Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения
1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, которые строятся на осознании собственных мотивов, ценностей, переживаний и установок.
2. Неуверенность в собственных ценностях и установках
заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюде
ния за собой» — отслеживая свое поведение в различных си
туациях.
3. Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и
установки (или какими они должны быть), на основе про
цессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое
поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на
него в то время воздействовали.
• Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собствен
ное поведение субъект не может объяснить влиянием
внешних побуждающих факторов.
• Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаются
в тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны,
не упорядочены или слабы.
4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов фор
мирования и изменения установок.
• Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначаль
но привлекательные для субъекта действия высоко возна
граждаются, то снижается внутренний интерес к таким
действиям.
Деятельностиый подход к объяснению процессов мотивации
В. А. Иванников
1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде
(нужду организма во внешних предметных условиях).
• Естественные врожденные потребности — это результат
эволюционного развития живых организмов, приспособ
ления их к меняющимся условиям окружающей среды.
• Человеческие потребности — результат исторического формирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.
2. Определенные условия жизнедеятельности становятся
для организма потребностями, когда по мере развития (фи
логенетического или онтогенетического) живого организма
формируется: а) программа сохранения и поддержания
своей целостности б) в новых непостоянных или неопреде
ленных условиях существования.
3. Отношения живого существа с условиями окружающей
среды складываются на разных уровнях, которые определя
ют разные уровни существования потребностей.
• Базовые потребности и соответствующие им механизмы
поддержания жизнедеятельности:
— отношения «организм — биохимическая и биофизи
ческая среда» обеспечиваются базовыми программа
ми физиологического самосохранения и самовосста
новления живого существа;
— отношения «вид живых организмов — другие виды и
экологическая ниша» обеспечиваются базовыми про
граммами поддержания вида.
• На основе базовых потребностей и соответствующих им
программ поддержания жизнеспособности формируются
производные потребности, мотивы и качественно новые
механизмы их удовлетворения:
— отношения «природный субъект — природное этоло-
гическое (поведенческое) поле его действий»;
— отношения «социальный, культурный субъект — дру
гие люди, пространство жизни общества»;
— отношения «личность, нравственный субъект — про
странство нравственных и ценностных отношений с
другими личностями».
4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.
А, Н. Леонтьев
1. Источником формирования и развития мотивацией -
ной сферы человека являются изменения в его деятельности.
Формирование нового мотива одновременно есть возникно
вение новой деятельности.
• Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос
принимаемый, представляемый), который удовлетворяет
потребность и на который направляется деятельность.
2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется
ряду закономерностей.
• Исходно к активности субъекта побуждают естественные
потребности, которые запускают врожденные формы не
направленного поискового поведения.
Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.
• В человеческом обществе новые мотивы формируются и
развиваются через овладение с помощью других людей
разнообразными видами человеческих действий и деятель-
ностей, через овладение способами производства различ
ных предметов и способами их использования.
3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и
смысл ообразующую функции.
• Процесс деятельности направляется определенным моти
вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из
которых подчиняется промежуточной цели.
• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в
объективных связях и отношениях — как значения; б) по
отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека —
как личностный смысл.
• По отношению к любому текущему действию человека
различные мотивы выстраиваются в иерархические отно
шения и связи друг с другом.
4. Мотивационное значение предметов, действий, собы
тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается,
но всегда представлено в форме положительных или отрица
тельных эмоциональных переживаний.
5. По мере овладения субъектом определенными действи
ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут
приобретать для человека самостоятельный личностный
смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель
ный мотив — формируется новая деятельность (механизм
сдвига мотива на цель).
6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи
ческую систему, которая образует основу личности человека
и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта
(см. выше: теории личности).