Как избежать редукционизма при анализе и объяснении психических явлений? Гносеологические аспекты анализа психических явлений
В настоящее время в рамках психологии существует множество гносеологических подходов к анализу психических явлений. При этом не всегда такие подходы носят достаточно простроенный характер и не всегда в них принимается во внимание онтологическая специфика психики.
В отечественной психологии первый методологический подход, заключающийся в выделении «единицы анализа» психических явлений с целью построения «генетических» объяснений, был сформулирован и введен в систему психологических знаний Л. С. Выготским (1982). Введение такой единицы предполагает соблюдение ряда принципов.
• Единицей анализа психики может быть только такое це
лое, которое: а) обладает в простейшей («зачаточной»)
форме всеми свойствами психики; б) не теряя своих
свойств, не раскладывается путем последующего анализа
на элементы.
• Из такой единицы должно путем построения генетических
объяснений выводиться все разнообразие психических яв
лений.
• Такая единица должна представлять исходную основу для
развития всех высших форм психических образований.
В последующем эти принципы, с целью избежать редукционизма в исследовании психических явлений, пытались дополнить разные авторы (Зинченко, 1983; Холодная, 1983; Агафонов, 2000; Морозов, 2002). Среди таких дополнений можно обнаружить и взаимоисключающие:
• единица анализа психики не может быть сведена к непси
хическим образованиям;
• единица анализа психики должна существовать на опреде
ленном субстрате, из которого строятся психические явле
ния;
• единица анализа психики должна одновременно представ
лять собой материал (субстрат), структуру, функцию;
• единица анализа психики должна быть эмпирически реги
стрируемой;
• единица анализа психики должна служить объяснительным
принципом и представлять собой модель предмета исследо
вания, позволяющую выявить его основные свойства.
Методология выделения единиц анализа присутствует во множестве отечественных исследований психических явлений. Особенно часто она используется для анализа теоретических расхождений, существующих у разных авторов при объяснении психических явлений (Давыдов, 1972; Холодная, 1983; Морозов, 2002).
С целью конкретизации и дополнения методологии, заложенной Л. С. Выготским, в последующем была использована методология системного подхода к анализу психических явлений. Вотечественной психологии этот подход имплицитно был заложен в рамках деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, а эксплицитно — в разных терминологических модификациях реализован в исследованиях Б. Ф. Ломова, 3. А. Решетовой, Г. П. Щедровицкого, М. А. Холодной и др.
В работах Б. Ф. Ломова активно проводилась линия методологического обоснования необходимости применения системного подхода к анализу и объяснению психических явлений. В настоящее время это ни у кого не вызывает сомнения. Вместе с тем у ряда авторов существуют попытки уточнить, конкретизировать, дополнить или изменить некоторые из положений, выдвинутых Б. Ф. Ломовым (1984):
1. Человек представляет собой систему разнопорядковых свойств, которые имеют сложную иерархию и динамическую организацию. Развитие и функционирование психических свойств человека может: а) детерминироваться
6. Заказ №4624.
непсихическими свойствами; б) детерминировать проявление непсихических свойств.
2. Система психических явлений имеет вертикальное
(уровневое) строение и организацию. При этом количе
ство функциональных уровней каждого психического
явления может увеличиваться по мере развития психики.
3. Психические явления многомерны и могут получить
описание и объяснение только на основе анализа, опира
ющегося на множество взаимно дополнительных осно
ваний. Исследование психических явлений требует сис
темного анализа, который предполагает:
• установление взаимосвязей психических явлений с непси
хическими явлениями того же уровня (класса): а) психика
в отношениях к другим формам отражения — абиотиче
ского, биологического, социального; б) психика как один
из регуляторов активности; в) психика как структура лич
ностных образований;
• анализ совокупности психических явлений как системы
относительно самостоятельных функциональных образо
ваний, как самостоятельной целостности (когнитивные,
регулятивные, коммуникативные функции);
• анализ психических явлений в рамках систем более высо
кого уровня организации: а) в рамках биологических отно
шений организма со средой; б) в рамках системы межлич
ностных и социальных отношений;
• анализ психики как явлений, производных от процессов,
протекающих на «микроуровне» нейронной организации
психофизиологических и физиологических процессов.
4. Психические явления имеют нелинейную системно-динамическую детерминированность. Существуют постоянные изменения в соотношениях между причинами, факторами и условиями, которые детерминируют психические функции:
• детерминация психических функций изменяется по мере индивидуального развития;
• сходные психические феномены, факты могут определять
ся разными закономерностями. Различные факты могут
быть вызваны одной и той же психологической закономер
ностью;
• в качестве причин действий или поступков человека вы
ступает не отдельное событие, а система событий — ситуа
ция. При этом ситуация, в которой осуществляется пове
дение, постоянно изменяется в результате поведения, ак
тивности субъекта;
• человеку присуща самодетерминация поведения в форме
активного целеполагания;
• причины и следствия поведения человека могут быть силь
но разведены во времени индивидуальной жизни;
• поведенческий акт может быть результатом накопления
эффектов предшествующих событий (кумулятивный эф
фект накопления причинно-следственных связей).
В работах 3. А. Решетовой (1986) дается развернутое изложение применения системного подхода в педагогической психологии с целью построения системного типа ориентировки учащихся в разнообразных предметных областях знаний. Подчеркивается, что системный подход не производит новых научных знаний, а лишь направляет познавательную деятельность и задает способы анализа и организации научных знаний. При этом понятия, фиксирующие системную организацию объекта, выполняют инструментальную функцию при анализе конкретных явлений. Врамках системного подхода бытие вещей рассматривается: а) в виде систем разного уровня: макро-, мезо-, микро-; б) в виде систем разного качества: физических, химических, биологических, психологических... Системный анализ предметов и явлений предполагает ряд необходимых операций.
• Выделение предмета-системы из среды и параметрическое
описание его как целостности. Предмет как качественная
единица, как особая система в предметном мире.
• Разделение целого на составляющие и выявление отноше
ний между ними: а) выделение уровней строения и функ-
ционирования; б) выделение составляющих компонентов каждого уровня. Предмет анализируется как состоящий из совокупности микросистем.
• Исследование структуры системы — ее элементов, их
свойств, а также отношений и связей между элементами:
а) системообразующих, структурно-функциональных; б) ге
нетических, лежащих в основе формирования структуры.
• Исследование и функционирование системы как целого.
Предмет рассматривается как часть более сложной систе
мы, как подсистема. Отношения предмета-системы со сре
дой — предмет в системе внешних связей и взаимодействий.
• Исследование развития системы. Формирование и развитие
предмета на основе исходных компонентов, которые реали
зуются: а) посредством образования связей между исходны
ми компонентами системы; б) посредством функциональ
ной организации частей в целом — в рамках системы.
Указывается, что организация результатов познавательной деятельности (знаний о предмете) требует фиксирования в трех системах понятий. Во-первых, понятия, фиксирующие предмет в категориях системного анализа (система, элементы, связи, структура...). Во-вторых, понятия, фиксирующие компоненты, составляющие познавательную деятельность по получению соответствующих знаний (цель, предмет, средства...). В-третьих, понятия, фиксирующие изучаемые предметы в терминах соответствующей науки. Последняя группа понятий, очевидно, и должна включать описание онтологических особенностей исследуемой реальности (Решетова, 1982; Решетова, 1986; Формирование... 2002).
Конкретизация использования системного подхода к анализу психических явлений представлена в работах М. А. Холодной, где излагаются принципы структур-но-интегративной методологии в психологии (Холодная, 1997). Указывается, что в разное время психология опиралась на разные методологические основания. Во-первых, на принцип элементаризма — «путь разложения сложного 84
явления на относительно простые элементы». Такой подход не оправдал себя, т. к. при этом терялись свойства целостных психических структур. Во-вторых, на принцип целостности, «супераддитивности»: «целое больше своих частей». Этот принцип также имеет свои недостатки и должен быть дополнен принципом «субаддитивности»: «целое меньше своих частей». И далее указывается:
1. Интеграция элементов (частей) в целостную психиче
скую структуру проявляется:
• в наличии у частей специфических свойств, обеспечиваю
щих возможность возникновения между ними определен
ных связей;
• часть, входящая в целое, утрачивает некоторые свои свой
ства, либо они частично трансформируются;
• у новой целостности появляются новые свойства, порож
даемые теми связями, которые возникли при вхождении
частей в новое целостное образование.
2. Анализ психических явлений предполагает выявление:
• состава элементов и тех ограничений, которые накладыва
ются со стороны элементов на итоговые свойства психиче
ского образования;
• связей между элементами, образующими целостное пси
хическое образование: структурных и функциональных;
• качественно новых свойств психического образования;
• места целостного образования в ряду других психических
образований.
Анализ субстратных характеристик психики требует введения принципа трансформации этапов развития психического явления в структурные уровни его организации, а также понятий, фиксирующих уровни развития психических образований.
• Каждый из уровней развития того или иного психического
процесса или структуры является необходимым для фор
мирования последующего. Нижележащие уровни являют
ся необходимыми условиями развития вышележащих.
• Каждый из уровней имеет свои собственные качественные
особенности, образован качественно различными связя
ми, отношениями, опосредствованиями.
• Вышележащие уровни в большей или меньшей степени
управляют нижележащими.
• Внутреннее развитие каждого уровня не прекращается с
развитием вышележащего.
Исходя из таких принципов, М. А. Холодная указывает, что анализ генетических отношений в объяснении психических явлений имеет следующую последовательность: психическая структура 1 -> психическая функция 1 -» психический продукт 1 -» психическая структура 2 -» психическая функция 2 -»• психический продукт 2 и т. д. Далее в соответствии с изложенными методологическими принципами строится структурная теория интеллекта человека.
Отметим, что изложенный методологический подход имплицитно присутствует во множестве теоретических исследований, включая большую часть теоретических моделей в американской когнитивной психологии. Общими особенностями строящихся в рамках этого подхода (и аналогичных им по способу построения) теорий и моделей выступает то, что исходно они основываются на предположениях о структурных составляющих психических явлений, а не на предположениях о функциональных отношениях и связях, которые направлены на решение определенных задач и обеспечивают достижение определенного результата. Поэтому закономерности функционирования таких структур часто оказываются неочевидными и не всегда могут быть выведены из соответствующей теории или модели.
Еще одна общая особенность структурных подходов к построению теорий и моделей психических явлений заключается в том, что функциональные механизмы психических процессов фиксируются как набор «статичных» структурных составляющих, функциональные связи и взаимодействия между которыми постулируются, но причины их происхождения и онтология остаются неясными и скрытыми. 86
Поэтому гипотетическим структурным составляющим теорий часто непреднамеренно приписывается онтология самостоятельных «сущностей», которые существуют сами по себе, безотносительно к какому-либо субстрату (Веккер, 1998).
Так как психика — это система процессов, система активных целенаправленных операций и действий, обеспечивающих ориентировку и организацию поведения, то их теоретический анализ должен быть исходно сосредоточен на выявлении функций и межфункциональных связей (Выготский, 1982—1984. Т. 1,3; Анохин, 1978; Щедровицкий, 1995). Тогда составляющие процесс психические функции будут объединяться в функциональные системы, соответствующие естественной логике протекания процесса, логике реализации определенных функций, а не в соответствии с умозрительной логикой добавления «одной части процесса к другой». Структурное описание психических явлений представляет собой пространственную интерпретацию временной развертки психического процесса (Морозов, 2002. С. 41). Поэтому анализ генетических отношений при объяснении психических явлений должен иметь иную последовательность: исходные психические функции 1 -» психическая функциональная система (структура) 1 -»• функционально-структурный психический продукт 1 -> психические функции 2 -> психическая функциональная система (структура) 2 -» функционально-структурный психический продукт 2 и т. д.
Еще один вариант использования системного подхода в целях методологического анализа процесса и результатов научного познания можно обнаружить в работах Г. П. Щедро-вицкого (1995,1997). Преимущество этого подхода в том, что учитывается характер онтологии явлений, существующих в форме процессов (такова онтология психических явлений), а также функциональная роль знаково-символических средств в организации и фиксировании научных знаний.
Логика функциональной связи знаково-символических средств с деятельностью познания представлена сле-
дующим образом. Воздействие человека на объект выделяет какое-либо особое содержание (свойство) объекта — предмет. Такое содержание фиксируется и объективируется в знаках. Онтологическими представителями знаний становятся знаки — чувственно доступные средства фиксации содержания операций и воздействий человека на объект (значения). При этом знаки функционально образуют несколько «плоскостей замещения». Формирование таких плоскостей замещения имеет следующую логическую последовательность: а) результаты оперирования с какими-либо объектами посредством определенных процедур фиксируются в знаках; б) знаки, фиксирующие результаты оперирования с объектом, могут организовываться в самостоятельные оперативные системы и употребляться в соответствии со специальными правилами, образуя вторую плоскость действий; в) далее эта вторая плоскость действий начинает замещать множество действий с объектами и может становиться объектом последующей деятельности — со знаками и их значениями. Результаты такой деятельности фиксируются в других знаках, которые также могут организовываться в формальные оперативные системы и начинают составлять третью плоскость замещения... При этом следует заметить, что внутри каждой из плоскостей могут конструироваться гипотетические теоретические объекты в форме всевозможных схем, изображений, моделей.
Овладеть содержанием понятий — значит уметь устанавливать всю систему опосредствованных знаками связей между значением и предметным миром, а также ориентироваться в том, результатом каких действий является данное значение и как такие действия реализуются (Щедровицкий, 1995, 1997).
Знаково-символическое фиксирование и изображение объекта в научном знании может принимать различные формы. Первое основание для выделения таких форм — что изображается: преимущественно эмпирические данные или абстрактные предметы, обобщения, гипотетические объяс-
нительные модели («системы объекта» или «системы предмета»). Второе основание — что является исходным противопоставлением в анализе изображаемого объекта: целое — часть или процесс — материал. По этим основаниям анализ, фиксирование и объяснение исследуемого предмета или явления могут осуществляться несколькими способами.
1. Со стороны внешних свойств, преимущественно осно
вываясь на эмпирических данных. При этом выделяют
ся: а) атрибутивные свойства объекта и б) функции — эм
пирические связи, в которых существует объект внутри
более сложного целого.
2. Со стороны состава — объект рассматривается как слож
ное тело, состоящее из элементов, которые находятся в
отношениях друг с другом, но не связаны, т. е. не влияют
друг на друга. Такие элементы могут быть как однород
ными, так и разнородными и выделяться как на основе
эмпирического анализа, так и на основе гипотетических
теоретических конструкций (предполагаемых моделей).
3. Как «сеть» связанных элементов (эмпирических или ги
потетических), которые находятся в отношениях друг с
другом и влияют друг на друга (взаимно связаны). Такую
форму изображения Г. П. Щедровицкий определяет как
собственно системно-структурный подход, где исследу
ются преимущественно связи, а не элементы, и выделяет
два основных способа системно-структурного изображе
ния объекта.
Первый способ системно-структурного исследования и фиксирования объекта основывается на сведении процессов и структур к параметрическим характеристикам элементов, связей и их зависимостей, где исходным противопоставлением является «целое — часть». Этот способ системно-структурного изображения объекта предполагает три основных типа процедур исследования. Во-первых, разложение объекта на части путем эмпирического анализа и последующего объединения частей в целое путем гипотети-ко-дедуктивного введения связей, которые объединяют эле-
енты в структуру. Во-вторых, измерение эмпирически заданных свойств объекта и фиксация его «сторон» в различных параметрах и характеристиках, а также обратная операция восстановления объекта по его характеристикам (параметрам). В-третьих, погружение элементов и объединяющей их структуры как бы внутрь целого (при анализе объекта) и обратная операция — извлечение элементов или структуры из этого целого.
Результаты исследования представляются в виде элементов, в виде связей, объединяющих элементы, а также в виде зависимостей между связями. Такой способ исследования и изображения не всегда адекватен по отношению к объектам, которые существуют в форме процессов, в виде функциональных или генетических изменений и преобразований. Это связано с тем, что при таком представлении результатов познания отсутствует четкое выявление и описание процессов. В результате процессы предстают не как система функционирования или развития, а как атрибут, как свойство системы. Процессы сводятся либо к структурным, либо к параметрическим характеристикам.
Второй способ системно-структурного исследования и фиксирования объекта основывается на исходном противопоставлении «процесс — материал» (процесс определяет и задает целостность объекта). Этот путь анализа объекта предполагает процедуры, которые направлены прежде всего на установление связей функционирования и развития (генезиса).
Выявление связей функционирования включает ряд процедур. Во-первых, выделение основного процесса, определяющего целостность объекта (системы). Во-вторых, построение структурного изображения такого процесса. В-третьих, превращение материала системы (который сначала представляется как возможность какой-либо организации) в определенную структурой процесса организованность — структурирование материала.
Результатом таких процедур исследования является организованная структура процесса, которая включает четыре 90
слоя представлений: 1) процесс, составляющими которого выступают: 2) функциональная структура — форма фиксации процесса (стадии, этапы, периоды); 3) организованность материала — отражение течения процесса на определенном материале (изменения материала в результате процесса); 4) морфология (внутреннее строение материала), которая, в свою очередь, может содержать процессы, функциональные структуры и организованность материала и т. д.
В том случае, когда необходимо установить зависимости и связи между двумя процессами, все вышеизложенные процедуры повторяются и для второго процесса, а связь устанавливается путем наложения на существующую организованность материала новой структуры процесса. Таким образом, взаимодействие процессов происходит через организованность материала, которая изменяется. В свою очередь, изменение организованности материала может вести к изменению процессов и структур и т, д.
Установление связей развития основывается на тех же процедурах, которые характерны для установления связей функционирования, и предполагает следующую последовательность действий: 1) анализ развитого состояния эволюционирующей системы; 2) выявление генетически исходной структуры — «клеточки», которая принципиально соответствует акту рождения, происхождения объекта и является следствием объединения каких-либо функций и материала; 3) последующее закономерное развертывание такой структуры в более сложную структуру путем последовательного наложения новых структур процесса на существующую организованность материала и фиксации изменений организованности материала с последующими изменениями процессов и их структур.
Два методологических направления: анализ путем выделения единицы анализа («единицы-клеточки») и системный подход — обеспечивают решение разных задач. Первый подход преимущественно сосредоточен на конкретизации исходных онтологических форм существования психических
явлений, второй подход преимущественно задает гносеологические рамки научного анализа различных явлений. Поэтому методология выделения единиц анализа требует гносеологической конкретизации, а методология системного подхода — онтологического наполнения. Такая конкретизация и онтологическое наполнение присутствуют в методологическом подходе, который представлен в работах И. И. Ильясова.
Подход к организации методологической ориентировки в разных предметных областях, сформулированный И. И. Ильясовым, опирается на систематическое категориальное обобщение знаний по способам их получения (Ильясов, 1986, 1994). Организация ориентировки в знаниях, а также в способах их получения предполагает разведение знаний описательных и объяснительных, знаний эмпирических и теоретических с последующим систематическим описанием характеристик предметов и явлений по их категориям, а теорий — по способу их построения.
Явления и события могут выступать перед наблюдателем как объекты и процессы. Всвою очередь, и у объектов, и у процессов могут быть выделены: а) признаки и свойства; б) состав и структура; в) отношения и связи. Регистрация и фиксирование в знаково-символических средствах непосредственно наблюдаемых или регистрируемых с помощью, приборов различных характеристик событий и явлений составляет область описательных научных знаний, область фактов.
Область объяснительных знаний представляет собой построение объяснений (теорий), которые могут различаться по множеству оснований. Основные функции теории в научном познании: объяснение и предсказание явлений и событий. Производная функция — теоретическое обобщение фактов и явлений. Следует различать разные типы научных обобщений (Ильясов, 1996). Эмпирическое обобщение — объединение предметов и явлений по эмпирическим, наблюдаемым или измеряемым, основаниям. Теоретические
обобщения — объединение предметов и явлений с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.
Конкретизация и классификация различных видов теоретических объяснений представлена в работе И. И. Ильясова (1986. С. 100—111). Типы теоретических объяснений делятся по нескольким основаниям.
Во-первых, предметная отнесенность теории, т. е. что конкретно объясняется. Это может быть объект (предмет) или процесс развития и изменения объекта или явления, а также свойства объекта или процесса, их состав, структура, функции, связи и т. д.
Во-вторых, содержание объясняющих оснований и способ построения теории. Такими основаниями могут выступать внутренние свойства самих объясняемых объектов и характеристики их внешних связей с другими объектами.
• Атрибутивные объяснения — объяснения одного свойства
объекта через другое свойство этого же объекта (анализ пу
тем выделения свойств).
» Составно-структурные объяснения — объяснения предметов и явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие — анализ путем выделения элементов, компонентов, состава).
• Функциональные объяснения — объяснения какого-либо
предмета или явления через его роль, функцию в более
сложной системе предметов или объектов (анализ путем
выделения связей и взаимных влияний предметов и явле
ний друг на друга).
• Генетические объяснения — объяснения, основывающиеся
на выделении исходной «единицы-клеточки» — единицы
анализа, потенциально содержащей все основные свойст
ва целого, которые определяют последующее разви
тие-усложнение явления (анализ путем выделения исход
ных единиц с последующим выявлением законов и усло
вий их развития).
_™„..
В-третьих, наличие или отсутствие последующего объяснения исходных объяснительных принципов (однопоряд-ковые и многопорядковые объяснения). Многопорядковые объяснения, в свою очередь, могут быть: а) линейными — содержащими основания одного уровня обобщения или структурной организации; б) уровневыми — опирающимися на последовательно возрастающую обобщенность объяснительных оснований или глубину их проникновения в структуру объекта.
В-четвертых, количество разных типов оснований, используемых в объяснении одного явления (простые одноактные и сложные). Сложные объяснения подразделяются на: а) комбинированные — возникающие путем увязывания простых объяснений друг с другом; б) смешанные — с самого начала строящиеся как сложные.
И, наконец, в-пятых, наблюдаемость или ненаблюдаемость (гипотетичность) в теоретических объяснениях объясняемого содержания и объясняющих оснований.
Таким образом, в отечественной психологии терминологически представлено три способа методологической организации психологического исследования и его результатов. Самые существенные расхождения между ними обнаруживаются при анализе: а) онтологической специфики психических явлений; б) при анализе объяснительных, теоретических, знаний и способов их научного построения.
При использовании методологии выделения единиц анализа разные способы объяснений сводятся к философскому тезису о движении мысли от единицы анализа (сущности явления) к его «развитым формам» путем «восхождения от абстрактного к конкретному» (Давыдов, 1972, 1996). При использовании системного подхода не всегда разводятся объяснительные и описательные знания, что часто приводит к их смешению. Методология систематического категориального обобщения знаний по способам их получения позволяет конкретизировать приемы выделения единиц анализа путем разграничения способов построения 94
объяснений (теорий). Суть объяснительных знаний в том, что предметы и явления обобщаются прежде всего по способу их объяснения с каких-либо единых теоретических (объяснительных) позиций — с позиций определенных объяснительных принципов. Поэтому современная методология должна задавать ориентировку исследователя враз-личных способах объяснения явлений.
Сформулированный в работах И. И. Ильясова методологический подход обеспечивает обобщенное воспроизведение логики процессов научного познания, логики организации его результатов, а также позволяет осуществлять наиболее широкую ориентировку в разнообразных предметных областях знаний. По нашему мнению, этот методологический подход является наиболее содержательным и направляет познавательную активность как на анализ онтологии изучаемых явлений, так и на анализ гносеологических аспектов организации исследования.
Вместе с тем обобщенная категориальная ориентировка в организации познавательной деятельности и ее результатов может при необходимости интерпретироваться и дополняться методологией системного анализа. При этом следует указать на то, что системность знаний может быть обеспечена только путем четкого разведения знаний эмпирических, описательных, которые фиксируют наблюдаемые свойства и связи явлений, с одной стороны, и разнообразных способов объяснения таких явлений и их свойств, с другой стороны. Также следует учитывать, что разные стороны (свойства) одного и того же явления могут иметь различные способы объяснения, которые не должны смешиваться. Одно и то же объяснение может быть приложимо к определенному «набору» или «диапазону» свойств явлений, которые должны быть четко выделены.
Таким образом, различные разделы научных знаний и системные связи между ними устанавливаются не только путем выделения в объектах и явлениях предмета изучения, но и путем использования специфических способов объяснения
таких явлений. При этом не всегда можно установить непосредственные связи между различными объяснениями свойств одного и того же явления, а также между теоретическими понятиями. Связи и отношения между объяснениями устанавливаются не путем соотнесения друг с другом понятий из разных теоретических систем, а через отнесение таких объяснений к реальным свойствам объектов и явлений.
На какие вопросы необходимо дать ответы, осуществляя методологический анализ того или иного психологического исследования?
Сформулируем ряд принципиальных вопросов, которые составляют основу методологической ориентировки в организации естественно-научного исследования любого психического явления.
Прежде всего, это исходные вопросы: что считать сферой психических явлений и каковы феноменологические, эмпирические и теоретические критерии их выделения и разграничения? Что выступает основанием для выделения критериев психики? Из каких теорий и предположений вытекают именно такие критерии? Как обосновываются и чем подтверждены теоретические объяснительные принципы?
Еще ряд вопросов направлен на конкретизацию области исследования: какие особенности психики выступают в качестве предмета исследования? Какие существуют теоретические подходы к объяснению выделенной особенности психики?
Далее полезно ответить на вопросы: какие особенности онтологического существования психических явлений будут анализироваться? В каких понятийных формах они будут фиксироваться (как феномены, факты)? С опорой на какие теории будут строиться исследование и анализ результатов?
И наконец, вопрос, связанный с выбором и обоснованием методов исследования: какие эмпирические методы позволят получить наиболее достоверные и надежные резуль-96
таты с целью верификации и обоснования теоретических гипотез и моделей?
Безусловно, это неполный перечь вопросов, на которые приходится искать ответ исследователю в случае методологической ориентировки и методологического обоснования процедур и результатов исследования. Вместе с тем без ответа на эти вопросы невозможна научная рефлексия и достаточная осознанность получаемых в ходе исследования научных знаний о психических явлениях.