитивным Разумом, как правило, представляет собой сочетание подлинной интуиции и обычного разума и всегда предполагает смешение истины и заблуждения. Поэтому Шри Ауробиндо избегает употреблять это словосочетание. Он проводит различие между собственно Интуицией и интуитивным человеческим разумом. [Из неопубликованного замечания]1
1Относится примерно к 1940 году, когда Шри Ауробиндо перестал использовать в своих работах словосочетание “интуитивный разум” (прим. сост.).
ИНТУИЦИЯ
ВОЗВЫШЕННЫЙ РАЗУМ и ОЗАРЕННЫЙ РАЗУМ обретают свою полную силу и единую завершенность только благодаря наличию третьего по отношению к ним уровня сознания, ибо они черпают свое знание, которое обращают затем в мысль или видение, из высших планах интуитивного бытия и привносят его в наш мир для преобразования на уровне разума. Интуиция есть сила сознания, стоящая ближе и больше связанная с изначальным ЗНАНИЕМ ЧЕРЕЗ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ, поскольку интуиция всегда представляет собой нечто, непосредственно проистекающее из скрытого тождества. Когда сознание субъекта сливается с сознанием объекта, проникает в него, видит, чувствует и живет вместе с истиной, скрытой в объекте, интуиция воспламеняется от такого соприкосновения подобно искре или вспышке молнии. Интуитивное озарение возникает также и в том случае, когда сознание субъекта, не вступая в контакт с сознанием объекта, погружается в самого себя и непосредственно ощущает потаенную в своих глубинах истину, соединяясь со скрытыми в них силами; искра, вспышка, пламя истины загорается в недрах сознания, когда оно встречает Высшую, или духовную, Реальность в окружающих вещах и живых существах и соединяется с ней. Такое непосредственное ощущение истины есть нечто большее, чем видение или представление, и является результатом проникновения сознания в существо объекта, включая и видение этого объекта, и представление о нем, которые естественным образом становятся составной частью воспринимающего сознания. Скрытое или завуалированное тождество сознания субъекта и объекта, никак не проявляющее себя внешне, раскрывается с помощью интуиции как видение или ощущение потаенной сути вещей в свете всеобъемлющей истины, не допускающей никакого сомнения...
Интуиция — это всегда луч или вспышка высшего СВЕТА истины. В человеке интуиция подобна проекции далекого супраментального света, преломленного в расположенной над головой промежуточной среде возвышенного разума; попадая в нас уже в измененном виде, этот свет тускнеет и меркнет под воздействием обычного, невежественного человеческого разума. На своем собственном изначальном уровне свет интуиции обладает незапятнанной чистотой истины и не разделяется на отдельные лучи, но представляет собой единое море света с играющими на его поверхности волнами; на санскрите этот образ передается в поэтической форме “океана негасимых молний”. [19:946-48]
Интуиция находится в непосредственном соприкосновении с высшей ИСТИНОЙ, но этот контакт с истиной нельзя назвать всеобъемлющим. Интуиция воспринимает Истину в виде вспышек и превращает их в интуитивные прозрения, интуитивные идеи. Эти прозрения, идеи подлинной Интуиции сами по себе всегда отличаются правильностью и точностью, но, попадая на уровень обычного человеческого разума, смешиваются с ложью и заблуждением. [24:1158]
Под интуицией подразумевается не анализ объекта, его природы, присущей ему энергии и истины, но самосознание, ощущение, восприятие, проникновение в сущность объекта и постижение аспектов его проявления. [15:52]
Интуиция (ОТКРОВЕНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ, интуитивное восприятие, интуитивное различение) есть действие ВИДЖНЯНЫ на уровне РАЗУМА, в условиях разума и формах его проявления. [12:124]
Интуиция есть яркий луч света, исходящий из потаенного сознания СВЕРХРАЗУМА. [18:615]
На уровне ПОДСОЗНАНИЯ интуиция проявляется в действии и его результате, а знание, или сознательное тождество, присутствует в действии в скрытой форме либо полностью, либо частично. В области СВЕРХСОЗНАНИЯ, где СВЕТ является главным законом и определяющим принципом, интуиция, напротив, проявляется в своей истинной природе как знание, возникающее вследствие сознательного отождествления, а результат действия есть скорее сопутствующее или необходимое последствие, не скрывающее изначального факта тождества. РАЗУМ и мышление действуют как связующие звенья между состояниями Жизни и Света и позволяют человеку освободить знание от уз действия и вернуть ему его истинное значение. Когда самосознающий разум обращает свою познавательную способность как вовне, так и на себя и достигает состояния озаренного самоотождествления, наша мысль также приобретает форму светоносного интуитивного1 знания. Интуиция — это наивысшая доступная нам ступень знания, на которой разум приобщается к СУПРАМЕНТАЛЬНОМУ уровню сознания. [18:65-66]
1 Я использую слово “интуиция” за неимением ничего лучшего. В действительности это слово не передает точного смысла того, о чем идет речь. То же самое относится и к слову “сознание” и ко многим другим терминам, неадекватно отражающим значение понятий, которыми мы вынуждены пользоваться по бедности языковых средств [прим. Шри Ауробиндо].
ИНТУИЦИЯ И ВИВЕКА
Интуиция — это сила, способная различать истину и ложь и в то же время дающая правильное обоснование истины. Вивека есть сила, мгновенно выявляющая необходимые отличия и проводящая разграничения между истиной и ложью, что препятствует возникновению заблуждений на уровне интеллекта и принятию частичной и несовершенной истины за истину полную и всеобъемлющую, сатьям. [27:369-70]
ИНТУИЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ
Интуиция есть прямое и непосредственное осознание, тогда как ИНТЕЛЛЕКТ — это опосредованное действие знания, которое с трудом с помощью символов, знаков и обобщения полученной информации пробивает себе дорогу из области неизвестного. [18:330]
ИСКРЕННОСТЬ
Искренность проявляется в том, что ничто в вашем существе не противоречит высшей внутренней УСТРЕМЛЕННОСТИ к БОЖЕСТВЕННОМУ. (Наставление Г. 110]
Искренность является необходимым условием нашей йоги; это означает, что все ваше существо должно сознательно обратиться к единой Истине, к единому Божественному. [23:564]
Искренность предполагает открытость по отношению к божественным проявлениям и импульсам и ни к чему более. [24:1123— 24]
Искренность — это больше чем просто честность; она заключается в том, что вы говорите то, что думаете, что ваши чувства не противоречат вашим убеждениям, и вы откровенны в своих волевых решениях. По мере того, как садхак укрепляется в своем стремлении соединиться с Божественным и стать Его орудием, искренность будет проявляться в нем в том, что его внутренняя устремленность станет откровенной и он будет отвергать любую другую волю или побуждения, кроме Божественных. [Наставление I.:II]
Полная искренность заключается в желании постичь и отдать себя одной лишь божественной Истине, во все большей самоотдаче Божественной МАТЕРИ, в отказе от всех притязаний и желаний личного характера, за исключением устремленности к Божественному, в совершении каждого действия и поступка как приношения Божественному, как работы, выполняемой ради Божественного, без участия ЭГО. В этом заключается основа БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. [25:205]
ИСТИНА
ЙОГА исходит из убеждения, что конечная Истина — это духовная и субъективная реальность, и именно в свете такого представления мы должны рассматривать объективные явления. [22:189]
Высшие истины не являются результатом ограниченных логических рассуждений или подтверждением религиозных догматов, но представляют собой плод внутреннего опыта души. Интеллектуальная истина есть лишь одна из дверей, ведущих во внешние пределы храма Истины. [14:124]
Космическая Истина есть истина, лежащая в основе вещей в том виде, в котором они существуют во ВСЕЛЕННОЙ. Божественная Истина не зависит от вселенной, превосходит ее и является ее первопричиной. [22:320]