На уровне общефилософского анализа психических явлений
можно выделить несколько основных философско-мепгодо-логических позиций, которые можно занимать в интерпретации значения, роли, сущности, а также причин возникновения психики в мире. Такие позиции наиболее отчетливо проявляются в ответе на вопрос: что выступает первоосновой (субстанцией) всех явлений во Вселенной?
Позиция панпсихизма. В основе всего существующего заложена единая субстанция, являющаяся первоосновой всего существующего. Психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления. Существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности.
Позиция идеализма. Первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция — всеобщий разум или персонифицированный Бог. Такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления. Если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма. Если же в качестве первоосновы, причины всего в
мире субъект признает самого себя — деятельность своих органов чувств и своего мышления, то это позиция субъективного идеализма (позиция солипсизма).
Позиция материализма. Первоосновой всего признается одна субстанция — материя, существование которой подчиняется объективным естественным законам развития. По мере эволюционирования, развития материальные явления приобретают особые свойства — быть живыми и передавать жизнеспособность другим организмам (см. определение жизни в учебниках биологии). У некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функциональные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной активности, а также переживание организмом внутренних состояний и отношений к событиям во внешнем мире. Совокупность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений. При этом следует разводить позицию вульгарного материализма, утверждающую, что психика есть особый вид тонкой материи, и позицию научного материализма, утверждающую, что психика есть особая, присущая живым организмам функция, формирующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром.
Позиция дуализма. Первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и психика (мышление, дух). При этом обе субстанции либо признаются сосуществующими параллельно, либо сосуществующими в постоянном взаимодействии. Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представители концепций психофизического взаимодействия (см. тексты по истории психологии).
Между такими крайними философскими позициями могут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые фор-
мы, которые не всегда осознаются авторами психологических текстов и которые не всегда легко бывает обнаружить.
Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, получаемых в процессах исследования.
К философскому уровню методологии относятся и вопросы о вере и атеизме, а также о возможности и невозможности (агностицизм) объективного познания окружающего мира. Всвязи с этим заметим, что в своих конечных философских основаниях любое мировоззрение опирается на веру. Например, ученый-атеист, стоящий на позициях научного материализма, также имеет особую форму веры. Он верит в то, что природа существует независимо ни от чьего сознательного (психического) вмешательства и развивается по внутренне присущим ей законам. Ученый также верит в то, что такие законы природы он имеет возможность познавать, фиксировать и опираться на них при организации жизнедеятельности. В настоящее время, пожалуй, полезно признать, что споры и дискуссии между разными людьми, направленные на выявление конечных (философских) оснований веры, пока не позволяют найти единственно верного решения.
Отметим также, что и среди ученых-естествоиспытателей, и среди ученых, исследующих психические явления, имеются глубоко верующие, религиозные люди. Это не обязательно служит препятствием к осуществлению серьезной научной деятельности. Тем не менее в настоящее время при организации своих исследований ученый стихийно или осознанно вынужден опираться на общепризнанные научные методы и придерживаться общенаучной методологии. В противном случае результаты его исследований не будут признаны в качестве научно обоснованных.
Общефилософский взгляд на мир определяет готовность человека разделять или отвергать: а) различные варианты ненаучных и научно обоснованных представлений, на
которые может опираться мировоззрение человека; б) различные варианты общенаучной методологии. Общенаучные методологические проблемы традиционно исследуются в рамках таких систем знаний, которые получили наименования «гносеология», «эпистемология», «теория и логика научного познания».
1.3. Общенаучный уровень методологии 1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания Что такое наука?
Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существующей действительности, отвечающее критериям относительной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере развития методов научного познания (см. ниже). История развития науки позволяет сделать вывод о том, что знание не может являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополняются, уточняются, а иногда — в периоды «научных революций» — радикально преобразовываются.
Наряду с научно обоснованными знаниями, каждый человек является носителем и ненаучных знаний. Не любое знание может быть признано научным или научно обоснованным.
-