Обучение клиентов использованию самоподкрепления

Поведенческие консультанты часто обучают клиентов подкреплению их собствен­ного поведения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) проводят различие между ад­министративной и участвующей моделями лечения. При использовании админист­ративной модели консультанты назначают лечение, а клиенты подчиняются и выпол­няют инструкции. При использовании участвующей модели акцент делается на от­ветственности клиента, а консультанты рассматриваются как преходящие социальные системы поддержки. Обучение клиентов самоподкреплению основывается на утверж­дении, что клиенты являются активными участниками своего лечения.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формиро­ванием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может вклю­чать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в пла­нировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует исполь­зовать последствия (Watson, Tharp, 1993). При оказании клиентам помощи в разработ­ке программы самоподкрепления надо следить за тем, чтобы клиенты чувствовали, что они сами выбрали цели или целевое поведение, а также чтобы клиенты чувствовали необходимую для осуществления поставленных задач уверенность. Консультанты час­то разрабатывают программы самоподкрепления, состоящие из последовательных ша­гов. Использование таких программ гарантирует, что клиенты разовьют у себя чувство уверенности на основании положительного опыта. При этом мотивация усиливается как изначально, так и в более поздние сроки. Некоторым клиентам, вероятно, придется создавать элементы навыков до того, как они начнут использовать программы саморе­гулирования.

Самонаблюдение

Поведенческие консультанты поощряют клиентов наблюдать за собой и контролиро­вать себя как с целью повышения мотивации, так и с целью определения целей. Однако при использовании в качестве лечебного воздействия одного лишь самонаблюдения эффект часто оказывается недолговременным. Самонаблюдение важно в начале, в про­цессе и после осуществления программ самоподкрепления. Первоначально самона­блюдение способствует формированию базиса и повышению уровня осознания. В про­цессе осуществления программы самоподкрепления самонаблюдение используется как для напоминания, так и для оценки прогресса. Впоследствии самонаблюдение способ­ствует сохранению достижений, хотя на поздних этапах самонаблюдение обычно про­водится не систематически.

Консультанты требуют, чтобы клиенты собирали количественные данные. Клиен­ты могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) и заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество вы­куренных сигарет в динамике). Иногда используются наручные и карманные счетчики: например, застенчивая девушка-подросток может записывать, сколько раз она участво­вала в разговорах со сверстниками. Самонаблюдение можно расширить, включив в него регистрацию внутренних и внешних реплик, которые возникают перед совершением действий, а также регистрацию последствий действий.

Поскольку клиентам не всегда удается внимательно наблюдать за собственным поведением, консультанты должны обучать их самонаблюдению и регулярно оцени­вать, насколько они продвинулись вперед.

Контроль стимула

Торесен и Мэхони (Thoresen, Mahoney, 1974) отмечают, что существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты, желающие оказы­вать влияние на свои действия. Во-первых, клиенты могут сделать попытку изменить окружающую среду, чтобы управлять целевыми действиями до их совершения. Во-вто­рых, клиенты могут назначить самим себе награду после совершения действия или ряда действий, которые приводят к достижению цели или подцели.

Поведенческие консультанты помогают клиентам использовать контроль стимула как одну из форм модификации окружающей среды. Контроль стимула влечет за собой либо изменение окружающей среды до воздействия стимулов, либо подачу сигналов, связанных с неадекватными или адаптивными реакциями. Например, поведенческие консультанты предлагают людям, занимающимся по программам снижения веса, изме­нять окружающую среду с целью регулирования потребления пищи следующим обра­зом: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения и до нее было нелегко добраться; оборудовать холодильники замками, которые можно открыть только в опре­деленное время; хранить в доме только такое количество продуктов, которые можно потребить за короткий период времени; по возможности избегать контактов, способ­ствующих перееданию. Контроль стимула можно также использовать для усиления адаптивного поведения. Например, учащихся можно приучить ассоциировать письмен­ные столы с работой, если столы используются только для работы. Поведенческие кон­сультанты также применяют контроль стимула при лечении расстройств сна. При этом они побуждают клиентов, страдающих бессонницей, ассоциировать кровати только со сном (Morawetz, 1989).



Наши рекомендации