Торндайк, Уотсон Бихевиоризм
1. Мышление есть совокупность навыков — двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:
• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);
17. Заказ №4624.
скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
2. Мышление формируется путем научения на основе:
классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.
Теории мышления в современной зарубежной психологии
Дж. Гилфорд
Структурная теория интеллекта и интеллектуальных
Способностей
1. Интеллект — это совокупность множества относитель
но самостоятельных способностей.
2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си
стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа
ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект
мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
Содержание материала интеллектуальной деятельности:
• конкретный — реальные предметы или их изображения;
• символический — буквы, знаки, цифры;
• семантический — значения слов;
• поведенческий — поступки другого человека и свои собст-
венные.
Тип выполняемой умственной операции:
• опознание и понимание определенного материала', узнать
предмет по неопределенному силуэту;
• память — запоминание и воспроизведение информации: за
помнить и назвать ряд цифр;
• конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на
правлении с целью получения единственного правильного от
вета: обобщить одним словом несколько понятий;
• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлени
ях при получении нескольких в равной мере правильных отве
тов: назвать возможные способы использования знакомо
го предмета;
• контроль и оценка — суждение о правильности, логичности
заданной ситуации: найти фактическое или логическое не
соответствие на изображении.
Разновидности конечного продукта:
• единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
• классы объектов: разложить предметы на группы;
• отношения: установить связи между объектами;
• системы: выявить правило организации множества объек
тов;
• трансформации: изменить и преобразовать заданный мате
риал;
• импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что
произойдет, если...».
Жан Пиаже
Генетическая теория развития интеллектуальных
Функций человека
1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процесса-
ми. |
17* |
• Организация — это структуры организма, на которые опи
раются биологические функции. Структуры складываются
при жизни, зависят от содержания опыта и качественно
различаются на разных стадиях индивидуального разви
тия.
• Адаптация — наследственно закрепленные динамические
аспекты реализации функций приспособления. Адаптация
включает процессы ассимиляции и аккомодации (см.
ниже).
2. Основными факторами развития выступают координа
ция и уравновешивание между:
• биологическим созреванием, которое заключается в появ
лении новых органических структурно-функциональных
возможностей для развития. Такие возможности реализу
ются на основе эмпирического опыта и воздействий соци
ального окружения;
• эмпирическим опытом, который включает: формирование
двигательных навыков путем упражнения, извлечение ин
формации из опыта взаимодействия с физическим миром,
логико-математический опыт организации и координации
познавательных действий;
• воздействием социального окружения.
3. Поведение есть функциональный обмен (в противопо
ложность физиологическому материальному обмену) между
организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших
расстояниях в пространстве и во времени по весьма слож
ным траекториям. Функциональный обмен организма со
средой имеет два аспекта:
• энергетический — аффективный, побуждающий, мотива-
ционный;
• интеллектуальный — пространственно-временной, опре
деляющий пути, по которым реализуются связи субъекта с
объектом.
4. Взаимодействие субъекта и объекта — это источник
любого знания, который складывается из двух типов опыта:
• координации действий и операций, которые строятся,
конструируются субъектом в процессах взаимодействия с
физическим миром. Абстрагируются отношения (логи
ко-математические) между действиями и операциями;
• установления качественных особенностей физических
объектов, а также отношений между ними (путем органи
зованных и координированных действий и операций). Аб
страгируются свойства самих предметов и явлений.
5. Интеллект — это одна из составляющих биологиче
ского функционирования организма, позволяющая адапти
роваться к условиям окружающего мира; это уровень функ
циональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчи
вое структурное равновесие и приспособление поведения к
изменяющейся окружающей среде.
• Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и
средства ее достижения.
• Природа интеллекта двойственная: одновременно логиче
ская и биологическая. При этом логика является способом
описания и способом организации интеллекта.
6. Интеллектуальная активность производна от практиче
ских материальных действий. Интеллектуальные операции —
это интериоризированные практические действия.
• Производные от действий интеллектуальные операции ко
ординируются между собой и образуют обратимые, устой
чивые, целостные структуры.
• Интеллектуальное развитие человека заключается в фор
мировании и прогрессивной дифференциации познава
тельных операций путем объединения их в схемы.
• Схема — это обобщенная познавательная структура, обес
печивающая реализацию класса сходных действий (пер
цептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситу
ациях.
• Интеллектуальные схемы возникают на основе предмет
но-практических и перцептивных действий и образуют
функциональную иерархию.
7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равнове
сием между двумя процессами:
• аккомодацией — формированием качественно новых схем
в онтогенезе, в результате чего меняется организация ин
теллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к
окружающему миру;
• ассимиляцией — функционированием схем в ходе индиви
дуальной жизни путем наполнения их содержанием. Асси
миляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на
основе уже имеющихся познавательных схем, без измене
ний организации интеллекта.
8. В зависимости от качественных особенностей развития
интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и ста
дии интеллектуального развития.
Период сенсомоторного интеллекта', на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.
• Позволяют выполнять прямые и обратные внешние дейст
вия с предметами и частично выходить за пределы «пер
цептивного поля».
а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле
(до 7—9 месяцев)
0—1 мес. — упражнение рефлексов.
1—4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реакции.
4,5—8—9 мес. — координация зрения и хватания; вторичные круговые реакции.
б) Стадия объективации схем практического интеллекта
во внешнем пространстве.
8—9 — И—12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.
И—12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.
18—24 мес. — начало интериоризации схем решения некоторых проблем путем дедукции.
Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.
а) Стадия дооперационалъного интеллекта
Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.
Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.
Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребенка в этот период следуют за образными представлениями).
2—4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.
4—6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
6—8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.
б) Стадия конкретных операций
Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений. Группировка — закрытая обрати-
мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.
8—10 лет — простые операции: классификация, сериа-ция, установление взаимно-однозначного соответствия.
9—12 лет — система операций: система координат, проективные понятия.